О роли чешского князя в создании славянской письменности
Ежегодно славянские народы отмечают День славянской письменности и культуры. Праздник давно и широко отмечается и в России. Он неразрывно связан с именами двух христианских святых – равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые первыми создали кириллический алфавит. Однако, далеко не всегда и не везде представляют, как все это начиналось и какова была роль чешского князя Ростислава в создании славянской письменности. А дело было так. Князь Ростислав (846-870 гг.) в годы своего правления оказывал сопротивление давлению своих соседей - немецких князей, за которыми стояли христианские служители, по введению богослужения на латинском языке. Чтобы противостоять этому напору, Ростислав решился на отважный шаг, имевший историческое значение для всех славян. Он обратился к Византии, не подчинявшейся власти римского папы, с просьбой прислать в Моравию христианских миссионеров, знающих славянский язык. Византийский император Михаил III в 863 году направил в Моравию двух образованных мужей - Константина (Кирилла) и Мефодия, которые знали древнеболгарский язык македонских славян, понятный и славянам в Моравии.
Кирилл составил особый алфавит, приспособленный к славянским языкам, и перевел некоторые богослужебные книги на старославянский язык. Таким образом, Кирилл и Мефодий стали основоположниками славянской письменности. На определенное время им удалось добиться одобрения своей деятельности и со стороны папы римского, назначившего Мефодия архиепископом. Мефодий вместе со своими учениками не прекращал деятельности в чешских землях до самой своей кончины. Позже их ученики были изгнаны из Моравии, и они отправились в Болгарию, а некоторые из них дальше на восток, на Русь. В Чехии богослужение на славянском языке кое-где удерживалось еще достаточно долго наряду с богослужением на латинском языке, которое со временем стало все же преобладающим. Тот факт, что славяне пользовались при христианских богослужениях почти с самого начала славянским языком, стал явлением в своем роде единственным. В то время весь остальной христианский мир пользовался латинским или греческим языками. Старославянская письменность позже внесла большой вклад в укрепление национального самосознания славян. В Болгарии, на Руси и в Сербии славянская письменность пустила прочные корни и богослужение на славянском языке сделалось основой православной церкви.
Алексей Русаков