Найти тему
Релаks и медитация

Гармония в искусстве. Примеры из мировой живописи

Что такое гармония в искусстве?

Говоря о гармонии в искусстве следует иметь ввиду то, как все визуальные элементы живописи сочетаются вместе. Гармоничные элементы и детали должны быть логически связаны между собой. Элемент, который не гармонирует с остальными не должен выделяться или раздражать глаз.

Когда я думаю о гармонии первая картина, которая приходит на ум - полотно Клода Моне "Водяные лилии"

                                            Клод Моне "Водяные лилии", 1916
Клод Моне "Водяные лилии", 1916

Ниже приведены и другие примеры гармонии в искусстве.

Гармония цвета

В картинах, в которых присутствует гармония цвета, представлено ограниченное количество цветовых оттенков и цветовой палитры. Например, картина, в которой используются разные оттенки синего или зеленого цвета. В творении Пабло Пикассо "Старый гитарист" используются скучные синие тона. Даже оранжевая гитара окрашена в мягкий оттенок синего цвета.

                Пабло Пикассо "Старый гитарист", 1904
Пабло Пикассо "Старый гитарист", 1904

Картины Моне ниже иллюстрируют гармонию в основном синего и зеленого цветов.

                                                                  Клод Моне "Японский мост", 1899
Клод Моне "Японский мост", 1899

В произведении Джона Сингера Сарджента "Рыбачка" можно увидеть как гармонично сочетаются оранжевый и коричневый оттенки при иллюстрации ландшафта и рыбачки. Ее платье почти сливается с побережьем.

                                                  Джон Сингер Сарджент "Рыбачка", 1913
Джон Сингер Сарджент "Рыбачка", 1913

Гармония формы

Форма - отличительная особенность в произведениях Поля Сезанна. Картина, представленная ниже из серии картин "Гора Сент-Виктуар", объединяет в себе неподвижные геометрические фигуры.

                     Поль Сезанн "Гора Сент-Виктуар", 1904-1906
Поль Сезанн "Гора Сент-Виктуар", 1904-1906

Сочетание света и тени

Можно сделать картину гармоничной при правильном сочетании света и тени. Например, группа светлых оттенков гармонична потому что они все светлые. То же самое можно сказать и о группе картин с темными оттенками.

Два произведения Моне ниже проиллюстрированы в основном в светлых тонах.

                                                           Клод Моне "Мост Чаринг-Кросс", 1903
Клод Моне "Мост Чаринг-Кросс", 1903
                                                            Клод Моне "Мост Чаринг-Кросс", 1899
Клод Моне "Мост Чаринг-Кросс", 1899

Попробуйте поупражняться. Нанесите несколько цветов на цветовую палитру. Затем постепенно добавляйте белый цвет к каждому из ранее нарисованных. Наблюдайте за тем, как в цветах начинает отражаться гармония.

Картина ниже художника Хоакина Сорольи, с другой стороны, проиллюстрирована в темных тонах кроме проблеска света посередине.

                                                           Хоакин Соролья "Упаковка изюма", 1901
Хоакин Соролья "Упаковка изюма", 1901

Картина Сарджента " Валле-д’Аоста" отражает как светлые, так и темные тона.

                                        Джон Сингер Сарджент "Валле-д’Аоста", Италия, 1910
Джон Сингер Сарджент "Валле-д’Аоста", Италия, 1910

Гармония картин, написанных кистью

Непоследовательное рисование кистью - одно из причин нехватки гармонии в картинах. Новички перепрыгивают в написании картин от сдержанных к свободным и несвязанным тонам.

В произведении Сорольи присутствуют свободные тона на протяжении всей работы.

                                                   Хоакин Соролья "Скалы и белая лодка", 1905
Хоакин Соролья "Скалы и белая лодка", 1905

Гармония стиля

Говоря о гармонии стиля, стоит упомянуть Винсента Ван Гога. Его картины написаны размашистыми мазками.

Винсент Ван Гог "Оливковые деревья под желтым небом" и "Ноябрьское солнце", 1889
Винсент Ван Гог "Оливковые деревья под желтым небом" и "Ноябрьское солнце", 1889

Ниже представлен другой пример гармонии стиля Жоржа Сёра. Он писал картины в стиле пуантилизма - крошечные отчетливые мазки для изображения формы.

                           Жорж Сёра "Воскресный день на острове Гранд-Жатт", 1884
Жорж Сёра "Воскресный день на острове Гранд-Жатт", 1884

Гармония субъектов

Гармония субъектов обычно строится на оживленных сценах как на полотне Пьера Огюста Ренуара, на котором гармонично сочетаются зонты и другие синие формы.

                    Пьер Огюст Ренуар "Зонты", 1886
Пьер Огюст Ренуар "Зонты", 1886

Водяные лилии Моне являются другим примером. Большое количество лилий представляет собой художественную гармонию.

                                                             Клод Моне "Водяные лилии",  1905
Клод Моне "Водяные лилии", 1905

Спасибо вам за прочтение статьи.

А как вы относитесь к живописи?

Вас также могут заинтересовать следующие статьи:

Действие и созерцание согласно взглядам Аристотеля

Как улучшить концентрацию и внимательность на работе. Часть 2

Медитация "Пробуждение внутреннего огня". Женская сила

Подписывайтесь на канал и оставляйте ваши комментарии.