Найти тему
Камилла Нигматуллина

В вузах нужно больше теории

Что? Да! В погоне за сближением теории и практики мы теряем смысл университетского образования в принципе. Студенту предлагается «индивидуальный образовательный маршрут», но он с трудом находит простую информацию на сайте вуза, а мы требуем от него решить, какие компетенции сформировать в ближайшем будущем и за счет каких дисциплин. Чтобы студент научился мыслить, ему надо предлагать больше знаний и меньше навыков.

что думают о философии энтомологи?..
что думают о философии энтомологи?..

Дистанционное образование весной 2020 года показало, что многие лекционные курсы можно было заменить на готовые онлайн-курсы или пакет методических материалов для самостоятельного освоения. Большинству молодых специалистов уже не нужно учиться 4-6 лет, чтобы овладеть доходным ремеслом, - в целом достаточно года, чтобы постичь азы дистанционно, а затем оперативно постигать навыки на практике в реальной компании. Единственное препятствие – большинству работодателей по-прежнему требуется диплом о высшем образовании в качестве доказательства… чего? Профпригодности? Но диплом не всегда это гарантирует. Социальной зрелости? Тем более не гарантирует. Зачем же на самом деле нужен диплом высшего учебного заведения?

На мой взгляд, академическое сообщество и, тем более, университетское является показателем социального статуса (у человека есть деньги и время, чтобы обучаться в течение длительного времени, не совмещая с работой) и фундаментальности его представлений о мире. Выпускник вуза не должен бежать на биржу труда вместе с толпами других страждущих, а сам будет выбирать среди предложений от компаний. В конечном счете универсанты снова должны стать элитой. И добиться этого достаточно просто, не прибегая к увеличению стоимости образования или проходного балла. Например, можно уменьшить количество практических предметов и запретить заменять фундаментальные дисциплины онлайн-курсами. Увеличить количество часов и глубину преподавания философии, истории, литературы, математики – вне зависимости от области знания.

Не стоит забывать, что уже активно развиваются корпоративные университеты – на базе действующих вузов корпорации разворачивают свои «учебки» для целевой подготовки кадров. Здесь могут оттачивать навыки и получать основы конкретной корпоративной культуры те, для кого вуз – это прежде всего первая ступень в карьерной лестнице в крупной компании. Когда компания заключает договор с конкретным вузом на корпоративное обучение, она открыто декларирует, выпускников какого вуза она готова принимать на работу.

В ряде профессий диплом о высшем образовании можно было бы заменить на «паспорт навыков», в который были бы вписаны все краткосрочные обучающие курсы, повышение квалификации, онлайн-курсы и стажировки. Обучение по коротким программам можно также оценивать в условных зачетных единицах наподобие университетских кредитов и устанавливать минимальный порог для вхождения на рынок квалифицированного труда.

А кто тогда будет выходить из университета? Мыслитель, ученый, стратег, новый Ломоносов, ну или хотя бы Илон Маск. Хотя последний бросил Стэнфорд, чтобы запустить свой первый бизнес. И, наверное, был прав.

Подписывайся на канал, чтобы мечтать вместе