Продолжаю рассказывать о романах норвежского писателя Ю Несбё, на которые я подсела, а потому читаю их с завидным постоянством. Сегодня речь пойдёт о «Леопарде». Этот роман входит в цикл о расследованиях инспектора Харри Холе, и я – уже традиционно – читаю цикл не в хронологическом порядке, а как карта ляжет.
Роман «Леопард» относится к более поздним романам цикла, и инспектор Холе уже изрядно потрёпан жизнью и маньяками, а также борьбой с «зелёным змием» и прочими «излишествами нехорошими». История, описанная в романе «Снеговик» сделавшая Харри известным на всю Норвегию, одновременно всерьёз ломает и его, и более-менее устоявшийся порядок его жизни. Он покидает Родину, где не может больше находиться, но его находят и на другом конце Земли, в Гонконге, когда в Норвегии появляется новый убийца, которого, кроме него, разумеется, поймать больше некому.
Впрочем, зная отношение Харри ко всякого рода обязательствам, особенно относящимся к полиции, можно было бы понять, что плевать он хотел на всяких там маньяков или подражателей. И только тот факт, что его отец находится в больнице на последней стадии онкозаболевания, заставляет его вернуться в страну, а заодно уже и новым делом заняться.
А дело между тем запутанное и непонятное, да ещё и знаковое в том смысле, что грядёт перекройка всей системы расследования убийств в стране. Две структуры спорят за то, чтобы, раскрыв это дело, остаться в системе. А «проигравший» просто потеряет право на существование. Так что отдел расследования убийств заинтересован в том, чтобы Харри раскрыл это дело – дело о зверских убийствах женщин. Они явно как-то связаны, но как именно – с первого взгляда непонятно…
На мой личный скромный взгляд, «Леопард», как и «Снеговик», предшествующий ему в цикле, но прочитанный мною ранее, - одна из самых кровавых и жестоких книг этой серии, которые я успела прочесть. Натуралистичные описания способов убийства, мысли и рассуждения убийцы, личность которого мы не знаем практически до самого финала, жестокость в отношениях между людьми, ставшими персонажами этого романа – всё требует крепких нервов и любви к жанру, иначе читать просто невозможно. Пробирает до мурашек и дрожи. И по дальнейшем, боле глубоком осмыслении, вселяет страх – вымысел вымыслом, но ведь подобные люди действительно живут на свете, ходят по улицам, и никто не знает, когда они слетят с катушек и сколько человек в результате этого пострадает.
При этом в книге присутствует, как всегда у Несбё, отлично закрученная интрига, множество загадок, которые предстоит раскрыть, живые (иногда даже слишком живые) персонажи, за каждым стоит своя собственная судьба, сделавшая его или её таким/такой, как они есть. Поступки действующих лиц, даже убийцы, не взяты с потолка, а имеют свою строгую мотивацию, которая им самим кажется оправданной. И ведь в жизни так обычно и бывает – у всех есть свои мотивы делать то, что они делают. У убийц – мотивы убивать, у сыщиков – мотивы их искать.
Как я уже сказала выше, Харри Холе предстаёт перед нами уже изрядно потрёпанным жизнью, и в этой книге ему снова достаётся – честно, я даже всплакнула немного в этот раз, так над ним автор поиздевался! Но не совсем пропащий он человек, ведь остаётся у него мотивация меняться и желание сделать себя чуть лучше – как он признаётся в финале, ради Ракели и Олега. Да и один из его немногих друзей шутит, что он постарел, ведь «если мужик цитирует своего папашу, это уже признак старости».
Так что, несмотря на страсти-мордасти, кишки и кровищу, роман всё-таки оставляет после себя не только послевкусие страданий, но и надежду если не на вселенское счастье, то хотя бы на покой и изменения к лучшему. А это, наверное, то, что многим из нас нужно в трудные времена.
Именно поэтому я рекомендую эту книгу к прочтению любителям жанра. Она действительно вышла очень сильной.
Спасибо вам за внимание и приходите ещё – новая рецензия будет уже через неделю. Лайки, комментарии и подписки на канал страстно желанны автором!