Найти тему

Данные о 40 млн. водителей перейдут к новому владельцу

Оглавление

Изначально идея накопления данных о водителях, оформивших ОСАГО, имела много плюсов и для водителей и для страховых компаний. Удалось ли реализовать ее так, как задумывалось? Есть ли на самом деле от нее польза для автовладельцев? Почему и зачем такой большой массив данных передают новому владельцу? Что стало с бюро страховых историй? На эти вопросы отвечаю в статье.

В 2002 в нашей стране появилось обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств или проще – ОСАГО. Тогда же был создан Российский союз автостраховщиков (РСА), который и начал копить информацию о застрахованных водителях автомобилей и самих автомобилях.

Роль РСА

В РСА обязаны состоять все страховые компании, которые оформляют ОСАГО.

В РСА создана единая база, в которую попадает вся информация о застрахованных лицах. Именно по этим данным рассчитывают «бонус-малус» (коэффициент, который повышает или понижает стоимость страховки для конкретного случая).

Еще РСА было поручено создать «бюро страховых историй», в котором должна копиться информация о других договорах страхования: КАСКО и добровольного страхования ответственности.

Бюро страховых историй

Бюро страховых историй – вещь нужная, ведь собирая информацию о застрахованном лице и размере выплат можно:

определить явных мошенников и нечистоплотных клиентов
сделать страховку дешевле тем клиентам, которые ведут себя осторожно, как на дороге, так и в других ситуациях

Да и в принципе, вычищая жуликов, можно сделать финансовый рынок менее дорогим.

Однако, со временем выяснилось, что «чистку» надо начинать с самих страховых компаний.

Банк России за различные нарушения лишил множество страховых компаний их лицензий. Число членов РСА тоже заметно сократилось: практически вдвое, до 44.

Стоило бы почистить и само РСА, которое показывает чудеса неэффективности. Скажем, бюро страховых историй, созданное на деньги страховых компаний - членов РСА, накопив миллионы записей, тем не менее не стало полезным ни для страховых компаний, ни для автовладельцев.

BBVORONIN.RU – мой проект для тех, кто хочет больше узнать или нуждается в помощи с кредитами и долгами. На сайте Вас ждет:
- бесплатный полезный блог;
- возможность принять участие в
вебинаре или
- получить индивидуальную
консультацию.

Прозрение

Еще в 2014 Банк России посчитал правильным учесть «ошибки», якобы допущенные при формировании бюро кредитных историй (какие именно ошибки, Банк России не пояснил), и заявлял следующее:

«бюро страховых историй может быть создано на базе одного из действующих профобъединений - Российского союза автостраховщиков или Всероссийского союза страховщиков»

В 2020 обнаружилось, что развивать базу данных РСА так как хочет Банк России, РСА не планирует. Бюро страховых историй «не получилось»: вопросов по правильности расчета «бонус-малус» у граждан множество. И вот Банк России заговорил о том, что базу данных РСА он заберет себе.

Еще одна Big data

По мнению Банка России, единая база данных по всем видам страховок поможет создавать профили потребителей страховых услуг и накапливать данные по всей стране. Фактически база данных должна стать реестром страховых договоров. Сейчас, конечно, этого нет и в помине.

«А вы, друзья, как ни садитесь…»

По моему же мнению, это лишь попытка скрыть тотальный провал в страховании: страховые компании живут в основном за счет обязательных видов страхования, то есть того, что гражданину или компании навязано в силу закона.

Второй источник дохода для страховых – страховки, которые банки «впарили» заемщикам вместе с кредитами.

Как видите, картина не утешительная. Вне зависимости от того, будет ли еще одна база данных у Банка России или кого-то другого, ситуацию по существу это не изменит.

А ведь застрахованных лиц в стране значительно больше, чем заемщиков по кредитам и займам.

Переходите на сайт BBVORONIN.RU, подписывайтесь на мой блог в Дзене, читайте лайфхаки, расследования и разборы актуальных тем.