Экономить легко. Посмотрите на авиакомпании: они убирают из салата для пассажиров одну оливку — и выигрывают миллионы.
Если не получается сократить расходы и выполнить очередной челлендж, скорее всего, вы что-то делаете не так. Экономить на самом деле нетрудно: не отказывайте себе в чем-то важном — оптимизируйте мелочи, но делайте это постоянно, тогда все получится. Собрали вдохновляющие истории мировых корпораций, которые показывают, как небольшая, но регулярная экономия помогает выгадать фантастические суммы.
American Airlines и одна оливка
Историю американской авиакомпании American Airlines про оливку в салате изучают в бизнес-школах. В 1987 году тогдашний глава компании Роберт Крэндел посчитал, что если убрать из блюда всего одну оливку, пассажиры этого не заметят, а компания сэкономит более 40 000 долларов в год. За много лет история про оливку обросла подробностями и противоречиями: в основном разнится сумма сэкономленных денег. Казалось бы, для огромной авиакомпании 40 000 — сумма совсем небольшая. Но умножим на прошедшие 33 года, и общая экономия приблизится к 1,5 млн. Кейс American Airlines настолько известен, что до сих пор авиакомпании по всему миру проводят финансовые эксперименты над меню пассажиров. Например, в 2017 году отказ от салатов спасал Air India от банкротства.
Southwest Airlines и мусорные пакеты
Другая американская авиакомпания — Southwest Airlines — сумела оптимизировать свои расходы, избавившись от логотипа на мусорных пакетах. Такое решение подсказала одна из стюардесс, которая просто обратила внимание на то, что в мусорных баках его все равно никто не видит. В итоге экономия Southwest Airlines на печати логотипов составила более 300 000 долларов в год. Стоит переложить опыт авиакомпании на собственный бюджет. Возможно, с вашей карты списывается 100—200 рублей в месяц за сервис, которым вы уже давно не пользуетесь. Прекратить это безобразие займет 5 минут. А экономия за год — до 2500 рублей.
Facebook и природные ресурсы
В 2016 году Facebook решился на открытие первого собственного data-центра в Европе. Выбор пал на шведский городок Лулео, и неслучайно: он находится всего в 120 километрах к югу от Северного полярного круга. С ноября по апрель температура здесь редко поднимается выше ноля. Инженеры компании решили использовать большие вентиляторы, чтобы нагнетать внутрь серверных помещений холодный воздух снаружи и тем самым удешевить охлаждение десятков тысяч горячих серверов. В итоге центр в Лулео использует почти на 40% меньше электроэнергии, чем стандартные дата-центры.
Другие IT-корпорации тоже используют силу стихии для экономии. Например, в 2018 году Microsoft запустила тестирование подводного data-центра, в котором серверы охлаждаются водой.
Xerox и экология
В 2010 году корпорация Xerox, одна из первых в мире, запустила программу ответственного отношения к экологии среди сотрудников. Благодаря предложенным инициативам Xerox удалось сэкономить 10 млн долларов за год. На заводе в американском Уэбстере была внедрена новая система очистки сточных вод. В Огайо группа сотрудников добилась неплохих успехов в сокращении отходов и утилизации картонных коробок от устройств. Но интереснее всего оказалось предложение ирландского офиса компании. Сотрудники предложили поменять скорость тонера в принтерах компании. Более быстрая печать вылилась в 132 000 долларов экономии в год.
Bank of America и бумажные чеки
Чтобы оптимизировать расходы, в Bank of America задумались о физической стоимости своих чеков, то есть бумаги, на которой они напечатаны. Компания стала использовать более тонкую бумагу, а в банкоматах и вовсе перешла на электронные чеки. Как правило, люди все равно выбрасывают чеки, дешевле и эффективнее отправлять отчеты на email. Благодаря такому решению банку удается ежегодно сокращать потребление бумаги в среднем на 25% и экономить около 500 000 долларов.
Правительство США и шрифт Garamond
В 2014 году 14-летний школьник из Питсбурга Сувир Мирчадани предложил правительству США сократить расходы на чернила, заменив шрифт Times New Roman в официальных документах на Garamond. Более тонкие начертания, по подсчетам школьника, позволили бы сэкономить более 136 млн долларов в год на печати документов. Подсчеты Сувира оказались верными и после проверки учителем были отправлены в офис федерального правительства, однако остались без ответа.
Какой урок можно извлечь из этих историй применительно к собственному бюджету? Во-первых, экономия должна быть регулярной. Лучше сто раз сэкономить рубль, чем один раз 90 рублей.
Во-вторых, сто раз сэкономить рубль намного легче, чем один раз 90. Избавляться от лишних расходов можно незаметно для самого себя, не отказываясь ни от чего важного. А если проявить дисциплину и расчетливость, можно научиться покупать себе все что хочется, но гораздо дешевле.
И главное — не забывайте инвестировать сэкономленные деньги. Как и экономия, инвестирование работает на терпеливых. А вместе с экономией — работает вдвойне. И если кажется, что небольшие инвестиции не могут принести хорошего дохода, просто вспомните историю про оливку.