Каждому родителю рано или поздно придется столкнуться с тем, что ребенку понадобится объяснить, что такое смерть. Обычно это происходит в возрасте 3-5 лет: в этом возрасте детский ум уже вполне может задаваться вопросами, откуда появляются люди (что будет темой еще одного трудного разговора), и куда они деваются потом, когда вырастают и стареют. В любом случае, вопрос начинает стоять очень остро, когда ребенок впервые будет переживать смерть домашнего питомца или близкого человека.
Как говорить с ребенком на такую трудную тему? Какая у него будет реакция? На эти вопросы мы попытаемся ответить ниже.
Когда начинать разговор?
Тогда же, когда Вы начинаете объяснять ребенку основные факты об устройстве мира: почему небо голубое, что больше – солнце или блюдце, и так далее. Хорошая возможность поговорить выпадет тогда, когда ребенок сам начнет интересоваться этой темой — а о смерти так или иначе зайдет любой разговор, посвященный природе.
В любом случае, лучше начинать разговор в спокойной обстановке и не дожидаться «экстренного случая», когда ребенок сам столкнется со смертью лицом к лицу. Это поможет избежать лишнего шока, когда ребенку и так будет не по себе.
Нормально ли на первом этапе «приукрашивать действительность»?
Многие родители исходят из того, что нервы ребенка нужно беречь, и на первое время можно рассказать какую-нибудь небылицу – «бабушка просто далеко уехала», «собачка уснула – поспит и встанет». Ведь рассказывают же детям про то, что их находят в капусте и их приносят аисты.
Психологи считают, что, как и в случае с аистами, это плохой путь: намеренно дезинформировать ребенка – это всегда плохая стратегия, которая ведет только к большему шоку, когда он узнает правду. Плюс к этому, его доверие к Вашим словам может быть подорвано.
Так как же объяснить ребенку, что такое смерть?
О смерти нужно говорить как и о любом другом природном феномене. Объясните ребенку, что все живое когда-нибудь умирает – то есть перестает быть живым, и это навсегда. Можете привести в пример сломанный телевизор или планшет. Скажите, что живой организм – это тоже сложный механизм, который когда-нибудь выходит из строя так, что его уже нельзя починить.
Отдельно нужно объяснить, что когда человек умирает, то он уже ничего не видит, ничего не слышит, не чувствует и не думает. Он уже не живой – как камень или стол. Эта мысль обычно сложно усваивается – детям всегда кажется, что даже умерев человек все слышит и понимает. Поэтому эту мысль, возможно, придется повторить несколько раз.
Не должен ли я, как религиозный человек, сначала рассказать ребенку о загробной жизни, а потом уже про то, что тело человека умирает насовсем? Не будет ли ему легче так принять конечность земной жизни?
Мышление ребенка очень конкретно и прямолинейно, и поэтому если вы изложите эти вещи в таком порядке, то это может породить в детской голове немалый диссонанс. Ведь сначала папа рассказал, что все живут вечно (значение слова «душа» 3-х летний ребенок вряд ли поймет), просто очень далеко. А потом выясняется что с умершей бабушкой мы прощаемся навсегда и что она не уходит далеко, а мы закапываем её в землю.
Так что перед тем, как излагать религиозные представления о загробной жизни, необходимо познакомить ребенка с «материальной» стороной смерти, чтобы у ребенка потом не было диссонанса, когда он с ней столкнется.
Как помочь ребенку пережить первый «экзистенциальный кризис»?
Конечно, ребенок, впервые осознав собственную конечность (по крайней мере в материальном плане), будет это осознание остро переживать. Через это проходит каждый человек и в этом нет ничего страшного или противоестественного. Вы лишь можете помочь ребенку пережить это время как можно легче.
Для этого вы можете взять тетрадь в клеточку и сказать ребенку, чтобы он представил, что каждая клеточка в тетрадке — это день его жизни. Потом начните подробно вспоминать каждый день последней недели, поочередно зачеркивая клеточки. Дойдя до сегодняшнего дня сказать ему: «смотри — мы вспомнили с тобой всю неделю, а в тетрадке мы не заполнили даже одной строчки. А теперь посмотри, сколько дней у тебя еще впереди. Стоит ли беспокоится о смерти сейчас, когда мы только начали тетрадку?»
В любом случае ребенок переживет это время спокойно, если будет чувствовать Вашу любовь и поддержку.
Каждому родителю рано или поздно придется столкнуться с тем, что ребенку понадобится объяснить, что такое смерть. Обычно это происходит в возрасте 3-5 лет: в этом возрасте детский ум уже вполне может задаваться вопросами, откуда появляются люди (что будет темой еще одного трудного разговора), и куда они деваются потом, когда вырастают и стареют. В любом случае, вопрос начинает стоять очень остро, когда ребенок впервые будет переживать смерть домашнего питомца или близкого человека.
Как говорить с ребенком на такую трудную тему? Какая у него будет реакция? На эти вопросы мы попытаемся ответить ниже.
Когда начинать разговор?
Тогда же, когда Вы начинаете объяснять ребенку основные факты об устройстве мира: почему небо голубое, что больше – солнце или блюдце, и так далее. Хорошая возможность поговорить выпадет тогда, когда ребенок сам начнет интересоваться этой темой — а о смерти так или иначе зайдет любой разговор, посвященный природе.
В любом случае, лучше начинать разговор в спокойной обстановке и не дожидаться «экстренного случая», когда ребенок сам столкнется со смертью лицом к лицу. Это поможет избежать лишнего шока, когда ребенку и так будет не по себе.
Нормально ли на первом этапе «приукрашивать действительность»?
Многие родители исходят из того, что нервы ребенка нужно беречь, и на первое время можно рассказать какую-нибудь небылицу – «бабушка просто далеко уехала», «собачка уснула – поспит и встанет». Ведь рассказывают же детям про то, что их находят в капусте и их приносят аисты.
Психологи считают, что, как и в случае с аистами, это плохой путь: намеренно дезинформировать ребенка – это всегда плохая стратегия, которая ведет только к большему шоку, когда он узнает правду. Плюс к этому, его доверие к Вашим словам может быть подорвано.
Так как же объяснить ребенку, что такое смерть?
О смерти нужно говорить как и о любом другом природном феномене. Объясните ребенку, что все живое когда-нибудь умирает – то есть перестает быть живым, и это навсегда. Можете привести в пример сломанный телевизор или планшет. Скажите, что живой организм – это тоже сложный механизм, который когда-нибудь выходит из строя так, что его уже нельзя починить.
Отдельно нужно объяснить, что когда человек умирает, то он уже ничего не видит, ничего не слышит, не чувствует и не думает. Он уже не живой – как камень или стол. Эта мысль обычно сложно усваивается – детям всегда кажется, что даже умерев человек все слышит и понимает. Поэтому эту мысль, возможно, придется повторить несколько раз.
Не должен ли я, как религиозный человек, сначала рассказать ребенку о загробной жизни, а потом уже про то, что тело человека умирает насовсем? Не будет ли ему легче так принять конечность земной жизни?
Мышление ребенка очень конкретно и прямолинейно, и поэтому если вы изложите эти вещи в таком порядке, то это может породить в детской голове немалый диссонанс. Ведь сначала папа рассказал, что все живут вечно (значение слова «душа» 3-х летний ребенок вряд ли поймет), просто очень далеко. А потом выясняется что с умершей бабушкой мы прощаемся навсегда и что она не уходит далеко, а мы закапываем её в землю.
Так что перед тем, как излагать религиозные представления о загробной жизни, необходимо познакомить ребенка с «материальной» стороной смерти, чтобы у ребенка потом не было диссонанса, когда он с ней столкнется.
Как помочь ребенку пережить первый «экзистенциальный кризис»?
Конечно, ребенок, впервые осознав собственную конечность (по крайней мере в материальном плане), будет это осознание остро переживать. Через это проходит каждый человек и в этом нет ничего страшного или противоестественного. Вы лишь можете помочь ребенку пережить это время как можно легче.
Для этого вы можете взять тетрадь в клеточку и сказать ребенку, чтобы он представил, что каждая клеточка в тетрадке — это день его жизни. Потом начните подробно вспоминать каждый день последней недели, поочередно зачеркивая клеточки. Дойдя до сегодняшнего дня сказать ему: «смотри — мы вспомнили с тобой всю неделю, а в тетрадке мы не заполнили даже одной строчки. А теперь посмотри, сколько дней у тебя еще впереди. Стоит ли беспокоится о смерти сейчас, когда мы только начали тетрадку?»
В любом случае ребенок переживет это время спокойно, если будет чувствовать Вашу любовь и поддержку.