Часто такое бывает, что проект"на бумаге" кажется просто превосходным. Но в процессе создания этого проекта, всё оказывается не таким идеальным. И вот машина, которая имела большой потенциал, но вышел полный провал.
DeLorean DMC-12 (1981г.)
Почти любой представитель нашего поколения(и не только) в тайне мечтает о ней. Это была медленная, ломучая и безумно красивая машина. Машина с очень трудной судьбой, но ставшая культовой после фильма "Назад в будущее".
Начать нужно с "отца" проекта, талантливого инженера Джона Захария Делореана. С юности он обожал механику, а черчение и физику знал так хорошо, что его зачислили в университет без экзаменов ( в 1941 г.). Потом была работа в Chrysler, затем – General Motors и должность главы департамента новых разработок в элитном подразделении Pontiac. Именно он создал легендарный Pontiac GTO и открыл для Америки эпоху масл-каров, что сделало его самым молодым вице-президентом в истории General Motors. Делореан, к тому же, был человеком смелым и увлеченным. В своей книге «General Motors в истинном свете» он жестоко высмеял компанию, в которой работал, за бюрократию и бесконечные откаты. Само собой - он был уволен.
Его это совсем не расстроило, а наоборот он взялся за реализацию своей давней мечты и осенью 1975 года зарегистрировал в Детройте новую компанию имени себя – DeLorean Motor Company.
Делореан мечтал о создании уникального автомобиля. Он должен был иметь запоминающиеся формы, множество необычных функций, даже его конструкция обязана была отличаться от всего, что уже применялось в массовом производстве. При этом инженер хотел сделать его мощным и недорогим. Словом, он поставил перед собой неосуществимую задачу!
Автомобиль получил официальное название DeLorean DMC-12. Кстати, число «12» здесь не несёт никакого особого смысла — судя по всему, это просто внутризаводское обозначение проекта. Экзотическая конструкция и репутация Делореана стали для машины хорошей рекламой. Со старта DMC получила на свой автомобиль 4 тысячи оплаченных заказов.
Но, были свои но. В целях снижения издержек машину решили выпускать на территории Великобритании, в североирландском городе Белфасте — точнее, в его пригороде Данмарри. Местные власти, заинтересованные в развитии локальных производств, обещали заводу финансовые преференции, а благодаря безработице набрать рабочие руки там было несложно. Трудность же заключалась в том, что руки эти по большей части не обладали необходимой квалификацией. Производство началось в 1981 году, однако серьёзные проблемы с качеством, да и сомнительные характеристики машины, привели к тому, что раскупался DMC-12 плохо.
DeLorean Motor Company приближалась к финансовому краху. Но тут автомобильная часть истории заканчивается и начинается детективная. На связь с Делореаном, отчаянно нуждавшимся в оборотном капитале, вышел некто Джеймс Хоффман. Его предложение сводилось к использованию компании DMC как ширмы для отмывания денег, полученных от продажи кокаина. Делореан таким образом получал бы необходимые инвестиции, а Хоффман и прочие участники наркосиндиката оставались бы с «чистыми» долларами. После долгих переговоров Делореан, надеясь спасти компанию, согласился на сделку, но принял ряд мер предосторожности. И, как выяснилось, не зря: Хоффман уже давно был осведомителем ФБР, и весь его план оказался разработанной в этом ведомстве подставой. Американские органы правопорядка для улучшения отчётности тоже не брезговали провокациями. В октябре 1982 года Делореан был обвинён в наркоторговле и попал на скамью подсудимых.
Процесс тянулся полтора года. В конце концов адвокаты Делореана сумели убедить суд, что их подзащитный был вовлечён в преступный сговор агентами ФБР, и Делореана оправдали. Однако его репутация была изрядно подмочена, а компания тем временем вообще окончательно разорилась. Ещё в феврале 1982 года из-за банкротства она была передана во внешнее управление, а в конце того же года закрылась окончательно. Всего менее чем за пару лет было произведено около 9200 машин DMC-12 — это оказалась единственная модель марки.
Казалось бы, и фирма, и автомобиль обречены на забвение, но случилось чудо - DMC-12 «прошёл кастинг» и был утверждён на роль машины времени в, ставшей знаменитой, фантастической комедии «Назад в будущее».
В конце 90-ых, новая техасская фирма DeLorean Motor Company (не имеющая никакого отношения к Джону Делореану), которая приобрела все права на марку, а так же все оставшиеся машинокомплекты с обанкротившегося завода, начала собирать тот самый автомобиль.
Все "болячки" модели исправлены, а современная "начинка" позволяет гораздо быстрее выжать те заветные 88 миль в час. Автомобиль выпускается мелкими партиями ручной сборки, примерно по 20 экземпляров в год, по цене в среднем от 60.000$.
Джон Делореан умер в 2005 году, ему не удалось до конца воплотить свою мечту, но он, хотя бы, попытался это сделать. Как видите не зря, ведь его идея продолжает жить, в виде автомобиля из прошлого, который оказался востребованным в будущем.