МАРК ДЕННИС
США
"Меня привлекает реалистичная фигура, но отталкивают зашоренные ограничения повседневности. Поэтому мой стиль можно определить как "нестрогий реализм"".
Американский художник Марк Деннис родился 13 июня 1961 года в небольшом местечке Эттерс штата Пенсильвания. Еще учась в колледже, познал основы скульптуры и стал отливать бронзу на самодельной установке. Деннис перепробовал ряд занятий, в течение десяти лет возглавлял компанию по ландшафтному дизайну. Однажды во время работы он серьезно повредил бедро. Тогда его жена сказала: "Марк, следуй своей мечте и будь художником, как-нибудь проживем". С этого момента Марк начал заниматься только скульптурой.
– Марк, что привело вас к куклам?
– Я работал с бронзой и одновременно находился в поиске менее затратных материалов. В это время моя мать, которая в течение многих лет занималась репродукцией фарфоровых кукол, заинтересовалась глиной ProSculpt Джека Джонстона и прошла у него курс обучения тонкостям работы с полимерными материалами. Она также являлась постоянной подписчицей кукольных журналов, но меня эта арт-форма никогда не интересовала. В течение 19 лет я делал скульптуры из бронзы, «засветился» в нескольких галереях, но, как я уже сказал, дороговизна материала не позволяла набрать работ на персональную выставку. Так жизнь подвела меня к полимерным глинам.
– Какие элементы вы считаете типичными для своего стиля, и как вы его обрели?
– Я работаю с фигуративной скульптурой более двадцати лет и могу только сказать, что работа над стилем все еще не закончена. Я думаю, что в целом его можно определить, как «нестрогий реализм». Меня привлекает реалистичная фигура, но отталкивают зашоренные ограничения повседневности. Я всегда начинаю с фотографии, а затем двигаюсь туда, куда ведет меня сама кукла. Использую слово «кукла», потому что это устойчивый сегмент рынка, исторически впитавший все разнообразие фигуративных работ – таково положение дел, и я не против, когда меня классифицируют, как кукольного мастера. Я также нахожу, что кукольная индустрия постепенно смещается в сторону, отвечающую моим интересам. Многие коллекционеры начинают предпочитать штучные работы «ограниченно-тиражным». Наибольшая проблема, встающая перед лицом любого художника, заключается в том, что мы – плохие продавцы. Я люблю созидать, но, когда дело доходит то торга – это не мое занятие. С этой точки зрения хорошая кукольная галерея прекрасно компенсирует мое нежелание связываться с прилавком, а стоимость их услуг, как правило, достаточно разумна, чтобы не лишать всю картину практического смысла.
– В какой последовательности вы работаете над фигурой?
– Как правило, я начинаю с лица: нахожу то, что мне интересно, и приступаю к лепке. Лицо подскажет мне, чем кукла станет впоследствии. Если оно этого не делает, я откладываю его в сторону и начинаю другое. Иногда работа начинается не с лица, а с позы, увиденной, скажем, в кинофильме. Арматура делается из удвоенной и перекрученной проволоки диаметром примерно 1,5 мм. На проволоку я надеваю медные трубки – для упрочнения. Тело делаю либо тканевым с синтепоновой набивкой, либо полностью лепным. Лепные тела обретают начальную форму из фольги, покрытой малярной лентой. С помощью такой заготовки ищется окончательная поза фигуры. Некоторые позы требуют дополнительных технологических усилий с привлечением металлического прута и системы трубок, припаиваемых к арматуре. Глаза – стеклянные сферической формы, которые я предпочитаю овальным из-за легкости вращения. Материал для волос – коза, альпака, верблюд или овца. Головы, руки и ступни вылепливаются отдельно даже в случае цельнолепного тела. С помощью акриловых красок и их смывания я придаю основную текстуру «коже», которую затем тонирую методом сухой кисти. Далее наношу детали ногтей, рта и области вокруг глаз. Волосы прикрепляются после того, как кукла одета.
– С каким материалом вы предпочитаете работать и почему?
– Я использую ProSculpt, стеклянные глаза и натуральные волосы. Слежу за новинками в мире материалов и технологий, которые могли бы еще улучшить мои работы и увеличить срок их жизни для нового поколения коллекционеров. Что до костюмов, то я свожу их к минимуму – я никогда не одеваю свои работы в шикарные платья с множеством деталей. Бóльшая часть костюмных материалов приходит с домовых распродаж и магазинов секонд-хэнд. Изношенный материал лучше сидит на маленьких фигурах. Я покупаю кожу, кружева, тесьму. Мой метод шитья – набросить ткань и отрезать лишнее. Я не пользуюсь выкройками. Кукла скажет мне, во что ее одеть. У каждой – свой характер, который помогает мне понять, годится данная одежда или нет. Для цельнолепных фигур я предпочитаю драпировочную одежду или полное отсутствие таковой.
– Сколько времени вы работаете над фигурой?
– Чтобы выполнить фигуру у меня уходит 20-40 часов. За последний год я сделал 42 работы. Моей мастерской является мой же бывший офис по ландшафтному дизайну, пристроенный к дому. Большую часть помещения составляют окна, а верстак сделан из пианино, из которого я вытащил внутренности и удлинил горизонтальную часть на уровне бывших клавиш. Повсюду нагромождение голов, рук и прочих частей тела. Я пытаюсь трансформировать этот хаос в пространство, выглядящее как учебная студия, но сей процесс протекает довольно медленно. Я поднимаюсь около 7 утра и начинаю работать, что включает в себя все возможные смыслы – от лепки фигур до обязанностей по дому. Скульптура для меня – не хобби или профессия, мне это нужно, как воздух. Если случается так, что в течение нескольких дней я не притрагиваюсь к материалу, моя жена первая бьет сигнал тревоги и отправляет меня в мастерскую, говоря, что ей приходится жить с медведем.
Интервью брала собственный корреспондент журнала "Кукольный Мастер" в США Анна Грановская.
"Кукольный Мастер" № 14/ 2007 г.
Все выпуски печатной версии журнала можно приобрести здесь: