Найти в Дзене
Светлана Филиппова

Как малыши учатся читать. Механизм чтения.

Часть первая. Первый вопрос, который мы себе задаем, увидев этот отрывок текста – ЧТО ЭТО? Во-вторых, приходит осознание (к нам, простым смертным)– ЭТО НЕЧИТАЕМО. В-третьих, что мы почувствуем, если нам скажут, что необходимо научиться читать на древнегреческом? Примерно то же самое чувствует нечитающий малыш в первом классе, открывая букварь (или азбуку)… Научиться читать – ТРУДНО! Чтение возможно при сложном взаимодействии зрительных, слуховых, артикуляционных, мыслительных и других (например, волевых) усилий, операций и компонентов. Поэтому нам, взрослым, – если мы хотим помочь малышу, – придется набраться терпения и осмыслить некоторые особенности обучения чтению младших школьников. Сегодня существует множество методик обучения чтению, научных и не очень. Я же буду говорить о способе, «выведенном» из обширнейшей практики авторитетом отечественной педагогики Константином Дмитриевичем Ушинским. Но сначала давайте разберемся с механизмом чтения. Он предполагает два этапа (ка

Часть первая.

Аристотель. Метафизика.
Аристотель. Метафизика.

Первый вопрос, который мы себе задаем, увидев этот отрывок текста – ЧТО ЭТО?

Во-вторых, приходит осознание (к нам, простым смертным)– ЭТО НЕЧИТАЕМО.

В-третьих, что мы почувствуем, если нам скажут, что необходимо научиться читать на древнегреческом?

Примерно то же самое чувствует нечитающий малыш в первом классе, открывая букварь (или азбуку)…

Научиться читать – ТРУДНО! Чтение возможно при сложном взаимодействии зрительных, слуховых, артикуляционных, мыслительных и других (например, волевых) усилий, операций и компонентов.

Поэтому нам, взрослым, – если мы хотим помочь малышу, – придется набраться терпения и осмыслить некоторые особенности обучения чтению младших школьников.

Сегодня существует множество методик обучения чтению, научных и не очень. Я же буду говорить о способе, «выведенном» из обширнейшей практики авторитетом отечественной педагогики Константином Дмитриевичем Ушинским.

Но сначала давайте разберемся с механизмом чтения. Он предполагает два этапа (как минимум).

Сначала малыш:

  • Видит гласную букву.
  • Соотносит ее со слогом-слиянием.
  • Думает, куда надо «причитать» вне слияния оставшиеся буквы.
  • Плавно читает слог, а потом и слово по слогам.

И только потом:

  • Начинает читать целыми словами (на этой ступени восприятие, произнесение и осмысление прочитанного происходят одновременно).
  • Интонирует, т.е. выделяет интонацией смысловые блоки читаемого текста. Интонирование показывает, что ребенок не только осмыслил отдельные фрагменты текста, а соотносит их с целостным содержанием прочитанного. Интонация – это индикатор того, что у ребенка сформирован навык чтения. Обычно это происходит на второй год обучения в школе.

Отсюда важный вывод, вернее два:

1. Читать надо много. И часто. В романе Марии Семеновой «Волкодав» главный герой в зрелом возрасте учился читать и в один момент подумал, что, оказывается, мозги тоже можно намозолить. И уж лучше бы он дрова колол или лопатой работал – не так утомительно.
Чтение – это
тяжелый труд, и без систематических тренировок тут не обойтись.

2. Обсуждать прочитанное. Т. е. выявлять, как малыш понял, осмыслил то, что прочитал. Постепенно в ходе таких бесед-разговоров малыш поймет, что основная задача чтения – передавать смыслы (и здесь нам в помощь золотой фонд детской литературы). А когда станет постарше, увидит, что через века при помощи книг с нами беседуют величайшие умы человечества.