Найти тему
радиоголовёшка

Психологическая депривация

В случае, если человек находится в состоянии неудовлетворения самых необходимых жизненных потребностей долгое время, он попадает в состояние депривации. В настоящее время данный феномен изучается (а иногда — сознательно практикуется) в различных ипостасях и исследователям открывается не только ряд негативных, очевидных аспектов, но и положительное влияние депривации в дозированных количествах. Например, короткая сенсорная депривация — снижение количества сенсорных стимулов или ограничение их изменчивости — часто используется в качестве метода медитации и йоги, а контролируемая депривация сна способна облегчить состояние пациента при биполярном аффективном расстройстве и депрессии.

Тем не менее, невзирая на возможность извлечения пользы, депривация по-прежнему является одним из главных и наиболее распространённых факторов нарушения личности.

Все же любят мемы и шалить в симсе, правда?
Все же любят мемы и шалить в симсе, правда?

Под психологической депривацией принято понимать пребывание субъекта в состоянии невозможности удовлетворения его основных психических потребностей в течение продолжительного времени. Она состоит из когнитивной (либо дефицита, либо хаотичности, неупорядоченности поступающей извне информации), эмоциональной (нехватки или разрыва эмоциональных отношений), социальной (ограничений в усвоении и становлении самостоятельной социальной роли) и сенсорной депривации (о которой говорилось выше). Как показывает практика, в реальной жизни все эти виды деприваций встречаются в различных вариативных комбинациях; по отдельности их можно рассматривать лишь в экспериментальных условиях.

Чтобы обозначить деструктивность влияния данного феномена на развитие человека, стоит обратить внимание на период младенчества и детства — ключевые этапы формирования и развития личности.

-3

На плечах родителей лежит важнейшая задача, посредством выполнения которой у ребёнка образуется чувство безопасности и комфорта. Неудовлетворённость базовых потребностей в эти периоды грозит эмоциональным неблагополучием, низкой самооценкой, замедлением психофизического развития, трудностями в общении с окружающими людьми, а также недостаточной активностью и самостоятельностью. Страдают все сферы психического развития.

Ни одно, даже самое лучшее государственное учреждение, не в состоянии заменить ребенку семью и полностью устранить негативное влияние стресса вследствие лишения ребенка родительской заботы. Высокая тревожность, страх, депрессия, трудности в общении, неадекватные эмоциональные реакции, интеллектуальное снижение, ослабленное здоровье — наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома.

-4

Ребёнок, лишённый родительской опеки или получивший недостаточно внимания и ухода, имеет серьёзные проблемы со здоровьем, которые заключаются в ослаблении иммунитета, ипохондрии, отставании в физическом плане и неадекватных психосоматических реакциях в ответ на малейший стресс.

Из-за недостатка эмоциональной близости и достаточного количества взаимодействия с другими людьми сфера психосоциального развития получает значительный урон: наблюдаются задержки речевого и личностного развития. Крайняя степень последствий — необратимое искажение человеческой психики, что приводит к формированию так называемых «детей-маугли».

Также страдает и волевая сфера: нехватка стимульной активности и свободы приводит к тому, что у ребёнка формируются синдром выученной беспомощности и мотивационный дефицит.

Когнитивный дефицит частично связан с мотивационным: отсутствие стремлений к чему-либо является первопричиной состояния аморфности в отношении к новой информации. Тем не менее, если изначально у ребёнка не было позитивного примера усвоения каких-либо знаний, то желание этого не сможет проявиться и впоследствии. Часто такие дети испытывают не только незаинтересованность, но и страх перед неизвестным, потому что попросту не имеют достаточной базы для того, чтобы справиться с ним.

-5

Результатом эмоционального дефицита или неадекватности удовлетворения потребности во взаимодействии с другими людьми является формирование «безэмоционального характера» (Дж. Боулби). Серьезные последствия депривации потребности ребенка в родительской любви: повышение тревожности, перманентная неуверенность в себе, мнительность, занудность, депрессивность (вплоть до суицидальных наклонностей) эмоциональная ранимость или наоборот тупость, нечуткость вплоть до жестокости. Отношение к себе, по сути, повторяет отношение к ним окружающих, у них не вырабатываются собственные критерии оценки себя, поэтому эти дети подвержены чужому влиянию, устанавливается чувство базального недоверия к миру.

-6

Психологическая депривация является одним из мощнейших факторов нарушения личности. Ведь даже в случае удачной адаптации последствия депривации так или иначе скажутся на дальнейшей жизни человека: либо в повышенной болезненности и соматической ослабленности, либо в неумении и нежелании контактировать с другими людьми, замкнутости, озлобленности и т. д. Как показывает статистика, люди, пережившие депривационные эпизоды в детстве, чаще остальных склонны к возникновению проблем с психическим здоровьем, а также к совершению суицидов в зрелом возрасте.