В кругах ценителей музыки нередко возникают споры насчет использования в музыке частоты 432 Гц. С одной стороны есть мнение, что искусственно введенный современный стандарт музыки в 440 Гц исходил со стороны семьи Рокфеллера и был поддержан Геббельсом для последующих манипулирований сознанием слушателей. А в древности использовался другой строй — 432 Гц, который был более естественным и благозвучным для настройки звучания инструментов.
Другие считают, что изменение частоты никак не влияет на звук, что частота 432 гц не имеет большого значения, а сам строй нужен только для удобства настройки инструментов.
Итак, давайте разберемся. Для начала какая разница между частотой 432 Гц и 440 Гц и откуда взялась частота 440 Гц.
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ISO
Итак, в 1939 году на международной конференции в Европе было предложено принять за основу значение 440 Гц частоты строя звука Ля ПЕРВОЙ ОКТАВЫ для большинства музыкальных инструментов всего мира с обозначением: A440. Эталоном этого стандарта стал служить камертон.
Это решение было закреплено в 1953 году официально международным стандартом ISO 16. Изначально, организация ISO была учреждена в Нью-Йорке в 1926 году, но в 1942 году была расформирована. И только после войны в 1946 г. организация ISO была вновь учреждена, но уже в Лондоне, и начала функционировать как некая неправительственная организация, состоящая из представителей 25 развитых стран для координирования промышленных стандартов во всем мире. Одним из инициаторов создания этой организации, стал СССР.
Само название ISO было взято от греческого слова ίσος (исос) — что в переводе равный, с того момента всемирная организация по проведению стандартизации называется «ИСО». Ее официальными языками являются Французский язык, Английский и Русский, так как СССР являлся одним из главных её учредителей.
Однако в 2007 году государственные организации нескольких стран таких как ЮАР, Венесуэлы, Бразилии, Эквадора, Парагвая и Кубы выступили против , усомнившись в нейтральности самой ISO, так как выяснилось, что половина из членов собрания являлись, ни больше ни меньше, сотрудниками компании Microsoft.
В поддержку 432 гц выступил также профессор Dussaut из Парижской консерватории. Он составил обращение за подписью 23 000 музыкантов Франции в котором было требование сохранить 432 Гц, дабы сохранить музыкальную гармонию Вселенной.
СУЩЕСТВУЮТ ЛИ СТАНДАРТЫ НАСТРОЙКИ ВЫСОТЫ ТОНА?
Общепринято считать, что до введения стандарта различные оркестры настраивали свои инструменты по разному: Париж 405 Гц, Англия 419 Гц, В России 436, а в Вене 435 Гц. И даже Моцарт, Бах и Бетховен настраивали по-разному свои инструменты. А это значит, что стандарта высоты тона в древности для настройки разных инструментов, очевидно не существовало. При этом, музыканты сами настраивали свои музыкальные инструменты как они считали нужным.
Несмотря на современное введение стандарта в 440, музыканты всего мира до сих пор продолжают настраивать инструменты так, как они считают нужным.
Но возникает вопрос, как к этому относились наши предки и была ли у них своя теория настройки высоты звука?
"ВЕРДИЕВСКИЙ СТРОЙ" ИЛИ ДРЕВНЯЯ ТЕОРИЯ ВЫСОТЫ ЗВУКА
Об исследованиях в области звуковых частот было известно еще со времен изобретения тоновых колес Феликса Савара и тонометра Иоганна.
А в 1713 году один известный акустик и математик из Франции Жозеф Совёр создал трактат, в котором наглядно описал не только научное, но и философское восприятие изменений частоты звука. Согласно его теории, если разместить ноту До первой октавы именно на частоте 256 Гц, можно получить некую систему, где каждая октава будет "укладываться в диапазон целых чисел" которые будут в свою очередь кратны двум.
То есть, если мы пойдем вниз по нотному ряду, то все ноты будут иметь кратную частоту. Нота До первой октавы будет иметь частоту 256 Гц, идем на октаву ниже - 128 Гц, и так далее. Получается в результате: 64-32-16-8-4-2-1. Такой подход представляет более точную настройку инструментов, где они будут звучать чище, живее и естественнее.
Есть также сравнение частоты 432 Гц с подобными числами в других областях, например 432 составляет три гросса, где гросс — старинная мера измерения, которая равна 144 или 12 дюжинам, а еще 432 равно сумме последовательных чисел: 103 + 107 + 109 + 113
Идею Жозефа Совёра поддержал Джузеппе Верди. После чего строй 432 Гц, стал носить название "Вердиевский строй" (в честь Д. Верди). Многие его последователи стали говорить и о целебных свойствах музыки, созданной на основе этой настройки.
Итак, подобные соотношения чисел это закономерность или все же выдумка?
Для начала послушайте как звучат гусли в 432 Гц...
Послушайте как звучат гусли в 432 Гц...
ЛЮБИМЫЙ СТРОЙ ОРФЕЯ И МОЦАРТА: ТАК ЛИ ЭТО?
Бытует мнение, что в древности строй 432 Гц был любимым строем хранителя музыки Орфея, а в последствии, этот строй полюбил и Моцарт, так как частота 432 имела более совершенный гармонический баланс.
По мнению последователей этой идеи, частота 432 Гц оказывается вызывает "Пифагорейскую музыкальную спираль", где издаваемое струнами гармоническое сочетание звуков становится наиболее благозвучным лишь тогда, когда мензуры (длины) струн музыкальных инструментов находятся в определенном (правильном) численном отношении друг к другу.
Однако, в своем учении Пифагор опирался скорее не на частоту звука, но на численные соотношения в длинах струн, а также формулы. Что касается Моцарта, то он пользовался камертоном с тоном 421.6 Гц., и о частоте 432 Гц нет больше никаких упоминаний. Тем более, что сама единица измерения Герц возникла в 19-м веке.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ «ГЕРЦ»
Единица измерения «Герц» появилась на свет лишь в 1830 году и была названа по имени ее создателя Герца, который и смог измерить частоту звука, где «Герц» показывает определенное количество циклов действия за секунду времени.
Так как же все таки настраивали музыкальные инструменты и измеряли частоту звука наши предки и была ли вообще у них определенная система? Это пока остается загадкой. Возможно у них был настолько совершенный и чистый слух, что это позволяло им не используя никакие устройства настраивать всё просто-напросто на слух?
Выводы делайте сами...
И не забудьте оставить комментарий, что вы об этом думаете, и конечно ПОДПИШИТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ!
P. S. Вот для сравнения как звучат гусли на 432 Гц и 440 Гц:
МУЗЫКА НА ГУСЛЯХ В 440 Гц:
МУЗЫКА НА ГУСЛЯХ В 432 Гц: