Музыкант, сессионный гитарист, автор песен, музыкальный продюсер при независимом лэйбле "Z'Ugar Records" Михаил Кистанов - один из самых перспективных и сильных исполнителей российской блюзовой сцены. На счету у Михаила множество записанных альбомов, как своих, так и совместных с другими музыкантами. Сколько их, уже сам артист не может назвать точную цифру, хотя выделяет наиболее популярные и актуальные: "новый 2016 года "Over The Ocean", сборник того же года "What You Do To Me", альбом 2012 года "Bad Luck & Trouble", а также диск с записью живого выступления 2014 года "Live at Joint Pub."" Михаил успешно делит сцену с лучшими музыкантами Москвы, а также помогает в продвижении молодым исполнителям (В 2015 продюсировал сингл певицы Анны Парагис "Everything")
"Музыка - это целый мир и выражение любых человеческих чувств" - говорит Михаил Кистанов. Каким этот мир является для Михаила мы сегодня узнаем.
Michael Kistanov Love in Vain3:49
Michael Kistanov Trio Long Long Way (alt. version)4:07
Michael Kistanov Never Leave You Alone (NEW 2016)5:03
Приветствую Михаил! Очень приятно пообщаться с тобой на тему музыки, гитар и оборудования. Я достаточно давно слежу за твоим творчеством, но после того как мне довелось поиграть с тобой на одной сцене во время джема в Rythm and Blues Cafe, мне сразу же захотелось узнать более детально о тебе как авторе, гитаристе и продюсере.
- Широкой московской публике ты известен как блюзовый музыкант. Как все начиналось или с чего начинался блюз Михаила Кистанова?
Привет, Александр. Всё началось в ноябре 2007-го, когда я приехал в Москву и пришёл на открытый блюзовый сейшн в клубе «Дом у Дороги». С тех пор это место стало для меня особенным и, пожалуй, самым родным. Ведь, во-первых, это был первый клуб, где я смог себя показать, и что ещё важнее, там я нашёл много новых друзей и единомышленников, с которыми мы до сих пор вместе. Это дорогого стоит. К тому же, как оказалось, клуб «Дом у Дороги» - это самый центр блюзовой тусовки. В общем, когда я впервые попал туда, у меня было ощущение, что я оказался в раю.
А увлечение блюзом началось с фестиваля Эрика Клэптона “Crossroads. Guitar Festival. 2004”, причём диск с этой записью попал мне в руки совершенно случайно.
2. Однако, слушая твои альбомы понимаешь, что твое творчество выходит за рамки блюза. И ты не поешь и не играешь рок-н-ролл, что делает тебя еще более уникальным исполнителем...
Когда-то я был очень консервативен и жёстко придерживался стилистических рамок. Сначала это был исключительно рок 60-70х, потом было увлечение более тяжёлыми стилями, после я пришёл к блюзу, но в какой-то момент я понял, что подобные рамки слишком сковывают меня и не дают полноценно развиваться. Ведь существует такое огромное количество направлений и стилей в музыке, и ничего не стоит на месте – всё постоянно меняется. И вот однажды я решил, что больше не хочу ограничивать себя чем-то одним. Мне нравится открывать для себя что-то новое, пробовать что-то новое, делать новое, экспериментировать.
И рок-н-ролл я всё-таки играю (хаха), однако я никогда не скрывал того, что не очень-то люблю классический рок-н-ролл 50-60х годов. Это отличная музыка, но по мне она слишком примитивна, чтобы быть по-настоящему интересной. Опять же, это исключительно моё субъективное мнение, и я с уважением отношусь к тем, кто умеет играть тот самый рок-н-ролл.
3. Моими наиболее любимыми композициями из твоего последнего альбома "Over the ocean" являются: "Overe the ocen (sunrise)", "Long long way" и "I'll Never be the same". Вообще очень глубокий и тонкий альбом получился. Он прекрасен.
Расскажи о приглашённых музыкантах, кто помогал тебе в записи?
Спасибо большое, Александр! Это, действительно, особенный для меня альбом:
список музыкантов, принимавших участие в записи “Over The Ocean”, буквально зашкаливает.
Вадим Иващенко – на мой взгляд, один из лучших блюзовых гитаристов в России, если не самый лучший. Познакомились мы с ним лет 8 назад и время от времени встречаемся на одной сцене, а это всегда по кайфу.
Анна Парагис – безумно талантливая певица, музыкант и очень неординарная личность. Её определённо ждёт большое будущее, и она уже на пути к цели.
Владимир Воеводин – прекрасный сессионный барабанщик и перкуссионист, с которым мы проработали 5 лет вместе. Это были отличные 5 лет. Уверен, мы ещё не раз встретимся на одной сцене.
Лэйна Шери – настоящая блюз-дива, певица, которую ни с кем не спутаешь, и к тому же она очень разноплановый музыкант. Я уже сбился со счёта, в скольких общих проектах мы успели с ней поработать. На альбоме мы вместе спели песню “Friends’ Song”, а так же Лэйна исполнила партию фортепиано в песне “I’ll Be There”.
Адам Маскин – уникальнейший человек, родом из Америки, музыкант, актёр, DJ на радио Maximum и просто хороший добрый друг. И я безумно рад, что в песне “Friends’ Song” так же звучит и его голос. К тому же, теперь я участвую в его сольном проекте Project TBA в качестве гитариста. Адам пишет отличные песни, и, кстати, совсем скоро мы их сможем услышать.
Татьяна Речная – особенный гость на альбоме, исполнила чудесную партию флейты в песне “Long Long Way”. Она владеет разного рода необычными народными флейтами, названия которых я сейчас вряд ли смогу вспомнить и произнести. Помимо участия в записи, мне посчастливилось сыграть с ней пару концертов с нашим уже теперь давним экспериментальным проектом “Rhythm Serchers”. Это было очень круто.
Елизавета Кудряшёва (Смирнова) – художник, фотограф, человек, владеющий прекраснейшим инструментом под названием скрипка. Она исполнила партию скрипки в самом мрачном треке с альбома “Here Never Comes The Sun”.
4. Помимо всего прочего ты еще преподаешь и занимаешься саунд-продюсированием. Расскажи о своем опыте в этих направлениях.
Да, я преподаю уроки гитары и сольфеджио. Хотя музыка – это в первую очередь эмоции, но у неё так же есть свой язык, свой алфавит, которым нужно уметь пользоваться, чтобы красиво и уверенно выражать свои музыкальные мысли.
Саунд-продюсирование – это особая для меня тема. Песня либо музыкальный трек могут быть вполне хороши изначально, но вот заставить их полностью раскрыться – это уже искусство.
Как раз первый подобный опыт был с Анной Парагис. Мы записали с ней пару песен: “Everything” и “Heart We Will Forget Me”. Задача состояла в том, чтобы из двух акустических песен Ани сделать что-то новое и актуальное, заставить музыку звучать совершенно иначе и в тоже время ничего не испортить. И, судя по реакции автора, всё получилось. Творческий процесс шёл очень легко и интересно, тем более, что Аня пишет прекрасные песни, а с хорошим материалом всегда приятно работать.
5. Прежде чем перейти непосредственно к гитарным темам, хочу спросить планируется ли в этом году новый альбом и может быть мини тур по ближайшим городам?
Да, уже есть идеи по поводу нового альбома, за который я планирую взяться в самое ближайшее время. Скажу, что эта пластинка будет полной противоположностью альбому “Over The Ocean” как по настроению, так и по саунду. В остальном сохраним интригу.
Идея на счёт тура по городам всегда живёт, так что скоро начнём работать и над этим вопросом, а так же искать команду по раскрутке нашей группы. Пока я делаю всё исключительно сам, но понимаю, что меня одного в качестве организатора просто не хватит для глобальных телодвижений. Поэтому воспользуюсь случаем и скажу: да, мы ищем людей, готовых взяться за организацию наших концертов.
6. Теперь поговорим о гитарах и всем, что с ними связано! У тебя на сколько мне известно два стратокастера, один телекастер и еще одна старенькая полуакустика Kay. Расскажи о каждой из них, ведь у каждой своя уникальная история!
Да, всё верно. Я, как и многие гитаристы, по-своему болен и предпочитаю старые инструменты, потому что они просто звучат лучше. И время от времени я не могу удержаться от соблазна найти какой-нибудь очередной уникальный инструмент.
На самом деле, почти все мои гитары собраны по частям, ведь совсем старый инструмент в полной оригинальной комплектации стоит сумасшедших денег. Приходится выкручиваться.
Мой основной стратокастер собран из оригинального грифа 59го года с корпусом 87го. По своей комплектации и по звуку он очень близок к оригинальным стратам периода 1959-61. Конечно, пришлось сильно заморочиться с выбором фурнитуры, датчиков и прочего, но это оказалось не так уж и сложно.
Второй стратокастер появился совсем недавно, и скорее всего над ним придётся ещё поколдовать, поэтому пока о нем промолчу.
Старый Kay 57го – это вообще уникальный инструмент. Изначально в ней не было никакой электроники – это была просто акустика. Я собственноручно установил туда датчики, и в итоге получилась отличная аутентичная блюзовая банка. Кстати, на гитарах типа Kay и Harmony в 50ых играли многие блюзмены в Америке. Это были не дорогие гитары, но это именно тот звук, который мы слышим на старых записях тех лет.
Ну, и телекастер тоже собран по частям из корпуса 88го года выпуска с оригинальной фурнитурой, а вот гриф у него мастеровой, причём я даже умудрился сам приложить руку к его изготовлению.
В общем, все гитары истинно блюзовые – собрал из того, что попало в руки (хаха).
7. Какие звукосниматели ставишь на гитары?
На обоих стратах и на телекастере стоят датчики бутиковой американской конторы “Rocketfire”. Очень честные и правильные звукосниматели, близкие по характеристикам к оригиналам золотой эпохи Fender 1954-64.
А на гитару Kay я установил японский бутик “Keiyo Youta”. Возможно, со временем я их поменяю.
8. Конечно же, главное, это руки музыканта, но расскажи о немаловажных вещах, которые формируют твой звук, а именно: какими усилителями/комбиками предпочитаешь пользоваться и много ли примочек в твоем педалборде и какие струны используешь?
Предпочитаю, конечно же, лампу – это самое главное требование к усилителю. В приоритете усилители фирмы Fender. Что касается моделей, то очень люблю Blues Junior первой серии, вполне устраивает Hot Rod Deluxe, ну, и если речь идёт о большой открытой площадке, то предпочитаю Twin Reverb.
Примочек относительно не много. Это Tube Screamer TS-808, ещё один старый 70ых годов скример TS-10, компрессор фирмы Boss CS-3, октавер Boss OC-2 83го года выпуска, VOX Wah-Wah 847 и педаль Delay.
Струны использую D’Addario Nickel Wound 11-49.
9.Сейчас в нашей стране очень развивается эндорсмент и многие гитаристы стремятся стать артистом какой-либо фирмы. Есть ли у тебя желание с кем-нибудь посотрудничать?
Поскольку у меня очень часто рвутся струны, то, пожалуй, я не прочь бы посотрудничать с фирмой D’Addario.
10. Что бы ты пожелал начинающим музыкантам/гитаристам которые решили связать свою жизнь с музыкой?
Помимо технических навыков, в музыке на первом месте стоят эмоции, настроение и бесконечное множество красок. Музыка – это выражение любых человеческих чувств. Музыка – это целый мир. Не бойтесь погрузиться в него, будьте искренними и не гонитесь за сложными пассажами, ведь всё гениальное просто. И, конечно же, слушайте больше музыки, самой разной музыки, воспитывайте в себе хороший музыкальный вкус. И всё обязательно получится.
Спасибо, Михаил, за интересную беседу! Удачи в творчестве, новых песен
и благодарной публики!
Февраль 2017 г.