Abstract
Работа Ментальные войны, вынесенная в Приложение к настоящему изданию , посвящена рассмотрению общих вопросов определения и моделирования ментальной войны как агонально организованной когнитивно-креативной и селективной системы нового поколения, представляющей собой эффективный способ ускорения и повышения качества нооэволюции (эволюции разума, включая формирование и становление глобального мозга) и социальной эволюции (процесса становления демиургического общества).
Цель настоящей статьи (9-й из 13) - представление концепции Театра ментальной войны
******
Концепцию ГЛОБАЛЬНОГО МОЗГА в целом читайте в работе: Глобальный мозг: Стратегическая демиургическая инициатива : монография / В. К. Петросян — Москва : Издательство ИКАР, 2020. — 454 с. — Текст: непосредственный.
Ментальные ВОЙНЫ - Приложение к книге ГЛОБАЛЬНЫЙ МОЗГ.pdf
*********
МЕНТАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ (Статьи 1-13)
(1) МЕНТАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ. Введение (2) Исторические прототипы ментальной войны (3) Общее определение ментальной войны (4) Классификация ментальных войн (5) Базовые понятия ментальной войны (6) Основные этапы ноовойны (7) Организация ментальной войны (8) Механизм ментальной войны (9) Театр ментальной войны (10) Краеугольный камень ментальной войны (11) Ноофортификационные сооружения и ноовооружение (12) Нообоевые действия (13) Ноовоенные силы
**********
Театр ментальной войны . Ст. 9
Одним из важнейших и сложнейших для осознания и эффективного использования в теории ментальных войн является понятие театра ментальной войны (развернутого предмета вооруженного ментального противостояния, многомерного семантического пространства, в рамках которого осуществляются нообоевые действия сторон).
Безо всякого преувеличения можно сказать, что человек, адекватно понявший ключевую идею театра ментальной войны и непосредственно связанных с ним терминов, представлений и технологий, овладел и идей ментальной войны в целом.
Экспликацию термина театр ментальной войны начнем с рассмотрения понятия театр в самом обычном смысле, хотя семантика театра ноовойны имеет гораздо большее отношение к классической военной тематике, чем к собственно театральной.
В обобщенном стандартном понимании театр (лат. theatrum, от греч. theaomai — смотреть; theatron — место для зрелищ, зрелище, собрание) —
(1) сложный вид искусства, представляющий собой процесс создания и циклического исполнения динамических художественных произведений (спектаклей), обладающий широким спектром выразительных средств и отличающийся высоким уровнем взаимной эмпатии между людьми, порождаемой непосредственным контактом творцов со зрителями;
(2) организованное сообщество лицедеев (актеров), их руководителей и обслуживающего персонала (труппа, дающая спектакли в соответствии с режиссерским замыслом);
(3) помещение, предназначенное и специально оборудованное для художественных представлений различного рода.
Как видим, театр — довольно полисемантический термин, включающий в себя (как минимум) три одновременно используемых «ближайших рода»: (1) вид искусства, (2) сообщество лицедеев, (3) специально оборудованное помещение. Эта полисемантичность — главное препятствие для того, чтобы использовать слово театр в ноовоенном деле непосредственно (в рамках театральной метафоры).
Дело в том, что - из указанных трех смыслов — для нашего рассмотрения в настоящий момент важен только третий — театр как специально оборудованное здание, помещение; еще более точно - сцена (организованное пространство для особого рода деятельности).
Другими словами, нас интересует — прежде всего — термин сцена.
Напомним, что сцена (от греч. skene — балаган, палатка, шатер, театральные подмостки; лат. scaena, франц. scene, англ. stage, нем. buhne, исп. escenario) — это специально ограниченное и организованное (оборудованное) место (пространство) для исполнения театрального представления (действия).
Именно в этом — достаточно узком — значении термин театр еще в давние времена вошел в речевой обиход военного сообщества применительно к традиционной военной деятельности.
Действительно, в классическом понимании театр войны (в международном праве и в военном деле) — интегральная арена (сухопутная территория, морское и воздушное пространство), в рамках которой воюющие стороны (комбатанты) осуществляют или готовы осуществлять военные действия (вести войну). Иначе говоря, очевидно, что театр войны (в соответствии со стандартными представлениями военных людей) — это просто сцена, на которой развертываются (или могут быть развернуты) военные действия.
В военном деле есть еще, правда, специальный термин театр военных действий (ТВД), но смысл здесь практически один и тот же (сцена, пространство войны). Разница только в том, что театр войны — термин, скорее, геополитический (абстрактный, обобщенный), а театр военных действий — термин собственно военный (военно-технологический, так сказать).
Кроме того, один театр войны может включать в себя (чисто географически) несколько театров военных действий. Еще одно различие — в том, что под театром войны понимается пространство как потенциальных, так и фактических военных действий, а под театром военных действий (ТВД) — исключительно пространство фактических военных действий.
Сделав эти предварительные замечания, определим и рассмотрим тер-мин театр ментальной войны (театр ноовойны), весьма сходный по своей семантике с термином театр войны (физической).
Разница — только в замене понятия географическое пространство (физическое пространство традиционной войны), на понятие семантическое пространство (предметная область), относящееся к семантической (смысловой, гносеологической) географии.
Для адекватного понимания термина театр ноовойны чрезвычайно важно осмыслить термин универсальный театр (арена) ментальной войны.
Определим вначале, что универсальное семантическое пространство (синоним — универсальное ноопространство, абсолютный континуум смыслов) —
(1) основной предмет изучения семантической географии, воспринимаемый человеческим сознанием (в виде интегрального сложно конфигурируемого ментального образа) аспект универсума (абсолютного бытия), многомерная динамически организованная предметная область, в рамках которой осуществляется процесс человеческого познания (во всех его ипостасях и на всех уровнях);
(2) динамическое единство множества возможных и действительных (реальных) предметных областей, лежащих в сфере когнитивных интересов человечества.
Отсюда следует, что универсальный театр ментальной войны (синонимы — универсальный театр ноовойны, универсальная арена ноовойны, универсальное ноовоенное семантическое пространство, ноовоенный абсолютный континуум смыслов) —
(1) основной предмет изучения ноовоенной географии, специальным образом осмысленная и структурированная самостоятельная сфера (ипостась, аспект) общественного сознания в целом, в рамках которой ведутся ноовойны;
(2) составная часть (аспект) универсального семантического пространства, интегрированная многомерная предметная область (система различных аспектов, срезов и ракурсов рассмотрения универсума в целом и его произвольно взятых фрагментов), соответствующая достигнутому уровню человеческого познания и предназначенная для тотального интеллектуального противоборства в ходе ментальных войн всех видов и уровней общности;
(3) динамическая (непрерывно модифицируемая и развиваемая) иерархия театров ментальных войн всех уровней, ведущихся и готовящихся к инициализации во всем мире, создаваемая в соответствии с единой гносеологической и информационной технологией, лежащей в основе института ноовойны.
Фактически, термин универсальный театр ментальной войны представляет собой форму и способ существования принципиально новой динамической картины мира, специально предназначенной («заточенной») для сферы ментальных войн, то есть для процесса непрерывного тотального высокотехнологичного интеллектуального противоборства, в рамках которого не будет никаких запретов в лице «неприкасаемых» основ знания.
Соответственно, театр ментальной войны (синонимы — театр ноовойны, арена ноовойны, арена ментальной войны, семантическое пространство ментальной войны) (сокращенно — ТМВ) определяется как:
(1) составная часть универсального театра ноовойны, избранная для интеллектуального противостояния в ходе ноовойны (одной или нескольких) хорошо структурированная предметная область, выделенный аспект некоторого объекта, фрагмента реальности (например, человека или общества), исследуемый в каком-то заранее заданном гносеологическом и аксиологическом формате;
(2) непознанная (содержащая некоторое непустое множество нерешенных ноопротиворечий) составная часть (аспект, срез, ракурс и т.д.) объекта ноовойны, четко ограниченный логико-семантический континуум (много-мерное динамическое ноопространство, семантическая территория), в рамках которого осуществляется ментально-военное противостояние (противоборство) сторон нооконфликта.
Систематизированные описания и определения потенциальных ТМВ, их границ и состава (иерархии предметных областей всех уровней вложенности) разрабатываются и задаются до начала каждой конкретной ноовойны, хотя и могут уточняться (по решению организаторов и сторон нооконфликта) в ее ходе.
Определим теперь термин театр ментально-военных действий.
Театр ментально-военных действий (синонимы — театр ноовоенных действий, арена ноовоенных действий, арена ментально-военных действий) (сокращенно — ТМВД) —
(1) четко выделенная относительно крупная составная часть (область) театра ноовойны с подробным легендированием существенных гносеологических и аксиологических особенностей каждого семантически самостоятельного участка (район, топос, локус, слот, ячейка, пиксел и т.д.) ноовоенных действий, представляющая собой основу для разработки ноовоенных карт различного назначения;
(2) иерархически организованное единство структурных единиц второго и более низких уровней вложенности (подпространств, областей, фра-ментов, полос, районов, участков, топосов, локусов, ячеек, пикселов и т.д.), представляющее собой детализированный (до уровня конкретных ноовоенных карт и предметных баз данных) логико-семантический континуум, в рамках которого располагаются взаимно противоречащие позиции сторон нооконфликта (ноопозиции) и осуществляется их ментально-военное проти-востояние (противоборство).
Детальное описание и картографирование ТМВД осуществляется организаторами ноовойны (при существенной поддержке потенциальных ноокомбатантов) непосредственно перед началом нообоевых действий (уже в ходе ментальной войны) на основе заранее подготовленных описаний и карт театра ноовойны и непрерывно корректируется по итогам семантически значимых ноовоенных действий.
Каждому иерархическому элементу (логико-семантическому подпространству) театра ноовоенных действий должны соответствовать: (а) набор ноовоенных карт заданных видов, (б) полная база данных по предметной области, находящаяся в общем доступе сторон ноовойны и (в) специализированная система средств коммуникации, позволяющая вести нообоевые дей-ствия в предусмотренном (заданном) организаторами ноовойны интерактивном режиме.
Нижний (наиболее конкретный) уровень описания ТМВД — разнофункциональные карты ТМВД, на которые нанесены все иерархические уровни деления исходной предметной области (вплоть до самых мелких участков), представляющие собой базу для формирования наступательных или оборонительных ноопозиций сторон ноовойны.
Легко видеть, что вышеопределенное понятие театр ментальной войны (ТМВ) довольно существенно отличается от близкого к нему термина театр ментально-военных действий (ТМВД).
Во-первых, стандартизированное описание театра ноовойны составляется организаторами ментальной войны задолго до ее начала и раздается потенциальным ноокомбатантам для формирования своих базовых ноопозиций (напротив, ТМВД окончательно формируется уже в ходе ноовойны).
Во-вторых, театр ноовойны в целом по определению должен формулироваться и ограничиваться таким образом, чтобы в него вошли несколько соприкасающихся друг с другом (лимитрофных) возможных театров ментально-военных действий (ТМВД).
В-третьих, структуризация театра ментально-военных действий (ТМВД) предполагает (в отличие от описания театра ментальной войны) высокий уровень детализации, включая (в ряде случаев) наличие некоторых базовых сведений о ноопозициях противоборствующих сторон.
Термины театр ноовойны (ТМВ) и театр ментально-военных действий (ТМВД) — при всем их семантическом богатстве — не в состоянии сами по себе выполнить все те гносеологические и технологические функции, которые на них ложатся в процессе подготовки и проведения ноовойны.
Это и послужило причиной разработки таких важных специальных дисциплин ноовоенной науки, как ноовоенная топография (ноотопография), ноовоенная картография (ноокартография) и ноовоенная локация (ноолокация).
Ноотопографический аспект рассмотрения театров ментальной войны и ноовоенных действий настолько же (если не больше) важен для детерминации ментальных войн, насколько географический фактор значим для ведения традиционной физической войны.
Соответственно, определим, что ноотопографический фактор в ментальной войне — это комплекс присущих театрам ментальной войны определенных видов (их областям и районам) объективных гносеологических условий, существенно влияющих на характер и длительность ноовоенных действий.
Именно для максимального учета всех особенностей ноотопографического фактора в процессе познания и вооруженного интеллектуального противоборства и осуществляется многоуровневая конкретизация театров ментальной войны.
Результаты этой сложной работы сводятся в ноовоенный атлас того или иного рода (в зависимости от специфики конкретной ментальной войны).
Чтобы перейти к рассмотрению этого весьма значимого в технологическом отношении понятия, дадим определения ряда ноотопографических терминов, без которых словосочетание ноовоенный атлас просто не имеет смысла: ноовоенная топографическая основа, ноотопографическая основа ментально-военных решений, ноокартографические источники, ноокартографическая легенда, ноовоенно-топографическое описание, ноокартосхема, ноокартограмма, ноокартодиаграмма, нооабрис, ноовоенная карта.
Итак, ноовоенная топографическая основа (от греч. tоpos — место и grapho — пишу) (синоним — ноотопографическая основа) — (1) ноотопографическое содержание всех ноовоенных документов, составленных с учетом специфики театра ноовоенных действий (предметной области ноовойны); (2) базовая (первичная) ноотопографическая информация о театре ноовоенных действий (его районе, участке, области и т.д.), общая для всех специальных и тематических ноокарт, создаваемых для какого-либо ноотопографического комплекта (атласа).
Ноотопографическая основа ментально-военных решений — ноотопографическая составляющая ментально-военных решений произвольного уровня значимости и общности, их привязка к какому-либо театру ноовойны или его составной части.
Ноовоенные картографические источники (синоним — ноокартографические источники) — разнообразные общегносеологические и специальные данные, используемые для составления ноовоенных карт.
Ноокартографическая легенда — система условных знаков, кодов и пояснений, прилагаемая к какой-либо ноовоенной карте и раскрывающая её общий смысл и конкретное содержание.
Ноовоенно-топографическое описание — свод сведений обо всех характерных особенностях театра ноовойны (как естественных, общегносеологических, так и искусственных ноовоенно-инженерных), предназначенный для оптимизации принимаемых командованием ноовоенных решений.
Ноовоенная картосхема (синоним — ноокартосхема) — ноокарта пониженной точности, условная ноокартографическая модель театра ноовоенных действий (предмета ноовойны), отражающая его сущностные характеристики.
Ноовоенная картограмма (от греч. chartes — лист папируса для письма) (синоним — ноокартограмма) — ноокарта, показывающая (с помощью различных знаков и красок) среднюю интенсивность какого-либо явления по отдельным районам (топосам, единицам «территориального деления») отображенного на ней театра ноовоенных действий (например, сравнительную плотность размещения укрепленных ноопозиций противоборствующих сторон).
Ноовоенная картодиаграмма (от греч. chartes — лист папируса для письма и diagramma — рисунок, изображение) (синоним — ноокартодиаграмма) — ноокарта, показывающая (посредством размещаемых на ней диаграмм) суммарную величину какого-либо количественного показателя в пределах каждой единицы (топоса, локуса) нанесённого на ноокарту семантического деления театра ноовоенных действий.
На основе определенных выше первичных ноотопографических сведений и документов разрабатывается ноовоенный абрис, представляющий собой промежуточное звено между театром ноовоенных действий и собственно ноовоенным атласом.
Ноовоенный абрис (от др.-нем. rizen — чертить, резать; нем. аbriss — чертеж, контур, план, очерк) (синоним — нооабрис) — в ментально-военной (ноовоенной) топографии и картографии — относительно полно легендированное наглядное графическое или тексто-графическое представление (схематический чертеж, контурный рисунок, силуэт, граф, таблица и т.д.) предметной области, являющейся театром ноовоенных действий или его составной частью.
Термин нооабрис весьма близок по своему смыслу термину макет театра ноовоенных действий, который определяется как: (1) уменьшенное вербально-графическое изображение произвольно взятого театра ноовоенных действий с характерными для него логико-семантическими особенностями и укрепленными ноопозициями всех противоборствующих сторон; (2) единство локальных макетов различных участков театра ноовоенных действий.
С учетом концепции, лежащей в основе имеющихся формализованных представлений о конкретном театре ментально-военных действий и его нооабрисе, разработчиками создаются различные по своему функционалу и оформлению ноовоенные карты.
Ноовоенные топографические карты (от греч. tоpos — место, grapho — пишу и chartes — лист папируса для письма) (синонимы — ноотопографические карты, ноовоенные карты, ноокарты) —
(1) специфические текстовые, графические (в том числе — образно-знаковые, схематические и табличные) и смешанные дву- или многомерные информационные объекты (изображения, описания), представляющие собой единые по гносеологическим, логико-математическим и аксиологическим основам, содержанию и оформлению уменьшенные обобщённые модели (макеты, проекты и т.д.) театров ноовоенных действий или их частей (предметных областей ноовойн), предназначенные для упорядочения нообоевых действий и обеспечения взаимно-однозначного соответствия между укрепленными позициями сторон и объективными структурными и иными особенностями театра (предмета) ноовойны, имеющие ряд вспомогательных инструментов (в частности — легенду), позволяющих существенно концентрировать и произвольно комплексировать (рассматривать в виде отдельных срезов или ракурсов) полезную информацию;
(2) формализованные информационные документы (выполненные в дву- или многомерном варианте текстовые, табличные, графические или смешанные (тексто-графические) бумажные или электронные изображения, специализированные формализованные описания), в которых условными знаками и кодами подробно характеризуются все гносеологические и иные особенности произвольно взятой ноовоенной местности (участка театра но-овоенных действий).
Ноотопографические карты (в зависимости от своего функционала) в ноовоенной науке делятся на: ноовоенно-исторические, тематические, учебные, специальные и оперативные.
Ноовоенно-исторические карты (синоним — исторические ноокарты) — (1) имеющие гносеологическую и историческую ценность подлинные ноовоенные карты штабов ноовоенных сил, участвовавших в реальных ментальных войнах (составленные и использованные в ходе прошедших ноовойн) опубликованные на добровольной основе для широкого использования в научно-исследовательских и учебных целях; (2) различные по своему назначению современные ноовоенные карты, значимые в том или ином от-ношении ноовоенные события и явления прошлого.
Тематические ноовоенные карты (синоним — тематические ноокарты) — типологически различные ноокарты определенной тематической направленности, используемые в процессе подготовки и реализации значимых ноовоенных решений.
Учебные ноовоенные карты (синоним — учебные ноокарты) — ноокарты различных видов, изготовляемые и используемые в качестве учебных пособий для слушателей образовательных ноовоенных учреждений, курсов, семинаров и т.д.
Специальные ноовоенные карты (синоним — специальные ноокарты) — (1) ноокарты, представляющие собой особые виды («слои», ракурсы, аспекты) графического и вербального описания театра ноовоенных действий и нообоевой обстановки, необходимые для планирования каких-либо нестандартных нооопераций; (2) ноокарты, содержащие сфокусированную на определенных закрытых аспектах ноовоенной деятельности детальную нооинформацию, предполагающую особый режим (характер) ее использования.
К оперативным ноокартам относятся — прежде всего — карты ноовоенной обстановки.
Карта ноовоенной обстановки (синоним — рабочая ноокарта) — бумажная или электронная карта театра ноовоенных действий общего (в соответствии с уровнем допуска) пользования в целом или какого-либо его участка (зоны, топоса, локуса и т.д.), на которую условными обозначениями (знаками, кодами и т.д.), обусловленными ее легендой, оперативно (в реальном режиме времени) специально подготовленными ноовоеннослужащими наносятся текущие изменения нообоевой обстановки.
Специальные и оперативные карты (эти понятия часто совпадают в рамках какой-либо одной ноокарты, используемой в ходе конкретной ноовоенной операции) составляют информационную основу управленческой дея-тельности ноовоенного командования всех уровней.
Как было сказано выше, различные по своему составу наборы ноотопографических карт комплексируются в ноовоенные атласы, представляющие собой конкретизированные до необходимой глубины модели театров ноовоенных действий.
Определим, что ноовоенный атлас (синоним — нооатлас) —
(1) интегрированная ноовоенная карта, система различных по целям и средствам кодировки информации ноовоенных карт, с необходимой и достаточной точностью отображающих театр какой-либо отдельно взятой ментальной войны и ноовоенные позиции противоборствующих сторон, представляющих собой целостную интерактивную базу данных или отдельное специализированное издание (альбом, книгу, энциклопедию и т.д.);
(2) система интегрированных ноовоенных карт (описаний театров ментальных войн) одной тематической направленности или сходных типологически, представляющая собой некоторый «срез» истории ментальных войн;
(3) полное собрание ноовоенных карт, максимально емко и точно отображающее театры ноовоенных действий и позиции сторон во всех ноовойнах высокого уровня, когда-либо имевших место в истории человечества.
Вадим Кармленович Петросян (с) 2020.
***********
Статьи по "Международному демиургическому движению" (МДД)
Международное демиургическое движение (МДД)
Миссия и базовые документы Международного демиургического движения (МДД)
Общая структура «Международного демиургического движения» (МДД)
Атрибутика международного демиургического движения
О проекте "МЕТАМЕДИЦИНА" (медицина бессмертия)
Участие (членство) в Международном демиургическом движении (МДД) и проекте СДИ:
(а) индивидуальное (для физических лиц) и
(б) коллективное (для юридических лиц и тематических сообществ).
********
Информация и аналитика об уже состоявшихся и будущих публикациях Дзен-канала ГЛОБАЛЬНЫЙ МОЗГ