Найти в Дзене
MAD TOSBY

«Настя» Георгия Данелии: вспоминаем первый постсоветский фильм режиссёра

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Хо­рошим при­мером ки­но, нак­ла­дыва­юще­го внев­ре­мен­ную те­му под­линной че­лове­чес­кой кра­соты на пре­пари­ру­емые при­меты ран­не­го пос­тсо­вет­ско­го вре­мени, мо­жет счи­тать­ся пер­вый не­совет­ский фильм Ге­ор­гия Да­нелии «Нас­тя» — ки­нокар­ти­на-ин­ди­катор нас­тро­ения «ма­лень­ко­го» че­лове­ка в мгно­вение пов­се­мес­тных со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ких и куль­тур­ных ли­шений

В чём ве­личие ки­норе­жис­сё­ра Ге­ор­гия Да­нелии? Он тво­рил ки­нема­тог­раф, ни­ког­да не подс­тра­ива­ясь ни под иде­оло­гичес­кие ус­та­нов­ки влас­ти, ни под на­ходив­ши­еся в об­щес­твен­ном трен­де куль­тур­ные ве­яния, ни под стрем­ле­ние уго­дить пот­ребнос­тям то­го или ино­го зри­тель­ско­го сег­мента или пуб­ли­ки в це­лом. Да­нелия соз­да­вал ки­нокар­ти­ны, слу­шая своё по­ющее сер­дце и ана­лизи­руя уди­витель­ную при­роду че­лове­чес­ко­го по­веде­ния че­рез доб­рое, иро­нич­ное и все­пони­ма­ющее око ху­дож­ни­ка-гу­манис­та. На ру­беже но­вого мил­ле­ни­ума, оз­на­мено­вав­ше­го за­кат твор­ческой би­ог­ра­фии ве­лико­го ки­нема­тог­ра­фис­та, Ге­ор­гий Ни­кола­евич пуб­лично приз­на­вал­ся, что сде­лал не всё из то­го, что хо­тел, и уте­шал се­бя тем, что ни­ког­да не де­лал то­го, че­го не хо­тел. Пер­вой из че­тырёх да­нели­ев­ских ки­нокар­тин пос­ле рас­па­да СССР (вклю­чая муль­тфильм «Ку! Кин-дза-дза», 2013) ро­дилась «Нас­тя» (1993).

За чет­верть ве­ка до съ­ёмок этой ми­лой ки­нолен­ты ле­жащая в ос­но­ве сю­жета идея о ска­зоч­ном внеш­нем пре­об­ра­жении де­вуш­ки эк­ра­низи­рова­лась са­мим ав­то­ром сце­нария Алек­сан­дром Во­лоди­ным: речь идёт о ме­лод­ра­ме «Про­ис­шес­твие, ко­торо­го ник­то не за­метил» (1967), единс­твен­ном филь­ме, где ве­ликий рус­ский дра­матург выс­ту­пил как ре­жис­сёр-пос­та­нов­щик. Но как и по­мещён­ное в наз­ва­ние это­го ре­жис­сёр­ско­го эк­спе­римен­та Во­лоди­на про­ис­шес­твие, так и сам фильм ос­тался не­заме­чен­ным в ки­нема­тог­ра­фе, по­это­му «Нас­тю», сце­нарий к ко­торой уже соз­да­вало трио из Алек­сан­дра Ада­башь­яна, Алек­сан­дра Во­лоди­на и Ге­ор­гия Да­нелии, язык не по­вер­нётся име­новать ре­мей­ком.

Пос­тпе­рес­тро­еч­ная осен­няя Мос­ква. На ули­цах го­рода, в чь­их наз­ва­ни­ях (в ре­аль­ной жиз­ни им не прис­ва­ива­емых) пу­та­ют­ся са­ми мос­кви­чи, тво­рит­ся бес­по­рядок: ка­нали­заци­он­ные ко­лод­цы без лю­ков (их во­ру­ют) и без ог­ражде­ний (их не вып­ро­сишь у ЖЭ­Ков), по­это­му тран­спортные средс­тва в эти ды­ры то и де­ло про­вали­ва­ют­ся. По чёт­ным чис­лам ка­лен­да­ря не да­ют трам­вай­ный ток, и трам­вай­ные ва­гоны час­тень­ко тя­нут­ся на бук­си­ре бро­нет­ран­спор­тё­рами, каж­дую сре­ду пе­реп­равля­ющи­мися в ба­ню длин­ной ко­лон­ной. За ово­щами оче­реди дли­ной в Ве­ликую Ки­тай­скую сте­ну, а в ма­гази­не кан­це­ляр­ских то­варов, где и ра­бота­ет глав­ная ге­ро­иня Нас­тя Плот­ни­кова (По­лина Ку­тепо­ва), то­таль­ный де­фицит: поч­ти го­лые пол­ки, по­меща­ющие на се­бе бе­лые бюс­ты сек­ре­тарей уже уп­раз­днён­но­го ЦК КПСС. Нет ни тет­ра­дей, ни чер­нил, ни ка­ран­да­шей. Вмес­то цир­ку­лей козьи нож­ки, но ка­кой в них толк без ка­ран­да­шей? В по­меще­нии ма­гази­на ра­ди­оп­ри­ём­ник гром­ко вос­про­из­во­дит хи­ты груп­пы «Ком­би­нация» с пе­реп­ле­та­емы­ми друг с дру­гом наз­ва­ни­ями в фан­та­зи­ях их ис­полни­тель­ниц — “Russian Girls” и “American Boy”. В слу­жеб­ном ка­бине­те по­жилой ди­рек­тор ма­гази­на Яков Алек­се­евич (Ев­ге­ний Ле­онов), нер­вни­ча­ющий в ожи­дании но­вых пут­чей, бес­цель­но смот­рит по те­леви­зору ба­лет и рек­ла­му ку­паль­ни­ков “Catalina”, про­да­ющих­ся в США и ма­гази­нах «Бе­рёз­ка».

В та­кой ни­щий мир, по­казы­ва­емый в ко­мич­ном све­те, и по­меще­на де­вуш­ка Нас­тя — доб­рая, скром­ная, ма­лоп­ривле­катель­ная, оди­нокая и при этом не­рав­но­душ­ная к чу­жой бе­де. Её ма­му (Га­лина Пет­ро­ва) с нез­до­ровым сер­дцем, ра­бота­ющую двор­ни­ком, бес­по­ко­ит от­сутс­твие у до­чери ка­вале­ра, по­это­му Нас­тя, от­про­сив­шись с ра­боты, ищет пар­ня, ко­торо­го она мог­ла бы пре­зен­то­вать ма­ме как сво­его уха­жёра. Пос­ле нес­коль­ких не увен­чавших­ся ус­пе­хом ва­ри­ан­тов она ока­зыва­ет­ся до­ма с мо­лодым без­ра­бот­ным шо­фёром Алек­сан­дром Пи­чуги­ным (Ва­лерий Ни­кола­ев), с ко­торым про­изош­ло прик­лю­чение: днём его на­по­или вод­кой не­задав­ши­еся ра­бото­дате­ли-«ди­нозав­ры», пос­ле че­го он при­шёл на го­род­скую пло­щадь и про­сил про­хожих пос­та­вить ему фин­гал, а ве­чером он при на­шей ге­ро­ине прыг­нул с мос­та, но при­зем­лился в сто­ящую на ре­ке люль­ку. Че­рез это нам при­от­кры­ва­ет­ся ещё па­ра при­меча­тель­ных осо­бен­ностей то­го вре­мени — по­валь­ная без­ра­боти­ца и рас­простра­нён­ное в лю­дях су­ицид­ное нас­тро­ение. Да­же та­кое сов­сем не­весё­лое яв­ле­ние, как пос­леднее, в филь­ме обыг­ры­ва­ет­ся ори­гиналь­ным ко­мич­ным об­ра­зом: боль­шой ми­лицей­ский во­каль­но-инс­тру­мен­таль­ный ан­самбль, рас­по­ложив­ший­ся у не­кого сто­лич­но­го па­мят­ни­ка, за­душев­но в сти­ле мар­ша ис­полня­ет му­зыкаль­ную за­рисов­ку на чет­ве­рос­ти­шие Ген­на­дия Шпа­лико­ва «Вот возь­му и по­вешусь…».

За­вяз­ка про­ис­хо­дит тог­да, ког­да ба­буля-вол­шебни­ца (Ни­на Тер-Оси­пян), уго­див­шая на ве­лоси­педе в неп­рикры­тый ка­нали­заци­он­ный ко­лодец, в бла­годар­ность за по­мощь и доб­ро­ту го­ворит Нас­те, что вы­пол­нит два её за­вет­ных же­лания. Пе­ред ноч­ным сном на­ша ге­ро­иня смот­рит на нас­тенный ка­лен­дарь с изоб­ра­жени­ем пре­лес­тной де­вуш­ки и не­осоз­нанно вслух ду­ма­ет, как хо­рошо ей бы­ло бы стать та­кой же. На сле­ду­ющее ут­ро Нас­тя про­сыпа­ет­ся с ли­цом этой пи­саной кра­сави­цы с ка­лен­да­ря (в кад­ре Ири­на Мар­ко­ва, го­лос за кад­ром По­лины Ку­тепо­вой), и тут-то её жизнь вне­зап­но кру­то ме­ня­ет­ся: все встре­ча­ющи­еся на пу­ти муж­чи­ны ею оча­рова­ны. Но­вый пре­фект рай­она Те­терин (Алек­сандр Аб­ду­лов), вор­ча сти­хи Ин­но­кен­тия Ан­нен­ско­го, приз­на­ёт­ся де­вуш­ке, что влю­бил­ся. Не­кий по­жилой ин­ту­рист-фо­тог­раф (Нор­берт Ку­хин­ке), за­мечая ге­ро­иню там, где по­ёт вы­ше упо­мяну­тый ми­лицей­ский хор, пы­та­ет­ся за­вязать с ней улич­ное зна­комс­тво. Апо­фе­озом про­яв­ля­емо­го к кра­сот­ке муж­ско­го вни­мания ста­новит­ся пуб­личное из­бра­ние кол­лекти­вом те­леви­зи­он­щи­ков (Юлий Гус­ман, Юрий Рост) Нас­ти мил­ли­ар­дной пас­са­жир­кой мос­ков­ско­го мет­ро­поли­тена и при­нуж­де­ние её кра­совать­ся в пес­цо­вой шу­бе на тор­жес­твен­ной це­ремо­нии, ка­ким-то об­ра­зом име­ющей от­но­шение к сфе­ре куль­ту­ры.

Про­яв­ля­емое му­жика­ми, клю­ющи­ми ис­клю­читель­но на кра­сивую мор­дашку, пре­неб­ре­жение внут­ренним ми­ром и ду­шев­ной кра­сотой де­вуш­ки окон­ча­тель­но её огор­ча­ет. Она сбе­га­ет с це­ремо­нии и приз­на­ёт­ся се­бе, что не хо­чет боль­ше та­кого счастья. Ут­ром сле­ду­юще­го дня к Нас­те воз­вра­ща­ет­ся её род­ное ли­цо. И всё бы так и вер­ну­лось на кру­ги своя, ес­ли бы не ока­зал­ся че­ловек, сер­дцем про­ник­ший­ся к внут­ренней, не­под­дель­ной кра­соте ге­ро­ини, — Алек­сандр Пи­чугин. Для не­го, как и для ма­тери Нас­ти, не бы­ло раз­ни­цы меж­ду сног­сши­батель­ной «мил­ли­ар­дной» и бед­ной ры­жево­лосой про­дав­щи­цей. Ка­кова раз­вязка этой ис­то­рии и нас­коль­ко умо­рите­лен фильм в де­талях, вы уз­на­ете, ес­ли его пос­мотри­те (ес­ли, ко­неч­но, до сих пор не смот­ре­ли).

«Нас­тя» — ра­бота Ге­ор­гия Да­нелии, ус­ту­па­ющая в по­пуляр­ности дру­гим его тво­рени­ям, сня­тым ра­нее, в пос­тотте­пель­ный пе­ри­од, что глав­ным об­ра­зом объ­яс­ни­мо ис­чезно­вени­ем ки­ноп­ро­ката и куль­тур­ным кри­зисом (вы­дава­емым в са­мой кар­ти­не) в Рос­сии 90-х. При этом ки­ноп­ро­из­ве­дение де­монс­три­ру­ет, в об­щем-то, скор­бную жизнь в ни­щей стра­не, не встав­шей на но­ги пос­ле пе­рерож­де­ния, с ра­достью и юмо­ром. Раз­ве­селить пуб­ли­ку спо­соб­ны и сце­ны в ма­гази­не кан­цто­варов с вя­ло иду­щей ком­мерци­ей, и мель­кнув­ший ма­эс­тро Да­нелия в об­ра­зе на­пив­ше­гося де­яте­ля куль­ту­ры, сры­ва­юще­го с се­бя па­рик, и пас­халь­ное яй­цо в ви­де Са­велия Кра­маро­ва — вы­пол­зше­го из под­полья Ко­сого (пер­со­наж из «Джентль­ме­нов уда­чи», 1971). За­бавен и прос­каль­зы­ва­ющий ляп с учас­ти­ем Ни­ны Гре­беш­ко­вой: её ге­ро­иня, сек­ре­тарь пре­фек­та Те­тери­на, раз­го­вари­ва­ет в кад­ре с компь­ютер­ной кла­ви­ату­рой. На на­шем гу­ман­ном, но неп­ред­взя­том ки­новед­ческом су­де фильм «Нас­тя» удос­та­ива­ет­ся доб­ро­го от­ве­та.