Найти в Дзене
Великая Отечественная

Чего не случается на фронте?

Из воспоминаний Баринова А.Д.

Нашим в начале войны приходилось туго. Один случай запомнился. Мы закончили очередной участок обороны, сдали военным. Прибыло несколько грузовиков с командирами и бойцами. Мы оружия у бойцов не заметили. До фронта всего 200 км, может и меньше. Мы спросили: "Как воевать без оружия собираетесь?"-"Как надо будем! Завтра доставят".

Другой эпизод тоже запомнился.  Мы завершили постройку закрытых орудийных позиций. Помогали устанавливать орудия, подтаскивать к амбразурам. Установили около 12 орудий.  К нашему удивлению затаскивали несколько тяжелых и старых орудий. Стволы толстенные, колеса из дерева. Все колеса обтянуты шинами. Мы нашли на лафете дату выпуска-1898 г. В своей жизни эти орудия много войн повидали, не от хорошей жизни будут воевать против немецких танков.

Наши войска были отброшены вероломным нападением гитлеровцев, без боев не бежали и сопротивление постоянно усиливалось. В Москву нас вернули в сентябре.

После обучения на курсах получил звание и попал в Эстонский корпус. Корпус формировали под Челябинском в 41-м. Основа это эстонские коммунисты и комсомольцы. Но много и других национальностей, но эстонцев более половины. Воевали они храбро, как и все другие. Большинство прекрасно понимали, что собой представляет фашизм.

Но и попадали такие, кто не прочь были перебежать к немцам. И перебегали. Но массового перехода не наблюдалось. У эстонцев есть своя гордость. Гитлеровцы их старательно своей агитацией обрабатывали. Разбрасывали листовки, вещали по радио на передовой: "Эстонцы! Переходите и завтра уже увидите Таллин!".

Один эпизод произошел под Великими Луками. Целую роту командир сагитировал, попытались уйти к фрицам. При переходе часть роты перебили, кто-то успел добежать до немцев, остальные в трибунал попали. Дальнейшая судьба их не известна. Все произошло в конце 42-го.

Многие города тогда находилось под фашистами, шли ожесточенные сражения на Волге. Часть не верила в нашу победу. Бежали к противнику, пытались таким образом сохранить свою жизнь. Некоторые, чтобы развернуть оружие против Красной армии. Других эпизодов массового перехода не было.

Один эпизод весны 44-го надолго остался в памяти. Гитлеровцев уже отогнали от Ленинграда. Но ожесточенные бои не прекращались. Нашу группу отправили на очередную рекогносцировку. Положение на фронте сложилось неопределенное. Некоторые полки ушли вперед, а другие отбивались от немецких атак. Наша группа состояла из пяти человек. Прибыли на "виллисе" на передовую.

Комполка только-только увезли, контузило при бомбежке. Командовал начальник штаба. Мы вышли на передовую. На одном месте сопровождающий сказал, что поляна немцами простреливается. Один наш офицер усмехнулся: "Если немцев бояться, то до Берлина не дойдем!". Сопровождающий только промолчал, мы миновали поляну спокойно. Немцы только вслед отправили несколько мин, но мы уже скрылись в лесу, защитили деревья.

Осмотрели через оптику передовую. Противника близко не наблюдали. Так незаметно вышли на нейтральную полосу. Среди ручейков и болот сплошной обороны не существовало. Нашему офицеру это не понравилось. Потребовал взвод с пулеметом на данном направлении поставить. Сопровождающий на все замечания только помалкивал.  Чувствовал симпатию к сопровождающему лейтенанту. Обычная рабочая лошадка, которую посылали во все дырки. Воспринимал его дружески.

Как нередко бывало, возглавлял нашу группу не знающий местности майор. Вот и вляпались в неприглядную историю. В полдень вышли на гриву среди болота, озера-болота. Мы углубились в направлении позиций противника, но наш старший только отмахнулся, когда напомнили об этом.

Дальше произошло следующее. На гриве мы столкнулись с фрицами. Но не близко. Заметили противника в бинокль. Вездеход-амфибия, рядом окоп с пулеметом. Мы данный пост заметили на дистанции в 120 м. Мы не успели выйти на огромную поляну и немцы нас пока не увидели. Но не сомневался, что почувствуют...

На войне у человека все чувства обостряются. Зрение и слух обостряются, начинает работать шестое чувство. Несколько минут и от нас ничего не останется... Ветка сломается, кто-то закашляет. Пулемет на амфибии и на позиции... Там в окопе фрицев восемь. Самое разумное в данной ситуации отползать тихо. Офицер залез на вездеход и обозревал окрестности, в любой момент мог нас заметить. Удивительно, что мы незаметно так близко к ним подошли.

Оставалось выжидать. Наблюдать за фрицами старший запретил. Все на себя возложил. Все документы собрали в одну полевую сумку, проверили свое оружие. Ждать требовалось до ночи, а потом надежда только на лейтенанта. Сможет ли нас ночью вывести. Много чего вспомнил пока лежали. 

Но в жизни много случайностей, судьба существует. Высоко прошли наши истребители. Экипаж амфибии после этого забегал и уехал. Немцев на позиции только четверо. Силы сравнялись, если не считать пулемета. Без начальства немцы вылезли из окопа, один отправился в нашем направлении. Без оружия пошел. Помочился и вернулся на свою позицию.

Костерок задымил, еду фрицы готовили. Костерок практически бездымный. Пулеметчик сидел у пулемета. Только ночью можно к ним подобраться. Ночи в мае белые, сумерки не надолго и все. Все яснее и яснее осознавал, без боя не выйдем. Один немец вышел и стал собирать хворост недалеко от нас. Повозился , но не заметил! Мы все были готовы, предохранители сняли. От напряжения уже руки сводило.

А через час в нашем направлении отправилось два солдата, по нужде или за ветками. Фрицы что-то почувствовали и застыли, не дошли до нас несколько метров. Но вряд ли могли предположить, что рядом русские находятся. Но интуиция у немцев сработала. Один снял свой автомат и крикнул своим на позицию. Это пока не было тревогой. Обычная предосторожность, но нам уже медлить нельзя.

Мы открыли огонь по фрицам, по стоящим и по позициям. Свали очередями стоящих, зацепили пулеметчика. Сидевший на бруствере фриц скатился в окоп. Возможно тоже получил ранение.

Но все развивалось неожиданно. Два ближних фрица, которых считали убитыми, вскочили и побежали. Они стремились убежать в разные стороны, спрятаться в низине. Мы их ранили, но не убили. Дал очередь, свалил одного. Наш старший ловил своего непрерывной очередью, наш ППШ не предназначен для такой стрельбы. Но он достал второго, свалил у воды. Но автомат не выдержал такой стрельбы. Патрон заклинило в патроннике.

Из окопа застучал немецкий пулемет, у нас лейтенант вскрикнул. Старший разбирался с автоматом, мы вели огонь по вспышкам. Убить пулеметчика не получалось. Гитлеровец вставил новую ленту и выпустил новый веер разных пуль. Лейтенант смог оглушить фрица, пулемет замолк.

Мы вдвоем рванули на немецкую позицию. Непрерывно при этом стреляя. Влетели на бруствер, немец возился на дне, обхватывал окровавленную голову. Другой к раненой руке приспосабливал автомат. Мы в упор добили...

У старшего пробили предплечье с ладонью. Сержант и лейтенант погибли. Тела своих сбросили в болото. Проверили карманы немцев. Забрали оружие и документы, затвор пулемета забросили в болото. Решили возвращаться прежним маршрутом. Доверились лейтенанту, которого даже забыли в суете перевязать.  Перематывали его на ходу. К своим вышли только на рассвете.

За рекогносцировку майора Дунаева наградили орденом Отечественной войны I-й степени, вторую он уже имел. Неудачного топографа забыли. Сержант посмертно получил "За отвагу". Лейтенант Герасимов, который вывел нас, также получил "Отвагу". Остальных награждать не стали, объявили благодарность. После этого эпизода какой-то неприятный осадок остался, но его быстро развеяла война. Чего только не происходит на фронте.

-2
ДРУГАЯ СТАТЬЯ КАНАЛА:
АГОНИЯ ОКРУЖЕННЫХ НЕМЦЕВ НА БАЛТИКЕ
ПУЛЕМЕТ В ВОЗДУХЕ ПОТЕРЯЛ...
ДЕРЗКИЙ ПЛАН
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.
-3