Несколько дней назад стартовала одна из самых ожидаемых и масштабных премьер канала HBO в 2020 году - сериал Перри Мейсон, новейшая экранизация романов Гарднера. Премьера сразу же вызвала дискуссии канон ли это, и вообще - где границы допустимых изменений при экранизации.
Я пока что не смотрела, но для тех. кто ждет сериал целиком вместе со мной - и просто для всех желающих - давайте освежим в памяти приметы классического стиля "нуар". 40-х годов, и посмотрим, какие из них сохранились в сериале. Должно получиться интересное зрительское исследование.
Итак - с 20-х годов прошло века журнал "Черная маска" начал публиковать криминальные мелодрамы с узнаваемым стилем. В последствии многие романы были экранизированы, например романы Корнелла Вулрича «Окно во двор» и «Невеста была в черном». Французский критик Нико Франк использовал термин «нуар», закрепившийся за романами, применительно к созданным в 40-х годах ХХ века черно-белым фильмам с характерной эстетикой, позже название закрепилось за целым кино-стилем.
Герой "нуара" – частный детектив, журналист или мелкий мошенник, человек несовершенный, но сохранивший в душе искру добра и способность любить, в силу обстоятельств и собственной наивности, страдает. Он отличался цинизмом, иронией и фатализмом, связанными с загадочным прошлым. Зачастую безнадежная влюбленность в роковую красотку приводит героя к краху.
- основной конфликт нуара - конфликт плохого с худшим, однако он редко имеет социальную подоплеку.
- число персонажей ограниченно, а действие выносится за рамки киноповествования (о значимых происшествиях зрители узнают из диалогов)
- используются компактные, изолированные локации: кабинеты, гостиничные номера, каюты яхт, лестницы, и т.д.
- скупое освещение, акцент на игре черно-белых контрастов
ради оправдания скудного использования света временем действия избиралась ночь.
- вертикально – горизонтальные контрасты в декорациях (лестницы - колонны, круглый фонтан – массивная решетка на воротах и т.д.)
- резкие черно-белые контрасты в костюмах персонажей
широкое использование зеркальных отражений
- контраст крупных планов лица и темных силуэтов
- камерные врезки натуры – струи дождя и вообще вода в разнообразных проявлениях, опавшая листва, туман, расплывающиеся абрисы фонарей, свет автомобильных фар
- время и место действия универсальны и редко конкретизируются (офис газеты, бюро частного детектива, нищая квартира, роскошный отель )
Визуальный аскетизм был следствием оскудевшего финансирования киноиндустрии и цензурных ограничений, связанных с военным временем, зато компенсировался неожиданными сюжетными поворотами и драматизмом отношений. Главным источником зла в классическом нуаре служил слепой, необъяснимый фатум, подтолкнувший героя именно в такие обстоятельства.
Эстетика нуара ощутимо повлияла на советское кино 40-50-х годов прошлого века.
Конечно, классический нуар претерпел много изменений 60-х, 80-х и особенно в новом веке, трансформировавшись в пост-нуар. Но давайте пока вспомним любимые классические нуары 40-х (у кого они есть) и сформулируем свои ожидания от проекта HBO Детектив Перри Мейсон, а потом посмотрим - что угадали, а в чем потерпели фиаско, подобно героям нуара.
Подписывайтесь, читайте и перечитывайте!