Живя в 21 веке, мы сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько твердо основались в нашей повседневной жизни, что мы уже представить себе не можем своего существования без них, ведь СМИ охватывают всю планету Земля.
Средства массовой информации – это достаточно сильный инструмент контроля, который влияет на поведение людей и доведен до совершенства в создании так называемого «массового мышления». Этот термин был создан для определения того, как источники СМИ влияют на поведение. Ведь случается и такое, когда СМИ по ошибке или осознано искажают информацию, формируя в сознании огромного количества людей лживую картинку. И тогда люди, ослепленные неправдой, могут совершать какие-то необдуманные действия. Или, например, сколько людей покупают какой-то товар в магазинах только потому, что видели его рекламу по телевизору! Особенно пожилые люди, которые верят в то, что показывают. Еще СМИ может формировать общественное мнение, в пользу государства.
Можно провести анализ терминов.
Энциклопедическая литература дает следующее толкование «средства массовой информации»: – «это печать, радио, телевидение и др.». После идет отсылка к понятию «массовая коммуникация».
Под массовой коммуникацией в «Большом Российском энциклопедическом словаре» понимается «систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, звукозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и активного воздействия на оценки, мнения и поведение людей».
«Философский энциклопедический словарь» объясняет понятие массовой коммуникации более широко, добавляя к указанному определению еще положения: «Материальной предпосылкой возникновения массовой коммуникации в первой половине 20 вв. стало создание технических устройств, позволивших осуществить быструю передачу и массовое тиражирование больших объемов словесной, образной информации. Собирательно комплексы этих устройств, обслуживаемых работниками высокой проф. специализации, принято называть «средствами массовой информации и пропаганды» или «средствами массовой коммуникации». Массовая коммуникация представляет собой систему, которая состоит из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физическим каналом движения сообщений (печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись)…».
Авторы, считающие, что СМИ и СМК являются близкими по своему значению, или синонимами, объясняют массовую коммуникацию как: «общение, опосредованное техническими средствами»; «процесс обращения массовой информации, который невозможен без использования специальных технических средств распространения этой массовой информации таких, как печать, радио, телевидение и Интернет» (СМК или СМИ)»; «процесс, с помощью которого организованный институт с помощью технических средств систематически производит и распространяет общезначимые послания, которые предназначены для большой разнородной и рассредоточенной в пространстве аудитории с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей».
Много лет слово «информация» использовалось многими исследователями, но только в начале 20 в. появляется интерес к содержанию понятий «информация» и «количество информации». Р. Хартли в 1928 г. предоставил логарифмическую меру количества информации, а два десятка лет спустя К. Шеннон, определив понятие количества информации как меры уменьшения неопределенности, ввел термин «информация». До работ К. Шеннона Р. Фишер в 1921 году понятие «информация» пытался подвести под понятие «вероятность», а Л. Сциллард в 1929 году – связать с понятием «энтропия». Неудачность попыток показала теория Р.С. Ингардена и К. Урбанова, согласно которой, понятие «информация» является более широким, чем понятие «вероятность».
Подобные взгляды высказаны и основателем кибернетики Норбертом Винером, который считал, что «информация есть информация, а не материя и не энергия». Позже Н. Винер определял информацию как «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств».
Нужно отметить положительное и отрицательное влияние СМИ:
Положительное влияние: в последнее время набирает силу характера превращения средств массовой информации в сферу самореализации личности. К давно существующей газетам и журналам, добавились передачи радио и телевидения с прямыми эфирами. А также создание новых интересных телепередач, подкастов. Многие люди нашли себя в роли блогера, ведут свои каналы и зарабатывают деньги на своем хобби.
Отрицательное влияние: в последнее время очень часто стали показывать новости о насилии и оружия, жестокости и агрессии. Показы или описание трупов, страшных аварий, перестрелок, ограблений вошло в норму. Зависимость настолько сильная, что приносит огромный ущерб физическому здоровью. А еще еда под телевизор — это угроза организму перееданием и плохим усвоением пищи не только взрослому человеку, но и ребенку.
Вспомним о газете. Она все еще жива в наше время. Это самые простые бумажные издания, которые продаются в небольших журнальных киосках.
Печать самый старый субъект СМИ, поэтому у него самая большая история. Она появилась еще в Древнем Риме. Новости в нем были очень примитивными, это были небольшие свитки, в которых сообщались новости города и не больше.
Первой в мире официальной газетой считается «Столичный вестник», который вышел в 8 веке в Китае.
Подводя итог можно сказать, в погоне за деньгами и популярностью СМИ забыло о главных целях – сделать общество лучше, формировать мировоззрение, воспитывать личности и объективно информировать о происходящем. Мы растем и живем в культуре, постоянно усиливающей поток вредных установок, которые держат нас в ловушке нашего ненастоящего образа мыслей, речи и действий. В любом случае, все это коварно и может нанести реальный вред нам, нашим отношениям и нашей способности быть настоящими. Нам нужно относиться к средствам массовой информации осторожно, верить не всему, что говорят нам в экране телевизора и пишется в газетах. Не верить распространяемым на некоторых сайтах в сети Интернет материалам, которые обвиняют ни в чем не повинных людей. Не вестись на рекламу магазинов на диване. Только такое осторожное отношение даст нам силы избежать обмана. И самое главное, нужно и надо следить за своей собственной жизнью, а не за новостями и ТВ-передачами.