Найти тему

У администрации Трампа есть план сдерживания Китая

Новая стратегия Пекина коренным образом отличается от стратегий политического сдерживания и разрядки, которым следовали Соединенные Штаты во время настоящей холодной войны.

Администрация Трампа объявила о новом стратегическом подходе к Китаю. Этот шаг был истолкован как эскалация новой "холодной войны", напоминающей о старой конкуренции между Западом и Советским Союзом.

Но новая стратегия Китая коренным образом отличается от стратегий политического сдерживания и разрядки, которым следовали Соединенные Штаты во время настоящей холодной войны. Конкуренция с Советским Союзом и его союзниками была в основном политической и военной. Спиральная гонка ядерных вооружений сошлась в Центральной Европе, где два противостоящих военных альянса, НАТО и Варшавский договор, были готовы к войне. Москва активно способствовала распространению коммунизма, оппортунистически разжигая и поддерживая революцию и партизанские войны по всему миру.

Советский блок, однако, никогда не мог успешно конкурировать с западными демократиями на рынке. Жесткий, централизованно планируемый подход к экономике, проводимый советским коммунизмом, не шел ни в какое сравнение с динамичной рыночной экономикой Запада. Советский блок действовал в рамках своего собственного замкнутого экономического мира, обеспечивая гораздо меньшее процветание, чем рыночная экономика. В конечном счете советская система рухнула под собственным весом, задушенная как централизованно планируемым дирижизмом, так и торговым контролем западных альянсов, которые лишили коммунистический блок доступа к передовым технологиям и продуктам. Любой житель Соединенных Штатов, приехавший в Россию после распада Советского Союза в начале 1990-х годов, думал, что они попали в искривление времени, страну, застрявшую в 1950-х годах. в конце концов, у Советов не было экономической способности поддерживать военную конкуренцию с Соединенными Штатами и их союзниками. Гонка вооружений обанкротила Советский Союз и его централизованно планируемую коммунистическую экономическую систему.

Нынешняя ситуация с Китаем не имеет ничего общего ни с чем подобным. Китай - крупнейшая в мире рыночная экономика с точки зрения паритета покупательной способности. Китайский вызов в подавляющем большинстве случаев является вопросом рыночного управления. В отличие от бывшего Советского Союза, Китай не стремится навязать или распространить свой стиль коммунистического правления на другие страны (кроме Тайваня) ни военными средствами, ни политическими убеждениями. Запасы ядерного оружия Китая составляют лишь малую часть запасов ядерного оружия Соединенных Штатов или России, достаточных лишь для того, чтобы пережить первый ядерный удар и нанести ответный удар. Экономика Китая не имеет централизованного планирования в соответствии с советскими коммунистическими принципами. Китайская экономика поднялась на вершину, эксплуатируя и манипулируя тем, что администрация описывает как “свободный и открытый порядок, основанный на правилах " глобальной экономики."Китай сейчас является ведущей страной-экспортером в мире и вторым по величине импортером после Соединенных Штатов. Она цинично манипулировала правилами свободного рынка для достижения своей долгосрочной цели глобального экономического господства в рамках авторитарной модели Коммунистической партии, больше напоминающей немецкий фашизм, чем марксистскую социалистическую доктрину или централизованное экономическое планирование и контроль советского образца. Как и нацистская Германия, Китай поддерживает форму ультранационализма (Хань-центрированного), отмеченную диктаторскими полномочиями, подавлением инакомыслия и подавляющей регламентацией общества и рыночной экономики, чтобы служить целям однопартийного правления под руководством темного лидера.

Но, в отличие от Советского Союза или нацистской Германии, военные цели Китая оказались гораздо более ограниченными, чем его экономические амбиции. Приоритетное военное внимание Китая сосредоточено на ревностной защите его территориальных границ, включая господство над его прибрежными водами, желтым, Восточным и Южно-Китайским морями. В то время как военно-морской флот Китая сегодня является крупнейшим в мире, построив четыре военных корабля на каждый построенный Соединенными Штатами за последние десять лет, эти корабли сосредоточены в водах вблизи его побережья, а не патрулируют по всему миру, как ВМС США.

В середине 1990-х годов Китай запустил ракеты в акваторию вблизи Тайваня, пытаясь запугать первые демократические президентские выборы в этой стране. В ответ Тихоокеанское командование США (PACOM) направило в Тайваньский пролив две авианосные боевые группы. Столкнувшись в те дни с мощью военно-морских сил США, Китаю ничего не оставалось, как отступить. Китайские ракеты перестали падать, и Тайвань провел свои выборы. С тех пор баланс военно-морских сил в регионе резко сместился в пользу Китая. Паком не будет сегодня отправлять современные авианосные ударные группы в Тайваньский пролив, чтобы сдерживать Китай. Но в то время как китайский флот, поддержанный тысячами ракет на берегу, стал гораздо более мощным, его цели до сих пор остаются оборонительными, чтобы защитить Родину и прилегающие воды, используя преимущества своих внутренних линий обороны.

Новый политический подход администрации Трампа к Китаю знаменует собой тонкое признание этих объективных реалий. Администрация выстраивает внешнеполитическую стратегию, которая сосредоточена больше на экономических, чем на военных императивах.

Задача номер один в области национальной безопасности, поставленная Китаем в соответствии с новой политикой, не является экзистенциальной или военной, а скорее “государственной протекционистской политикой и практикой [которые] наносят ущерб американским компаниям и рабочим, искажают глобальные рынки, нарушают международные нормы и загрязняют окружающую среду."Меркантилизм, кража интеллектуальной собственности, кибер-хакерство, дискриминационная торговая практика, коррупция в бизнесе, финансовая дестабилизация, непрозрачные кредиты иностранным правительствам перечислены в качестве действий, которые вынуждают Соединенные Штаты принимать системные политические меры. В то время как стратегия отмечает китайские вызовы американским ценностям и военной безопасности в качестве других проблем, очевидно, что основное внимание в новой политике национальной безопасности уделяется проблемам экономического управления. Стратегия также поражает суровой реалистической перспективой, подчеркивая, что она не направлена на свержение или изменение коммунистического режима Китая, оставляя этот вопрос внутреннего управления “самому китайскому народу."Этот подход контрастирует со старой советской политикой холодной войны (по крайней мере, до появления разрядки Никсона/Киссинджера), когда осуществление смены режима по крайней мере в некоторых коммунистических странах считалось возможной целью.

Для реализации своей новой политики администрация Трампа использует целый ряд различных путей. Военные аспекты инициативы будут относительно ограниченными, призывая главным образом к расширению военного сотрудничества с союзниками, продолжению свободы судоходства в Южно-Китайском море (что-то, что может быть обработано одним или двумя меньшими военными кораблями, такими как фрегаты или эсминцы) и продолжению развития высокоточных ударных ракет, беспилотных летательных аппаратов, кибер-и космических возможностей. Финансовые инвестиции, необходимые для поддержки такого рода военных обязательств, должны быть значительно меньше, чем те, которые были потрачены во время Холодной войны и после нее на ядерное оружие, авианосные боевые группы, передовые бомбардировщики-невидимки и истребители, а также оружие и оборудование для массового пехотного боя. Предполагается, что стратегическое соперничество с Китаем будет в основном мирным, сосредоточенным в сфере экономического и глобального управления.

Шаги в процессе реализации администрацией Трампа мер по борьбе с недобросовестной практикой экономического управления Китаем разнообразны. Они варьируются от ограничения доступа Китая в соответствии с его стратегией "военно-гражданского слияния" к передовым американским технологиям, включая телекоммуникации; до агрессивного преследования за кражу коммерческой тайны; до ограничений на прямые иностранные инвестиции Китая в чувствительную американскую инфраструктуру и цепочки поставок; до более агрессивного применения законов о регистрации иностранных агентов в отношении китайских правительственных агентов в Соединенных Штатах; до борьбы с американским правительством. продажа китайских контрафактных продуктов и фентанила; ограничение доступа студентов, имеющих связи с китайскими военными, к чувствительным академическим областям; введение тарифов для защиты стратегически важных отраслей промышленности США, таких как сталь и алюминий; усиление репрессий против незаконного китайского демпинга и субсидий на продукцию, продаваемую на американский рынок.

Хотя эти меры носят всеобъемлющий характер, ни одна из них не предполагает военного наращивания США в стиле холодной войны для агрессивного противостояния Китаю непосредственно у его береговой линии. Новая политическая инициатива администрации Трампа ясно показывает, что Соединенные Штаты не пытаются навязать Китаю смену режима, как бы сильно Соединенные Штаты ни ненавидели свою авторитарную практику. В то время как Соединенные Штаты будут продолжать дипломатически отстаивать права человека и уважать автономию Тайваня и Гонконга, факт заключается в том, что за исключением ядерной войны существуют пределы того, что Соединенные Штаты (и их союзники) могут навязать Китаю военной волей. В предстоящие годы ключом к глобальной стабильности станет проведение эффективной экономической дипломатии и торговой политики, убеждение Китая практиковать справедливое и честное управление на глобальном рынке в соответствии с Генеральным соглашением по тарифам и торговле, двусторонними обязательствами и международными нормами. Структура национальной безопасности Соединенных Штатов нуждается в общей корректировке. Роль военных в ведении иностранных дел, включая мощные региональные боевые командования, вероятно, будет меньше по сравнению с холодной войной и эпохой после 11 сентября. Будущие советники по национальной безопасности в Белом доме также могут быть менее склонны быть генералами и более склонны быть экономистами и экспертами по международной торговле. Сохраняя бдительность, Америка станет меньше Спартой и больше Афинами. Новая холодная война не начинается.