Искусство игры на фортепиано сформировалось в Западной Европе. После изобретения мастером Бартоломео Кристофори «клавесина с тихим и громким звуком» инструмент и мастерство исполнителей на нём претерпевают бурное развитие.
Точкой отсчёта можно считать 1700 год.
Столетие спустя, в первой трети XIX века создаются первые из ныне существующих фортепианных фабрик. Разумеется, все они расположены в Европе.
Центр фортепианной жизни – Германия и Австрия.
Вторая половина XIX века
становится временем настоящего прорыва в фортепианостроении.
Спрос на инструменты приобретает массовый характер. Расширяется сфера их применения. Как результат - множество фабрик открывается в других европейских странах – Великобритании, Франции, Польше, Чехии, Италии, Испании, Швейцарии и других.
Счёт идёт на сотни!
В одной Германии к началу XX века около полутора десятков городов могут быть достойны отдельного очерка, посвящённого фортепианостроению.
Первые три знает любой пианист – это Берлин, Лейпциг и Гамбург. А кроме них – Штуттгарт, Мюнхен, Кёльн, Мюнстер, Франкфурт-на-Майне… Этот список можно продолжать и продолжать.
Обилие и доступность местных материалов
также играет свою роль.
В первую очередь, это древесина различных пород. Недаром многие из основателей фортепианных фабрик вышли из числа мебельных мастеров.
И, конечно, утверждение капиталистического уклада экономики с возможностью для каждого ремесленника основать своё дело. Дальше всё зависит от личных качеств мастера и его удачных решений.
Уровень фортепианного производства выходит на новые горизонты. Оно принимает неизвестные до тех пор масштабы.
Как мы можем их оценить?
Попробую привести пример, понятный для всех.
Сегодня около 30% российских семей имеют личный автомобиль. Иначе говоря – это каждая третья семья. Представьте – что, если бы в тех же масштабах использовалось фортепиано?
Удивительно? Ещё бы!
А ведь примерно так и было в определённой среде в Европе конца XIX века и в России. Немыслимая реальность в современном мире. А тогда это было возможно.
На фортепиано играют сами, учат своих детей. Вокруг рояля устраивают семейные концерты. Самые разные классы людей приобщены к этому искусству. Лицеисты, гимназисты и благородные девицы. Чиновники и «свободные художники». Офицеры и моряки.
И для большинства это не просто дань моде. Это возможность прикоснуться к прекрасному, обогатить внутренний мир. Необходимый компонент культурного уровня.
Так как же это повлияло на развитие фортепианостроения? Массовость – это, безусловно, один из факторов. Важный, но не единственный.
Одновременно с этим ярко расцветает...
Профессиональное фортепианное исполнительство.
Уверен, что даже не слишком близкие к академической музыке люди знают эти имена. Карл Черни, Ференц Лист, Ханс фон Бюлов, Антон и Николай Рубинштейны. Чуть позже – Сергей Рахманинов, как и многие-многие другие.
Логично, что мастера – создатели роялей и пианисты, на этих роялях играющие, развивают своё мастерство параллельно и в тесном сотрудничестве. При этом одни стимулируют других.
Пианисты зависят от фабрик и их владельцев. Качество продукции напрямую определяет пределы исполнительских возможностей. Рост качества неизбежно стимулирует творческий процесс.
Чем выше уровень инструмента – тем проще музыканту делать своё дело. Тем дальше он может продвинуться в развитии своего искусства и виртуозности. Тем разнообразнее тембровая палитра, гибче педализация. Как следствие – шире репертуар и возможности для коммерческого применения своих умений.
В свою очередь, фортепианостроители тоже не могут двигаться вперёд без поддержки пианистов. Эта зависимость определяется двумя основными моментами.
Во-первых, пианисты обеспечивают мастерам обратную связь о качестве инструментов.
В самом деле, как ещё понять, что хорошо, а что плохо? Как мастеру - творцу фортепиано оценить результат своей работы?
Независимое мнение музыкантов даёт серьёзный толчок к развитию ремесла.
Это просто: условный Ференц Лист даёт концерт на рояле условного Карла Бехштайна. Затем высказывает свои пожелания. Карл с идеями Ференца в голове возвращается к производству и улучшает свои рояли.
Один маэстро содействует другому в его работе.
И такую процедуру можно повторить множество раз.
Во-вторых, профессиональные пианисты стимулируют спрос. Они не только покрывают собственные нужды. Они помогают фабриканту продвигать свои изделия на массовый рынок. В активе музыкантов – известность и авторитет. Их мнение позволяет прямо или косвенно формировать «имидж» марки, как бы мы сказали сегодня.
Это приносит владельцам фабрики прибыль, которую в свою очередь можно направить на новые исследования и разработки. И шаг за шагом улучшать инструмент.
Действительно, почти каждая из существовавших фабрик использует собственные технологические решения. Конструкция фортепиано постоянно дорабатывается. Подбор материалов для каждой детали становится более тщательным. У каждого из участников рынка есть возможность привнести что-то новое.
С точки зрения инженерии это – целый мир. Отдельная история со своими успехами и поражениями.
Однако, сегодня мы не будем в неё углубляться, это всё же немного другая тема.
Кода, или говоря иначе –
суммируем вышесказанное.
Вот три компонента сверх-успешного развития фортепианостроения в странах Западной Европы к концу XIX – началу XX века:
- растущая популярность игры на фортепиано и вытекающий из неё масштаб спроса;
- доступность материалов и прочих ресурсов для производства;
- рост уровня профессионального мастерства пианистов.
Концентрация всех трёх элементов на одной географически компактной территории сделала возможным тот прорыв в количестве и качестве производимых фортепиано. Очевидно, что это могло произойти только в Западной Европе.
Плодами этого прорыва мы с вами пользуемся до сих пор!
Следующий, XX век существенно изменил и разнообразил сложившуюся картину. Об этом мы поговорим в одной из следующих статей.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить!