Похоже, замечательный режиссер Кирилл Серебренников попал в двойной просак.
Осужденный нынче проект "Платформа" запускался на волне "модернизации", которую фантазер-Медведев провозгласил программой своих 4 лет. Политическая ситуация позволил запустить большой театральный проект, дающий молодым режиссерам возможность реализовать свои самые фантастические замыслы.
И как человек, увлеченный воплощением проекта мечты - Кирилл Семенович не слишком следил за бухгалтерией. Достаточно представить себя во главе даже небольшого дела, на которое получено финансирование, что бы понять - денег не удержать. Поток чеков на приобретение оборудования, мебели, канцелярии, декораций, стульев - что тут перечислять. Надо было превратить голые стены опустевшего завода в театральный центр. Видимо, не все траты получалось подтвердить чеками и справками. Вся эта бухгалтерия душит парящую фантазию увлеченного человека. И потом - люди. Это же огромное количество гонораров, зарплат, доплат, выплат, компенсаций и прочего. Когда срочно - надо бы прибавить, когда опасно - тоже, есть спецы, которые сделают хорошо и быстро, но устроить их нельзя, есть конторы, где дешево, но без чека, и т.д. Накладные, накладные, накладные расходы, расходы, расходы. И все, в общем-то небольшие суммы. Но они текут рекой, и стоит только чуть ослабить внимание - касса "не бьется". А если режиссер следит за этим потоком, то на творчество остается мало времени, да и переключаться довольно трудно.
Кирилл - одаренный режиссер. Ему надо ставить, руководить, решать, ехать, бежать, лететь. Возможно, где-то и "махнул рукой", понимая, что дело большое, резонанс великий, есть подтверждение в виде публикаций, сюжетов, фильмов. Спектакли, в конце концов, записывались на видео!
Не верю, что Кирилл Серебренников "отжал" от проекта половину денег. Достаточно посмотреть сравнительные таблицы - сколько аналогичных субсидий в то же самое время получали московские театры и сколько они "выдали" новых постановок. Конечно, экспериментальная постановка может быть проще в смысле декораций, а может и подороже выйти. Поиск формы - дело непредсказуемое. Но все равно - цифры несопоставимые - разница на два порядка, то есть постановок "Платформы" в сто раз больше. При сопоставимых "вливаниях".
Помню, когда снимал первый свой фильм - от института получил немного постановочных денег. Один добрый человек сказал - положи их в полиэтиленовый мешочек и туда же листок бумаги и ручку. И любую трату записывай на листочек. Вздохнув, я так и сделал. Морока неимоверная. И хотя я изо всех сил старался следовать совету - все же при подведении итогов не досчитался приличной суммы. Конечно же те деньги никто не крал. Просто несколько раз второпях что-то не записал, Так весь мой проект продолжался месяц, и участников было человек десять. А тут - два года работы, сотни участников и т.д. Может, кто-то и отжимал деньжата при обналичке. Но, думаю, это не Серебренников. Он же признал, что бухгалтерия велась плохо. Это его вина, но денег он не крал.
Предполагаю, что это были счастливейшие дни в его жизни! Но политическая ситуация изменилась. Доброжелательного и широко глядящего Авдеева сменил молодой, дерзкий Мединский. Вот тут, видно, консервативный взгляд нового министра и скользнул по театральным экспериментам "Платформы". Ну, а дальше - схема. Финпроверка - и приехали.
Потом давление на свидетелей, запугивание бухгалтеров и прочее, и прочее - схема известная еще по советским временам. Всем очевидно, что работа проделана большая, всем ясно, что сделано важное дело. Культура живет, ищет, находит. Достаточно посмотреть хотя бы спектакли самого Серебренникова. Интереснейшая форма.
Но кто-то хочет, что бы непременно посадили на 6 лет. Видимо, что бы Кирилл Семенович Серебренников организовал фестиваль тюремных театров? Не смешно. Он-то выживет. Но как воспринимать эту судебную выходку людям? Вот в чем вопрос. Мы же все попали в просак - между прошлым и будущим.