Софонисба Ангвиссола – редкий случай успеха и профессионального признания женщины в 16 веке.
Девушка благородного происхождения, она по счастью родилась в семье весьма прогрессивных взглядов. Её батюшка не был художником, а ведь именно дочери художников в те времена имели хоть какой-то шанс на обучение и профессиональную реализацию. Но именно она стала самой прославленной художницей своего времени.
Отец — генуэзский аристократ Амилькар Ангвиссола — дал шестерым дочерям и единственному сыну гуманистическое образование и всячески способствовал их развитию в музыке, литературе и особенно живописи — сразу пять девочек стали художницами. Однако одна позже ушла в монахини, две предпочли карьере семейную жизнь, а одна умерла молодой. Ещё одна сестра посвятила себя литературе, а единственный брат — музыке. Но больше всех семью прославила именно Софонисба.
А откуда у неё такое редкое имя? Отец Амилькар Ангвиссола дал детям имена в духе восхищения античными идеалами и высоких надежд на этих самых детей. Сестёр Софонисбы звали Минерва, Елена, Европа, Анна Мария и Лючия, брата — Гасдрубал, а её собственное имя отсылает к воспетой Титом Ливием и Вольтером карфагенянке, жене двух царей, принявшей яд из рук возлюбленного.
В стремлении открыть перед дочерью все возможные двери, отец обратился к самому Микеланджело с просьбой прислать рисунок для Софонисбы. Она его скопирует, а мастер критически оценит. Дело было в 1557 году, Софонисбе было около 25 лет. Судя по горячим благодарностям, которыми Амилькар Ангвиссола засыпал престарелого маэстро — Микеланджело было 82 года, — он высоко оценил талант девушки. Он вообще, несмотря на скверный характер, охотно поддерживал молодых художников.
Спустя три года Софонисба сменила место жительства и на 20 лет прописалась в Мадриде — она стала фрейлиной Елизаветы Валуа и придворной художницей, которую в 1582 году назвали величайшим портретистом эпохи. И это притом, что испанские монархи ещё помнили, как совсем недавно покровительствовали Тициану! К сожалению, немногое уцелело из придворных работ Софонисбы: в 17-ом веке во дворце случился пожар, и большая часть её картин погибла.
Писала Софонисба преимущественно портреты, в том числе миниатюрные, как, к примеру, этот автопортрет — всего 8,3 х 6,4 см. Спрос на карманные портреты был высоким — они заменяли компактные фотографии близких людей, которые ещё недавно, кажется, все носили в кошельке и хранили в альбомах.
После 20 лет службы придворной художницей испанской короны Софонисба отправилась на заслуженную пенсию в подконтрольную Испании Сицилию. Там в 1624 году — за год до её смерти — её навестил 25-летний Антонис Ван Дейк. Он возжелал написать портрет этой выдающейся женщины — и написал.
По его воспоминаниям, ей было 96, а она всё же просила не ставить источник света слишком высоко, чтобы длинные тени не подчёркивали её морщины. Судя по результату, Ван Дейк прислушался к её просьбе. Он также сделал набросок и окружил его записью советов старшей коллеги о том, как следует писать портреты. Ван Дейк этими советами воспользовался по достоинству — ему суждено было стать придворным художником Британской короны. Но о нём как-нибудь в другой раз.
А пока напишите в комментариях, какие художники, эпохи и культуры вам особенно интересны, — возможно, одну из следующих статей я посвящу именно им. И обязательно подпишитесь на мой канал, украсьте ленту своих подписок искусством!