Найти тему
СЕМЬ ХОЛМОВ

С нее Булгаков писал ведьму Геллу: салон Жоржа Великолепного и его рыжей дивы

Оглавление

Помимо яркого, шумного Жоржа посетителей манила, как сирена моряков, его экстравагантная супруга – «ярко-рыжая, голубоглазая, белокоже-веснушчатая» Наталья Шиф.

Мужчины не давали ей прохода. Еще бы – ведь, если верить очевидцам, зачастую на этой диве с идеальной фигурой и дурманящими глазами из одежды было лишь пальто.

Наталья Юльевна умела носить шляпы с парижским шиком, пользовалась только французскими духами – в общем, чем не булгаковские Маргарита или Гелла?

Особенно есть учесть, что мастерская Жоржа Великолепного стала прообразом декораций к «Зойкиной квартире, а главная героиня пьесы, по мнению литературоведов, списана с Шиф.

Н. Шиф за рулем, Г. Якулов сидит над колесом, к нему прислонился А. Таиров, 1925 г., Париж
Н. Шиф за рулем, Г. Якулов сидит над колесом, к нему прислонился А. Таиров, 1925 г., Париж

Мастерскую Жоржа Великолепного – художника с армянскими корнями Георгия Якулова – современники называли «последним пристанищем старой художественной богемы Москвы». Располагалась она в знаменитом «булгаковском» доме на Большой Садовой, 10.

Веселый циник и чаровник

Якулов, оформлявший театральные спектакли звездных режиссеров, был тогда центром притяжения творческого авангарда столицы.

«Он не был художником-схимником. Веселый циник, чаровник, одевался «вольно», но со вкусом. В его внешности, движениях, фигуре была непреодолимая привлекательность….

Пожалуй, в те времена только футуристы могли соперничать с ним в смысле балагурства, задора, шумихи, общительности и внезапности выдумок.

Был он самобытно талантливым, честно преуспевающим профессионалом. Умел не по-торгашески и без унижений устраивать свои дела. Был жизне- и женолюбцем. Но всегда, всегда – художником…» (художница Валентина Ходасевич).

В 1920-е годы в квартире 38 бывшего дома Пигита можно было увидеть всю Москву. Нарком просвещения Луначарский и Петр Кончаловский (мастерская тестя Сергея Михалкова была в том же доме), Александр Таиров и Алиса Коонен, Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх ...

Наконец, именно здесь познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан!

Готовить Наталья Шиф не умела и не любила, так что есть у Якуловых было нечего, только пить.

«Обедов у них не бывало. На столе, в лучшем случае, были закуски, консервы, шоколад, белое и красное виноградное вино» - писал современник.

Поэтому Жорж был вынужден ходить по кафе и ресторанам, или к маме, которая жила рядом - «Мне приходится обедать вне дома, потому что Наталья Юльевна к этому делу непригодна».

Г. Якулов. Портрет А. Коонен
Г. Якулов. Портрет А. Коонен

Зато уж пить Якулов, с его-то кавказским происхождением, умел! Как-то раз он зазвал друзей продегустировать «джин архиепископа Кентерберийского».

Пришедшие гости увидели, что в центре стола красовалась небольшая бочка настоящего английского джина – редкий дефицит в те времена.

Художник во время Революции

Французы, посещавшие мастерскую, тоже чувствовали в Жорже и его жене родственную душу.

Жорж Великолепный
Жорж Великолепный

Министр просвещения Франции писал:

«Меня разбирало любопытство посмотреть, как живет художник во время Революции.

Якулов попал в число любимцев нового режима, живет на Большой Садовой улице в доме 10, в настоящем караван-сарае монпарнасского типа.

Студия служит и квартирой, кровать втащена на антресоли, а стол и диванчик под ними изображают гостиную». (Анатоль де Монзи)

Г. Якулов перед своими полотнами
Г. Якулов перед своими полотнами

Эта спальня на антресолях, где другие художники разве что холсты хранили, впечатляла многих.

Наталья Кончаловская вспоминала, как иногда забегала к Якуловым поутру за какой-нибудь хозяйственной надобностью.

Над антресолями вился сизый дымок, и выглядывали две заспанные физиономии с папиросками в зубах – это были хозяева, Наталья Юльевна и Григорий Богданович.

Кафе «Питтореск», Г. Якулов, 1917
Кафе «Питтореск», Г. Якулов, 1917

Как это нередко бывает в богемном кругу, зеленый змий постепенно одержал победу над Жоржем, и к концу 1920-х заказов у пьющего художника стало все меньше, нужда заставляла распродавать мебель и предметы интерьера.

Якулов стал часто болеть, и в 1928 году, в возрасте 44 лет «веселый циник» умер от туберкулеза.

При подготовке поста использованы книги: А. Васькин «Повседневная жизнь советской столицы при Хрущеве и Брежневе», А. Васькин «Повседневная жизнь советской богемы от Лили Брик до Галины Брежневой», А. Кончаловский «Низкие истины. Возвышающий обман».

Было интересно? Пожалуйста, поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!

Читайте на этом канале:

👉 Переделкино: тайная страсть Ильи Эренбурга, или за чем советский писатель специально летал в Голландию
👉 Ради нее он писал пьесы и задерживал поезда, а потом променял на 17-летнюю балерину Большого: Луначарский и Розенель
👉 Брюсов переулок: за что Ростроповича и Вишневскую выгоняли из собственной квартиры?

#культура #история москвы #искусство #ссср #писатели #гуляем по москве #советский союз #старая москва #достопримечательности москвы #экскурсии по москве