Продолжаем наше подробное и тщательное исследование кавер-версий чужих песен, исполненных группой Nazareth. Эта хард-роковая шотландская группа отличалась, во-первых, очень значительным их количеством, а во-вторых, любопытным выбором перепеваемых оригиналов. Продолжая медленное, но верное движение от первых к последним альбомам в дискографии коллектива, рассмотрим диск "Play 'N' The Game", вышедший в 1976-ом восьмой номерной студийный релиз Nazareth.
Хотя "Down Home Girl" (второй трек на "Play 'N' The Game") звучит скорее как потрясающая аранжировка блюзовой мелодии, на самом деле оригинальная версия этой песни была написана парой авторов, работавших в стиле Brill Building Pop. Их имена - Артур Батлер и Джерри Либер (Arthur Butler & Jerry Leiber). Да-да, тот самый. Из знаменитого авторского/продюсерского дуэта Либер-Столлер.
Впервые она вышла на сингле новоорлеанского ритм-энд-блюзового певца Элвина Робинсона (Alvin Robinson) в 1964-ом.
Для Nazareth выбор ранней классики поп-рока для кавера не был чем-то удивительным. Я уже писал в предыдущей заметке, что они обращали пристальное внимание на песни профессиональных авторов. Но ведь и самые рокеры из рокеров, группа The Rolling Stones включила "Down Home Girl" в свой третий альбом "The Rolling Stones Now!". Видимо Мик Джаггер и Ко. не так хорошо разбирались в отличиях "рока" от "попсы" как местные многочисленные "знатоки". Вот и пели, что попало.
Nazareth усилили блюзовое начало песни. Бас и гитара создают классическое блюз-роковое (или, если хотите южно-роковое) чуть медитативное плотное звуковое полотно. Получилось отличающееся от первоначального, но увлекательное произведение.
Следующий кавер "I Want To (Do Everything for You)" вновь в оригинале принадлежал ритм-энд-блюзовому исполнителю. Сингл Джо Текса (Joe Tex), написавшего этот номер, стал №1 в ритм-энд-блюзовом и №23 в общем чартах Billboard в 1965 году.
Собственно в конкретной вещи Nazareth мало чего поменяли. Она осталась ритм-энд-блюзом. Темп песни, её настроение - всё прежнее. И даже бэк-вокальные хоры похожи. Ну да, добавлено гитарное соло. Стилистика обязывает. Убрано навязчивое фортепиано. По той же причине. Но кардинальных отличий нет.
Ютуб-канал Danilo van Erven
И третий кавер "I Don't Want to Go On Without You" кажется выбран по тем же принципам, что и два предыдущих. Профессиональные авторы - Берт Бернс и Джерри Векслер (Bert Berns & Jerry Wexler). Первый исполнитель - вокальный ритм-энд-блюзовый ансамбль The Drifters.
Ютуб-канал SHA LA LA LA LA, BABY IT'S YOU CLARE ONIONS
И здесь максимально сохранен дух оригинала. В вокале Маккаферти добавляет, разумеется, драматизма. Но есть ощущение, что перед нами попытка повторить успех "Love Hurts" с альбома "Hair of the Dog".
Ютуб-канал NAZARETH CURITIBA - BRASIL
Да и четвертый, "Wild Honey" от Beach Boys, выбран из альбома 1967 года, на котором знаменитые серф-рокеры сделали попытку освоить территорию музыки соул/ритм-энд-блюз.
Вот что получилось из этого у Nazareth.
Явная ориентация на заокеанский рынок, где ритм-энд-блюз был особенно популярен, в "Play 'N' The Game" очевидна. Плюс попытка чуть-чуть сыграть на нотках ностальгии американского слушателя, выбрав в качестве каверов песни в среднем 10-летней давности. Однако в США, как и на родине музыкантов Великобритании альбом прошел в основном незамеченным, зато хорошо продавался в Канаде и Южной Америке.
Следующий диск "Expect No Mercy" был ознаменован возвращением к хард-року. И очень интересным выбором оригиналов для каверов.
В итоге каверов оказалось всего два. Но очень забавных. Песня "Gone Dead Train" за авторством очень известного кинокомпозитора Джека Ницше и другого известного автора песен/продюсера Расса Тайтельмана (Jack Nitzsche & Russ Titelman) оказалась взята из саундтрека криминальной драмы 1970 года "Performance" ("Представление") режиссеров Дональда Кэммелла и Николаса Роуга. Кстати, в одной из ролей картины занят Мик Джаггер.
В саундтреке песня звучит в исполнении американского певца и композитора Рэнди Ньюмана (Randy Newman), которому в числе других музыкантов аккомпанирует блестящий мастер слайд-гитары Рай Кудер (Ry Cooder).
Ютуб-канал Lang Murphy
Ньюман и Кудер дают "рока", но Nazareth выдают его ещё более энергично. И не связанные необходимостью соответствовать сюжету фильма более весело.
Ютуб-канал Nilo
Другим кавером стал кантри-роковый номер "Busted" Харлана Ховарда (Harlan Howard) о тяжелой жизни американских фермеров , исполнявшийся такими звездами как Джонни Кэш и Рэй Чарльз и впервые прозвучавший в 1962 году. Поет Берл Айвз (Burl Ives).
Ютуб-канал philsmusic1000
Атмосфера и аромат музыки кантри в варианте, предложенном "назаретянами", сохранены в достаточной мере, чтобы песня выделялась среди других. Впрочем, на "Expect No Mercy" и без того очень разнообразный песенный материал.
Следующие два релиза в дискографии шотландцев "No Mean City" (1978) и "Malice in Wonderland" (1980) отличаются литературными реминисценциями в названиях, пятым постоянным участником группы и полным отсутствием каверов. Может новый гитарист, бывший участник "The Sensational Alex Harvey Band" Зэл Клеминсон (Zal Cleminson) принес столько песенных идей, что чужие оказались не нужны?
На альбоме "The Fool Circle" (1981)
постоянных участников вновь осталось четверо ( Клеминсон сыграл лишь на одной вещи), но зато добавились сессионные музыканты на клавишах и синтезаторе. "The Fool Circle" характеризовался общей облегченностью звучания. Поп-роковые мотивы, ритмы регги, толика юмора в текстах. И один кавер. Но какой! "Cocaine" Джей Джей Кейла (J.J. Cale), вышедший на его пластинке "Troubadour" (1977). Сингл с композицией отметился в хит-парадах шести стран.
Кейл, американский гитарист, автор и исполнитель, - фигура из теневых, но влиятельных. Его авторитет признают и Марк Нопфлер, и Нил Янг, и Эрик Клэптон. Последний немало сделал для популяризации "Cocaine", сделав собственную версию на диске "Slowhand" в том же 77-ом.
Ютуб-канал Eric Clapton.
Сделать что-то лучше, чем Клэптон сложно. Но можно сделать по другому. Включить в аранжировку акустическую гитару, оригинальную перкуссию. Ну и спеть с неповторимой вокальной интонацией Дэна Маккаферти. Дополнительным удачным ходом было включение в студийный альбом именно концертного варианта исполнения.
Ютуб-канал Pukrysa
На мой взгляд, "Cocaine" входит наряду с "This Flight Tonight" и "Love Hurts" в тройку наиболее удачных и значимых кавер-версий, исполненных группой Nazareth.
P.S. "The Fool Circle" неоднократно переиздавался с разным набором бонусов. В их числе есть и перезаписанный вариант самого первого кавера группы. "Morning Dew" исполнена на сей раз на немецком языке и, соответственно, называется "Morgentau".
Продолжение следует...
#R&b #ритм-энд-блюз #j j cale
Предыдущие заметки:
Каверы в творчестве Nazareth.1971-1973.
Каверы в творчестве Nazareth.1974-1976.
Вопрос читателям: