Найти тему
Море жизнь

Друг ушел.

Так ведь бывает. Расстались с другом на определенном этапе жизни. Потеряли контакты. Разъехались в разные уголки земного шарика.

А теперь он ушел на совсем, до конца моей жизни ушел и никогда уже он мне не скажет, ничего.

Время летит, особенно теперь, когда тебе за 60. Ни что не остановит время, если ты живешь.

Не знаю как у остальных людей, но при всем том хорошем, в отношениях, осадок тоже никуда не исчезает. При этом я не считаю себя человеком злопамятным и мстительным.

Но осадок. Как избавиться от него. Сделать просто веселое лицо не получается.

С Валерой мы дружили с первого курса мореходного училища. Мы еще мальчишками были по 16 лет.

Вспоминается первая практика на плавбазе "Памяти Кирова". Нас тогда поселили в одной каюте. Клички наши курсантские: он просто Жук или Жучара, Короед еще, я почему-то Лютый. До сих пор не пойму почему?

Помню как мы заучивали морские термины и названия, вязали морские узлы, а потом друг друга экзаменовали.

Валера писал конспекты ровным аккуратным почерком, любил подчеркивать важное цветными пастами. Я же писал шаляй-валяй.

Его красивым конспектам я завидовал. Вообще Жук учился хорошо до пятого курса. Он был одним из любимчиков командира роты, Грасса П.П. Я же был неисправимый троечник и в плеяду любимчиков не входил.

Закончили мореходку. распределились в разные конторы. Он в "Тралфлот" я в "Севхолод". Женились. Нарожали детей.

На междурейсовых стоянках встречались, если стоянки совпадали. Ездили с женами на турбазы, пили водку, веселились, парились в банях, с пылу с жару прыгали в снег после парилки...

Жук был человек целеустремленный, я же нет. Для меня ход жизни, как шел, так и ладно.

Валера самостоятельно изучил несколько иностранных языков. Насколько я помню, он заканчивал заочные московские курсы по английскому, немецкому и испанскому языкам.

В море же стремился всегда попадать в РПК (ремонтно подменную команду) за кордон. Он был несколько раз в РПК в Аргентине. Восторг присутствовал в его рассказах о работе в этой стране и о возможности ченченуть.

Фанатично любил водить авто. Помню первую его треху-жигули. Это было в конце семидесятых кажется. И Валерку, в перчатках кожаных без пальцев - для вождения, вижу как сейчас.

Потом первую его иномарку тоже помню, Volvo-343. Ехали на ней в очередной раз, по моему за грибами. Его обошел Жигуленок. Валерка расстроился даже.

Заканчивали мы оба ускоренно высшую мореходку, я закончил её даже на год раньше Жукова.

Еще через несколько лет, уже в период перестройки, Валера оказался специалистом по внешней торговле при облисполкоме. Я в это время работал в "Арктикнефтефлоте"

В один из приходов в порт узнаю, что моя супруга устроилась работать завскладом в совместное советско-финляндское предприятие "КОЛИМП", где директор Жуков Валерий Павлович.

Ну и при очередной встрече уговорили меня уволиться с флота и окунуться в новую стезю бизнеса. Валера пообещал-пока запишут в трудовой кладовщик, но в скором времени подучишься и будешь каким-нибудь экспертом по торговле. Оформим загранпаспорт, будут поездки в Финку, карьерный рост, валюта и т. п. Правда запись в трудовой книжке- "кладовщик-отборщик" мне жутко не понравилась сразу.

Все закончилось вместе с произошедшим путчем 1991 года. Как только разогнали парткомы, всё их "содержимое" оказалось на руководящих должностях в молодом совместном предприятии. Нам же, похоже ничего не светило.

Я уволился через полгода, жене же пришлось еще продолжительное время сдавать склады с барахлом, которого к тому времени навезли уже не на один миллион долларов, так как объемы поставок росли не по дням, а по часам.

У Валеры в это время тоже что-то видно пошло не так. И он, в скором времени, оказался на ПМЖ в Хельсинки. Там же у него и бизнес пошел довольно не плохо.

Вот тут самое печальное в наших отношениях. Ведь остался без работы и я и жена и сестра её.

Короче почти все, кого Валера пригласил к себе на работу, как своих друзей и знакомых. Тут можно сказать, ну ничего личного, просто бизнес.

Но ведь можно же было это хоть по-братски сказать, может быть даже извиниться. Ведь столько приходило не оформленного товара, и проходил он через нас. Все до последней шмотки просчитывалось и докладывалось Валере.

Куда потом излишки девались было не нашего ума дело. Нам Валера даст по кожаной куртке и радуйтесь. Сам же он к тому времени менял тачки чуть ли не каждый месяц. Новый "Паджерик" казался тогда, в начале 90 х, просто фантастикой.

Фуры с барахлом шли из Финляндии по несколько штук в неделю. И при растаможивании за смешную взятку, пара зажигалок, можно было купить таможенника.

Ну да ладно. Укатил друг в Финляндию. Мы пошли каждый своим путем.

Потом я сам "наступил" на бизнес. Это другая песня была. Валера заезжал в Мурманск изредка. Но неизменно, каждый раз на новой тачке. То крутой "Шевролет" то новый "Ровер"...

Прошло еще лет двадцать пять. У меня другая жизнь, другая жена, другое и место жительства.

О Жукове слышал несколько раз через знакомых, говорили, что спрашивал он про меня, но в эру интернета я не находил его в сети.

Я понимал, что люди бизнеса не любят "светиться в мировом" пространстве. Сам же отошел от всех дел и жил себе на пенсии наслаждаясь свободой от каких-либо дел и обязательств.

Но в один из дней 2014 года, поступил неизвестный звонок на телефон. Снимаю трубку- Валера. Ну слово за слово. Захотел он заехать ко мне.

Через дня два, встречаемся в Луге. Валера приехал на машине. Созвонились. Я подошел туда, где он припарковался. Смотрю, машина "Ровер"-обшарпана, явно не первой свежести.

Сели в машину, поехали до моей избушки. Машина стучит всеми железками подвески. Валера поясняет, что надо выкупить запчасти. Вижу, лоск преуспевания куда-то делся.

Потом пошли в кафе, посидели часок. Валера пригласил меня в гости в Финляндию на дачу. Рассказал, что бизнес закрыл, что проблемы с Финской налоговой. Сам теперь тоже на пенсии, даже на двух на Российской и Финской.

В эту встречу Валера подарил мне финский ножик в кожаном чехле. Хоть и дал я ему рублик за него, чувство какое-то не хорошее не пропало. Был у меня прецедент дарения режущих, колющих предметов.

Через месяц опять звонок. Жук подтвердил, что ждет в гости. Предложил в один из дней забрать его во Всеволожске и на моей тачке поехать к нему на дачу.

Так и сделали. Четыре дня мы наслаждались красотой финской зимней природы. Даже не было проблемой отсутствие воды (что-то с насосом скважины случилось, замерз кажется).

Валера правда сильно выпивал. Особенно перед сном он так крепко закладывал, что на следующий день просыпался только после 12 часов.

Так как я уже к тому времени не пил вообще, и супруга моя почти не пьющая, Валерий Павлович в одно лицо уговорил все, что взяли при пересечении границы по таксфри.

Но вот пора было ехать до дома и Валера предложил на день заехать к нему домой в Хельсинки. Эх лучше бы нам сразу домой.

Приехали к нему. Супруга визиту старых знакомых была не очень рада. Но приняла как положено, сели за стол, накормила вкусным обедом. Валера ушел из-за стола раньше, ссылаясь на какие-то дела.

Тут-то женушка его и поведала о том, до чего скатился её, ранее преуспевающий, муж. Выпивает до потери пульса, не отвечает на телефонные звонки партнеров. Поведала о финансовых проблемах, о том, что чуть-ли не всего имущества могут лишиться. Рассказала, как не хорошо поступают родственники и близкие, которым ранее Валерий Павлович дарил и дома и машины и все... Короче, намек я понял так, что и я тут типа появился, что то получить от уставшего "Боливара".

Опять этот, кажется уже пропадающий осадок, подступил к самому горлу.

На следующий день Валера поводил меня с женой по столице Финляндии, и вскоре мы уехали по идеальным скандинавским дорогам в свою Ленинградскую область.

Я был рад нашей встрече, если бы не Хельсинки. Наталья, жена Валеры намекнула мне, что бы я попробовал его наставить на путь трезвой жизни.

А опыт "падения в бездну" я имел хороший. Вот и написал Валерию Павловичу про то, что алкоголь может сотворить с человеком, если вовремя не остановиться.

Ответ был однозначный. Получилось что я обидел друга, да еще как.

Письмо начиналось так - "Да ПЕТР!!!... "Потом тирада о том, что это его супруга мне напела обо всем, и вообще, просто то, что он при нашем визите бухал, это была маленькая расслабуха. В заключении он пишет-"Я не такой как ты. Прощай!!!" На это письмо я ответил так же жестко, после
чего, адрес электронной почты Жукова был заблокирован.

Я это воспринял так, как воспринял. В моем понимании, супруга Валерия Павловича очень тонко все просчитала и отрезала умело возможного визитера из числа старых друзей. Так сказать, убрала не нужного свидетеля. Я же действительно был свидетелем их бракосочетания.

Желание еще как-то пообщаться было у меня. И через Fb я спросил у Натальи, как можно с Валерой связаться? На что она ответила мне: " Пиши через меня, я чужих писем не читаю..." Но этого делать я не стал.

Вчера ночью Наталья сообщила, что Валера умер.

Я скорблю, потому, что с уходом его ушел и кусочек моей жизни. Знаю,что для меня он, несмотря ни на что, был другом. Спи Валера спокойно. Видит Бог, что было между нами...