Речь, в этой статье, я поведу о современном образовании в вузах. По современным образованием, я понимаю систему сложившуюся уже 20 лет. 20 лет назад я, молоденьким мальчиком, пришел в Тверской государственный технический университет, который раньше был политехническим институтом.
Первые два курса у нас были общие дисциплины и мы не задумывались о том, где получаем образование. Первые звоночки пошли в конце второго курса - вуз проходил аттестацию на подтверждение "звания" университета. Нам объясняли насколько это важно быть универом, что в рейтинге вузов университет - это очень круто и престижно. Однако, разницы между универом и институтом преподаватели не сообщали. Узнали мы ее чуть позже, на третьем курсе от одного преподавателя технической дисциплины, которому срезали часы на практические работы, заменив их на важный предмет - "Культурология". Ругался он матом в нашем присутствии, объясняя, что теория - это одно, а практика совсем другое. Также объяснил в чем разница между институтом и универом: при одинаковом количестве учебных часов у студентов в институте эти часы были заняты техническими дисциплинами (для будущих инженеров, естественно), а университет, должен давать более обширные знания и поэтому стали вводить всякие философии, культорологии и т.п. "не нужные" дисциплины. Это было начало 2000-х. Примерно через 3 года после выпуска я узнал, что появилось несколько новых дисциплин на нашем направлении: "История техники" и "Введение в специальность".
Помимо самих дисциплин, важный момент в образовании - это актуальность преподаваемых знаний. Большинство преподавателей кафедр - люди предпенсионного и пенсионного возраста и они преподают из года в год одно и тоже. Дают студентам одни и те же курсовики, принимают одни и те же дипломы - так проще им и так проще студентам. Вот только работодателю таких студентов-выпускников остается только горевать и считать что "везде так".
Был случай, который мне рассказал одногруппник, с 3 курса перешедший на заочное и устроившийся работать на завод мастером по ремонту оборудования. На дисциплине "Станки" ему пришлось спорить на экзамене с преподавателем, который доказывал, что студент ничего не понимает в станках. Спор решился демонстрацией пропуска с крупного завода, где была указана специальность по которой товарищ работал. Преподаватель сразу замолчал и попросил рассказать о станках, которые есть на заводе и их обслуживании. Одногруппник рассказал и получил "отлично". Потом, ещё, принес преподавателю копию паспортов на это оборудование, для изучения.
Недавно был снова в универе с целью набора персонала. Поговорил со знакомыми преподавателями, послушал что происходит. В целом, картина вроде улучшается, теперь студентов чуть ли не заставляют заниматься "научной" деятельностью, серьезнее преподают патентоведение, активнее уговаривают остаться в вузе. Появляются кружки технического творчества, правда очень мало человек с нашего факультета туда ходит. Но реально по специальности устраивается около 3-5 человек из группы в 15 человек, остальных просто не интересует эта профессия. Как рассказывал мой бывший коллега, 5 лет назад окончивший вуз, из его группы по специальности работает только он, большинство не работают вообще, просиживая на шее у родителей, а остальные пошли работать менеджерами и пр., как правило из-за того, что зарплата начинающего инженера на крупном заводе была ниже зарплаты начинающего кассира в сетевом супермаркете.
В настоящий момент у нас в организации работает студент, совмещающий очное обучение с работой инженера. Конечно, у него "династия" инженеров и его хорошо воспитывают в этом ключе, кроме того он очень смышленый и работает как "электровеник" даешь недельное задание, через 2 дня уже готов результат. С миллионом ошибок, но готов :) По его словам из его группы никто не работает и даже не планирует работать пока учится. А по большому счету никто особо и не учится, все "сдают".
Все эти факторы приводят к тому, что выпускники по большей части не готовы быть инженерами, как правило, их интересует все что угодно, но не работа. Конечно, со временем, те кто устроились по специальности наберутся опыта, и станут инженерами плохими или хорошими... Но в итоге, инженера готовят на заводе, а не в вузе.