Найти тему

Противостояние сверхдержав в небе «Холодной войны»

С «легкой руки» политиков словосочетание «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» на многие десятилетия стало символом противостояния двух супердержав – США и СССР. Одной из составляющих этого противостояния стала необъявленная война в воздухе, унесшая сотни жизней как советских, так и американских летчиков. Приведу перечень этих столкновений – своего рода «горячих точек» «холодной войны».

27 марта 1947 год. Самолет Р-5 разведывательной эскадрильи ВВС Ирана (аэродром Тегеран), пилотируемый лейтенантом Сабири Муагаси и наблюдателем мл.л-том Сафари Гусейном, потерял навигационную ориентировку, нарушил воздушное пространство СССР и произвел вынужденную посадку в 25 км. от села Советская Джульфа. Оба летчика были арестованы пограничниками из близлежащей части. Позже, самолет и экипаж возвращены Иранской стороне.

9 октября 1948 год. Угон самолета Ту-2 ВВС СССР (авиабаза Коломия). Летчики Петр Пирогов и Анатолий Барсов совершили побег в Австрию (посадка в районе города Линц).

10 ноября 1948 год. Угон самолета Ли-2 ВВС СССР. Авиационный механик л-т Владимир Барашков, 1924 года рождения, совершил побег с одного из дальневосточных аэродромов на японский остров Рисири. При посадке у самолета подломилась правая опора, а сам угонщик не пострадал и получил убежище в США.

8 апреля 1950 год. Самолёт-бомбардировщик PB4Y-2 «Convair Privateer» прозванный экипажем "Буйной черепахой" (рег. номер 59645, 26-я патрульная эскадрилья ВМС США) сбит советскими истребителями Ла-11 (пилоты — Борис Докин, Анатолий Герасимов, Тезаев и Сатаев) над Балтийским морем в районе Лиепаи, Латвия. Самолёт совершил вылет с авиабазы Висбаден, ФРГ. По утверждению советских лётчиков, нарушитель вёл по ним огонь и был сбит непосредственно над Латвией, упав в море в районе севернее г. Риги. Восемь дней спустя британское судно обнаружило ярко-желтую надувную лодку с "Буйной черепахи", еще через пять дней шведский корабль поднял на борт другую. Обе лодки были пусты. Тела Джека Фетта, командира экипажа, и девяти других его членов так и не были найдены.

PB4Y-2 “Приватир” эскадрильи VPB-118 Иводзима, март 1945 года.
PB4Y-2 “Приватир” эскадрильи VPB-118 Иводзима, март 1945 года.

Май 1950 год. По советским данным, два Ф-51 «Мустанг» вторгаются в советское воздушное пространство над Чукоткой. Навстречу им поднимается пара Ла-11. Капитан Ефремов сбивает один F-51 «Мустанг». Второй убирается восвояси. Американские источники не подтверждают данный случай.

4 сентября 1950 год. В 12 час. 44 мин. двухмоторный бомбардировщик «А-20» был атакован 11 американскими самолетами недалеко от острова Хайон-дао и сбит. Останки летчика лейтенанта Геннадия Мишина были возвращены на родину в 1956 году. О судьбе двух других членов экипажа до сих пор ничего не известно. Подробности атаки стали известны в результате работы американо-российской комиссии по установлению судеб военнослужащих и пропавших без вести. В тот день, совершавший патрулирование района эсминец ВМС США «Херберт Томас» зафиксировал на радаре движение неопознанного самолета, летевшего со стороны советской базы. Об этом было сообщено на авианосец «Воллей Родж». Звену «корсаров» была дана команда на перехват неизвестного самолета, который летел на высоте 4 тысяч метров со скоростью 325 км/час, курсом 160 градусов.

Самолеты ВВС США, разделившись на две группы, через 6 минут приступили к перехвату, взяв его в кольцо. Увидев истребители, неизвестный самолет, по утверждению американцев, увеличил скорость и со снижением стал уходить на восток в сторону Кореи, а не на запад в направлении Китая. Командир звена перехватчиков лейтенант Ричард Д.Е. Даунс пролетая над самолетом сообщил, что нарушителем является двухмоторный бомбардировщик с красными звездами на крыльях. В это время экипаж советского самолета (опять-таки, по утверждению американцев) открыл огонь по перехватчикам. Получив разрешение с базы на открытие ответного огня, командир звена выполнил команду, однако промахнулся. Следом за ним стрелял его ведомый и подбил советский самолет, который загорелся и вошел в штопор.

8 октябрь 1950 год. Два истребителя-бомбардировщика F-80C "Шутинг Стар" («Метеор») из состава 49 FBG ВВС США (летчики Олтон Квонбек, и Аллен Дифендорф) во время боевого вылета против наземных целей на территории Северной Кореи (в период Корейской войны) отклонились от курса, вторглись в воздушное пространство СССР (углубившись почти на 100 км) и атаковали аэродром "Сухая Речка" в 165 км от Владивостока в Хасанском районе. В результате налёта на земле повреждены 8 самолётов P-63 «Кинг Кобра» ВВС СССР, из них один впоследствии был списан; жертв и пострадавших не было.

Истребители-бомбардировщики F-80C "Шутинг Стар" («Метеор») ВВС США
Истребители-бомбардировщики F-80C "Шутинг Стар" («Метеор») ВВС США

Уже на следующий день, 9 октября, министр иностранных дел СССР А. Громыко выступил с официальным протестом в ООН. В ноте протеста инцидент именовался "вероломным нарушением советских границ", "провокационным актом". СССР потребовал, чтобы виновные понесли наказание.

Целую неделю в Кремле ломали голову: что это, - начало третьей мировой, запугивание, или действительно - ошибка? Через 11 дней президент Трумэн выступил с обращением к ООН, в котором признал вину США и заявил, что «правительство США желает публично выразить сожаление по поводу того, что американские вооружённые силы оказались замешанными в этом нарушении советской границы», и что правительство США «готово предоставить средства для возмещения любого ущерба, нанесенного советской собственности». Он также заявил, что командир полка ВВС США на Дальнем Востоке освобожден от занимаемой должности, дисциплинарные меры приняты по отношению к пилотам: американские летчики были преданы военному трибуналу, отстранены от боевых действий и переведены в другие части. Инцидент решено было, как говорится, «замять».

6 ноября 1950 год. Краснозвездным истребителям удалось перехватить и сбить в советских территориальных водах Японского моря американский самолет-разведчик «H2V». Судьба экипажа упавшего в океан воздушного шпиона неизвестна до сих пор.

26 декабря 1950 год. В 14 часов советские радиолокационные станции зафиксировали приближение со стороны Кореи в направлении государственной границы СССР неизвестного самолета (в районе мыса Сейсюра, Дальний Восток). По тревоге в воздух были подняты перехватчики 523-го истребительного авиационного полка ВВС СССР. Советские истребители (летчики старший лейтенант Н. Котов и капитан С. Бакаев) идентифицировали нарушителя, как разведывательный самолет ВВС США RB-29. Нарушитель попытался уйти от советских перехватчиков, по докладу пилотов стрелки вели оборонительный огонь. В результате ответного огня советских истребителей на RB-29 загорелось левое крыло, и самолет, развернувшись в сторону моря, упал в 50 милях южнее мыса Сейсюра в наших тер. водах.

6 ноября 1951 год. Патрульный самолёт P2V-3W «Нептун» (рег. номер 124284, 6-я патрульная эскадрилья ВМС США), выполняя разведывательный вылет с авиабазы Ацуги, Япония, сбит истребителями МиГ-15 (по другим данным парой ЛА-11 пилоты — Лукашев, Щукин; 88-й ГИАП Тихоокеанского флота) над заливом Петра Великого в районе Владивостока, в 15 километрах от мыса Овсянкина. Все 10 членов экипажа погибли. Официально утверждалось, что самолёт занимался разведкой погоды в интересах Командования ООН для обеспечения боевых операций в Корее; по сообщениям советских пилотов, нарушитель вёл по ним огонь.

Обломки самолёта P2V-3W «Нептун» уничтоженного 6 ноября 1951  г.
Обломки самолёта P2V-3W «Нептун» уничтоженного 6 ноября 1951 г.

13 ноября 1951 год. Нарушивший с востока госграницу СССР в районе мыса Гамова иностранный самолет (предположительно Р-2Y), в результате оборонительного огня, сбил атаковавший его советский МиГ-15, который упал в районе мыса Льва.

19 ноября 1951 год. Советские истребители принудили к посадке на венгерском аэродроме Папа транспортный самолет С-47 ВВС США. Экипаж в составе летчика к-на Дэйва Хендерсона, второго пилота к-на Джона Свифта, сержанта технической службы Джесса Даффа и сержанта Джеймса Элама выполнял рейс из Эрдинга (ФРГ) в Белград, с грузом для посольства США. В конце пути самолет нарушил воздушное пространство Венгрии и был перехвачен.

13 июня 1952 год. В 105 милях к юго-востоку от Владивостока, в западной части Японского моря возле мыса Валентин был сбит разведывательный самолёт RB-29 «Суперфортресс» (рег. номер 44-61810, 91-я стратегическая разведывательная эскадрилья ВВС США), совершавший вылет с американской авиабазы Ёкота, на японском острове Хонсю. Самолет был сбит советскими истребителями МиГ-15бис (пилоты — Федотов, Проскурин).

Советские перехватчики Миг-15бис
Советские перехватчики Миг-15бис

По утверждению пилотов, нарушитель вёл по ним огонь. Радио Москвы сообщило, что один из членов экипажа сбитого самолёта был спасён, но дальнейшая информация о судьбе этого человека отсутствует. Все двенадцать членов экипажа, включая майора Сэма Буша, первого лейтенанта Сэмьюэля Сервиса и пилота 2-го класса Дэнни Пилсбери, бесследно исчезли. Американская разведка впоследствии получила информацию о том, что 12 американских летчиков содержатся в трудовом лагере близ Хабаровска.

13 июня 1952 год. Разведывательный самолёт DC-3 Тр-79 42-5694 (От самолета марки DC-3 «Дуглас» он отличался небольшим вздутием в нижней части корпуса – это были колпаки, прикрывавшие радары, – и пиками антенн на носу.) из эскадрильи F-8 (Королевские ВВС Швеции), сбит над Балтийским морем в районе Вендспилса, Латвия, советским истребителем МиГ-15 (пилот — капитан Борис Осинский). Самолет осуществлял полеты над морем, вдоль границы советской территории, с целью обнаружения источников излучения (РЛ и РТС). Все члены экипажа погибли.

Экипаж «Дугласа». Вверху: Альвар Эльмеберг, Йоста Блад, Эйнар Юнссон, Бенгт Брук; внизу: Ивар Свенссон, Эрик Карлссон, Борье Нильссон, Херберт Матссон
Экипаж «Дугласа». Вверху: Альвар Эльмеберг, Йоста Блад, Эйнар Юнссон, Бенгт Брук; внизу: Ивар Свенссон, Эрик Карлссон, Борье Нильссон, Херберт Матссон

P.S. Из дневника одного из погибших радиотелеграфистов изданных в Швеции в книге «Сожжённое» в 1972 году «…Я не хочу пугать мою жену, я ей только сообщил, что государство оплатило мне хорошую страховку, – делился своими мыслями с бумагой телеграфист. – Полеты ДС становятся все более дерзкими. Конечно, с денежной стороны это неплохо, нам платят от 300 до 500 крон ежемесячной надбавки. Однако каждый день я мечтаю с этим покончить и вернуться к нормальной работе. Я себя уговариваю, что могу еще немного потянуть, а затем уже бросить. Нас два экипажа, и мы летаем через день. В субботу 7 июня нас преследовали три «МИГа». Они открыли предупредительный огонь, одна или две пули попали в фюзеляж. Мы находились в этот момент вблизи балтийского побережья, я видел из иллюминатора Даго и Эзель (эстонские острова Хийумаа и Сааремаа. –А.С.). Альвар (Альвар Эльмеберг, пилот «Дугласа». – А.С.) быстро свернул на Готланд. Было неприятно, но мы не особенно испугались. В случае чего можно было выпрыгнуть с парашютами, на аэродроме Баркарбю мы тренировались в прыжках».

Последняя запись была сделана за день до рокового вылета. Телеграфист писал: «Я должен довериться кому-то. Эти полеты через Балтику рано или поздно закончатся катастрофой. Альвар зол на русских и хочет их подразнить. Это не удастся».

16 июня 1952 год. Летающая лодка C-28 «Catalina» Тр-47 (Королевские ВВС Швеции), участвовавшая в поисках сбитого 13 июня шведского самолёта DC-3, была атакована советскими истребителями МиГ-15 (пилоты — Семерников, Яценко-Косенко), получила повреждения и совершила вынужденное приводнение. Самолет затонул. Экипаж, включая 2 пострадавших, был подобран немецким торговым судном.

Самолёт C-28 «Catalina» Тр-47 ВВС Швеции сбитый над Балтийским морем.
Самолёт C-28 «Catalina» Тр-47 ВВС Швеции сбитый над Балтийским морем.

P.S. 16 июня западногерманское торговое судно «Мюнстерланд» шло по маршруту Роттердам – Хельсинки. Только что заступивший на пост вахтенный, осматривая горизонт в восточном направлении, где должен был находиться эстонский остров Хийумаа, вдруг обнаружил необычную сцену. С востока низко над морем летел самолет, быстро увеличиваясь в размерах. Внезапно его догнали два других небольших самолета, и над просыпающимся морем послышался слабый треск. «Малыши» обстреливали самолет, который шел на бреющем! Атака следовала за атакой, при этом воздушная карусель стремительно катилась к «Мюнстерланду». В бинокль уже были видны не только типы самолетов, но и их национальные обозначения. Нападали советские истребители «МИГ-15», а уходил от преследований неуклюжий шведский гидросамолет типа «Каталина». После семи атак изрешеченная осколками «Каталина» села на воду, зарывшись носом в волну. С нее спустили две резиновые лодки, которые направились в сторону судна. В одной лодке было четыре, в другой три человека. «МИГи» не стали обстреливать спасшийся экипаж «Каталины» и, проследив, как гидросамолет затонул, ушли на восток. Капитан «Мюнстерланда» Йоханнес Диркс распорядился поднять семерых шведов на борт. Те были счастливы: они боялись, что судно окажется восточногерманским, и намеревались в таком случае грести в открытое море. Двое из спасенных оказались ранены. Один – тяжело. Однако на немедленную помощь рассчитывать не приходилось. На «Мюнстерланде» не было радиостанции, а небольшой аварийный передатчик шведов вышел из строя. Мир узнал о разыгравшейся в балтийском небе схватке лишь к вечеру 16 июня, когда судно пришло в финский порт Ханко.

7 октября 1952 год. Разведывательный самолёт RB-29 «Суперфортресс» (рег. номер 44-61815, 91-я стратегическая разведывательная эскадрилья ВВС США) сбит над островами Южно-Курильской гряды советскими истребителями Ла-11 (пилоты — Жиряков, Леснов). Все 8 членов экипажа самолёта погибли.

18 ноября 1952 год. В 30 – 35 километрах к югу от мыса Гамова (Японское море) произошел бой группы американских самолетов с четырьмя советскими истребителями МиГ-15 (781-го иап Тихоокеанского флота СССР, аэродром Унаши). Три советских самолета были сбиты, а летчики – капитан Н.Беляков, Пахомкин и Вандаев погибли. Один из МиГов, пилотируемый старшим лейтенантом Пушкаревым Б.В. в бой не вступил и вернулся на аэродром. Согласно американской версии четыре палубных истребителя F-9F USN VF-781 произвели взлет с авианосца "Орискани" и по наведению с самолета ДРЛО AD-3W вышли на перехват четырех неопознанных целей. Неопознанные самолеты сближались с кораблями 77-го оперативного соединения, в результате чего был сделан вывод о их враждебных намерениях. Идентифицировав противника как истребители МиГ-15, летчики F-9F-5 осуществили превентивную атаку и подбили один самолет (летчик ст.л-т Пахомкин пытался дотянуть до аэродрома, но упал в море на траверзе мыса Гамов), в завязавшемся бою еще два МиГ-а были сбиты. Позднее выяснилось, что сбитые МиГ-15 принадлежали авиации ВМС СССР и несли советские опознавательные знаки, таким образом в нейтральных водах были уничтожены машины стороны, формально не принимающей участие в Корейском конфликте (в непосредственной близости от которого инцидент имел место). Победы засчитаны летчикам лейтенантам Миллтону, Уильямсу и Ролэндзу.

Согласно советской версии, четверка МиГов поднялась по тревоге на перехват неприятельских самолетов, взлетевших с авианосца и двигавшихся в направлении советской границы. Воздушный бой произошел на высоте 8 тысяч метров над морем в 10-15 километрах от нашей морской границы.

По сведениям командира эскадрильи В Чувалаева советские истребители были атакованы американцами внезапно и не успели перестроиться в боевой порядок. Два самолета были сбиты сразу, третий, из-за отказа двигателя упал в море в районе мыса Льва и в бою не участвовал. Четвертый же оторвался во время боя от своих самолетов и вернулся на базу.

Сразу же после боя по приказу командира авиакорпуса генерала Мироненко, 781-й истребительный полк был поднят по тревоге и направлен к месту гибели наших летчиков. Однако американский авианосец «достать» не удалось. Как выяснилось позже, он дал полный ход и скрылся.

В марте 1953 года в районе мыса Льва, на дне моря, примерно в шестистах метрах от береговой черты был обнаружен один из погибших истребителей звена капитана Белякова. Самолет оказался без повреждений, но с пустыми баками. Останки пилота находились рядом.

Что же касается Пушкарева Б.В., уклонившегося от боя, то он позже вместе с полком был направлен в Северную Корею, где 5 июня 1953 г. погиб при выполнении боевого задания.

18 января 1953 год. В пограничной зоне СССР потерян самолет ВМС США P2V «Нептун». Судьба экипажа, численностью 6 человек, неизвестна.

12 марта 1953 год. Сбит самолет Avro «Lincoln» RF531/C ВВС Великобритании (Flying Training Command, авиабаза Йоркшир). Самолет совершал транспортный рейс из Гамбурга в зап.Берлин, по установленному международному коридору. Следуя над рекой Эльба, экипаж уклонился от воздушного коридора и был атакован парой истребителей МиГ-15. «Lincoln» загорелся и взорвался в воздухе, а обломки упали по обе стороны реки (в основном, в советской зоне ответственности). Из находившихся на борту семи человек, четыре погибло при падении, а еще трое успели воспользоваться парашютами, но позже скончались в госпитале от ран.

15 апреля 1953 г. Сбит американский самолет-разведчик РБ-50, вторгшийся в воздушное пространство у Петропавловска-Камчатского.

27 июля 1953 год. Пассажирский самолет Ил-12, совершавший перелет из Порт-Артура во Владивосток был атакован четырьмя американскими истребителями F-86 «Сейбр». Экипаж самолета и пассажиры, всего 21 человек, погибли.

-7

Капитан 335-й эскадрильи истребителей-перехватчиков американских ВВС Ральф С.Парр (личный номер АО-823933) в рапорте на имя своего командования сообщил следующее: «Я осуществлял полет по «оранжевой» степени боеготовности на истребителе-разведчике. Бортовой номер 959. Обнаружил самолет противника в 12 часов 30 минут, когда он был под моим самолетом. Совершив два опознавательных захода, я увидел на самолете Ил-12 большие красные звезды. Во время третьего захода я открыл огонь. Оба двигателя самолета противника загорелись, а затем самолет взорвался». Слова капитана Р.С.Парра подтвердил его ведомый старший лейтенант Эдвин Скарфи.

-8

Советское руководство в связи с гибелью гражданского самолета потребовал от США тщательного расследования инцидента, и выдвинуло иск против США за ущерб в размере 1 860 тысяч долларов США. Американцы подготовили требуемые документы и в свою очередь выставили встречные претензии к СССР. В конечном счете, иск СССР к США американцами был отклонен.

29 июля 1953 год. Разведывательный самолёт RB-50G «Суперфортресс» (343-я стратегическая разведывательная эскадрилья ВВС США), выполняя вылет с авиабазы Ёкота, Япония, сбит советскими истребителями МиГ-17 (пилоты — Александр Рыбаков, Юрий Яблонский) в районе острова Аскольда над Японским морем. Хвостовой стрелок самолёта в ходе перехвата безуспешно вёл огонь по советским истребителям. Из 17 членов экипажа выжил 1, подобранный американским кораблём. Согласно утверждению ЦРУ самолет не входил в 12-мильную зону, объявленную советским правительством запретной, а был хладнокровно расстрелян в отместку за потерю 27 июля пассажирского Ил-12.

RВ-50 в районе острова Аскольд, где на глубине порядка 3 км его обломки находятся до сих пор.
RВ-50 в районе острова Аскольд, где на глубине порядка 3 км его обломки находятся до сих пор.

Апрель 1954 год. Бомбардировщики «В-47», отрабатывая подходы к объектам предполагаемого ядерного удара, вышли на линию Новгород - Смоленск - Киев. Причем, есть свидетельства, что количество самолетов-нарушителей при этом исчислялось десятками. Американские самолеты были замечены над Ленинградом и даже в небе Подмосковья.

Журнальные статьи из американских изданий, 1950 год: "Сможет ли Россия победить нас с помощью атомных бомб?" и "Как Советы могут разбомбить американские города" со схемой удара при помощи пилотируемых смертниками самолётов из Ленинграда и Свердловска.
Журнальные статьи из американских изданий, 1950 год: "Сможет ли Россия победить нас с помощью атомных бомб?" и "Как Советы могут разбомбить американские города" со схемой удара при помощи пилотируемых смертниками самолётов из Ленинграда и Свердловска.

29 апреля 1954 год. Разведывательный самолёт RB-45C «Торнадо» (Королевские ВВС Великобритании) едва не был сбит огнём ПВО в районе Киева и прекратил выполнение задания.

4 сентября 1954 год. Патрульный самолёт P2V-5 «Нептун» (19-я патрульная эскадрилья ВМС США), совершавший вылет с авиабазы Ацуги, Япония, сбит советскими истребителями МиГ-15 и упал в море. Погиб 1 член экипажа, остальные спасены американским гидросамолётом.

7 ноября 1954 год. Разведывательный самолёт RB-29A-20-BN «Суперфортресс» (сер. N 42-94000, борт. "TIGER LIL") из состава 91-й эскадрильи 55-го стратегического разведывательного авиакрыла, авиабаза Йкота, Япония был тяжело поврежден парой перехватчиков МиГ-15 (пилоты — Костин, Сиберяков) над советскими территориальными водами в районе Курильских островов. Дотянуть до японского острова Хоккайдо экипажу не удалось и американским авиаторам пришлось прыгать с парашютами.

Члены экипажа RB-29A-20-BN «Суперфортресс» (сер. N 42-94000, борт. "TIGER LIL")
Члены экипажа RB-29A-20-BN «Суперфортресс» (сер. N 42-94000, борт. "TIGER LIL")

Служба спасения сработала оперативно и смогла спасти десять из 11 членов экипажа рухнувшего в японские воды разведчика, 1 человек утонул после приводнения. Советская сторона заявила, что самолёт находился в воздушном пространстве СССР и вёл огонь по перехватившим его истребителям, американская сторона отвергла эти обвинения.

RB-29A-20-BN «Суперфортресс» (сер. N 42-94000, борт. "TIGER LIL")
RB-29A-20-BN «Суперфортресс» (сер. N 42-94000, борт. "TIGER LIL")

3 декабря 1954 год. Ошибочно сбит самолет Ту-14 49-го мтап ТОФ. Экипаж торпедоносца л-та Валерия Мужжавлева выполнял тренировочный полет над заливом Петра. Из-за отказа системы опознавания самолет был атакован истребителем МиГ-15бис 535-го иап к-на П. Бывшева и сбит. Все находившиеся на борту - погибли. Летчик истребителя не знал о наличии в советской авиации Ту-14, самолетов по схеме схожих с вражескими "Канберрами".

17 апреля 1955 год. Разведывательный самолёт RB-47E «Стратоджет» (4-я стратегическая разведывательная эскадрилья ВВС США) сбит в районе Камчатки советскими истребителями МиГ-15 (пилоты — Коротков, Сажин). Погибли все 3 члена экипажа.

RB-47E «Стратоджет» ВВС США
RB-47E «Стратоджет» ВВС США

29 апреля 1954 год. Три американских бомбардировщика В-47 не только вторглись в воздушное пространство СССР, но и углубились на несколько сот километров, вышли на рубеж Новгород - Смоленск - Киев.

22 июня 1955 год. Патрульный самолёт P2V «Neptune» (рег. номер 131515, 9-я патрульная эскадрилья ВМС США) управляемый экипажем л-та Ричарда Эйч Фишера выполнял рутинный полет в международных водах Берингова пролива. Неожиданно самолет был атакован парой советских МиГ-15 ТОФ. Огнем пушек МиГ-и повредили один из двигателей, в результате чего тот загорелся. Американцам удалось скрыться в облаках и дотянуть до острова Святого Лаврентия, но при выполнении вынужденной посадки на пляж у н.п. Гамбел самолет разбился и сгорел. Из 11 членов экипажа четверо не пострадали, а остальные были госпитализированы с травмами и ожогами, в том числе трое получили ранения от осколков снарядов: штурман Дэвид Джей Ассард, бортмеханик Эдуард Бенко и воздушный стрелок Мартин Эй Бери. Не обошлось без потерь и с нашей стороны. Один советский летчик вынужден был катапультироваться, не долетев до побережья Чукотки, у его истребителя кончилось топливо. Несмотря на то, что температура Берингова моря в это время года весьма низкая, и пилота подобрали только через несколько суток, он остался жив. Инцидент произошёл в сложных метеорологических условиях, что затрудняет восстановление картины произошедшего. Видимо, с этим связано согласие СССР выплатить 50% от затребованной американской стороной компенсации в 725 тыс. долларов.

Патрульный самолёт P2V «Neptune» ВМС США
Патрульный самолёт P2V «Neptune» ВМС США

27 июля 1955 год. Ночью, военно-транспортный самолет L-1049 4X-AKC ВВС Израиля зашел в воздушное пространство Болгарии. Учитывая, что подобные нарушения носили постоянный характер, было решено пресечь полет нарушителя. В воздух поднялась пара истребителей МиГ-15бис ВВС НРБ лидируемая Б.Петровым, по наведению с земли она вышла на цель идущую вдоль русла реки Струма, после чего ведущий пушечным огнем уничтожил нарушителя. Все 7 членов экипажа и 51 пассажир, находившиеся на борту самолета, погибли. Самолет-нарушитель следовал из Лондона в Тель-Авив (аэропорт Лод), с посадками в Париже и Вене. Экипаж не учел сильный ветер и вторгся в воздушное пространство Болгарии.

4 июля 1956 год. Cамолет U-2 заводской серии 56-6680 взлетев с аэродрома Даебаден (ФРГ), выполнив первый разведывательный полет над территорией СССР над районами Москвы, Ленинграда и Балтийского побережья, благополучно совершил посадку на своей авиабазе. Летчик доложил, что советские ПВО огня по нему не открывали. Судя по всему, советские локаторы, в меру своих тактико-технических данных и небольшого их количества, цель не обнаружили, а визуально увидеть выкрашенный в черный цвет самолет в даже дневной темени стратосферы было невозможно.

На следующий день – 5 июля - самолет такого же типа выполнил полет над Брестом, Пинском, Каунасом, Калининградом. Аналогичное нарушение советского воздушного пространства было и 9 июля 1956 года.

Всего с 1956 по 1960 год таких разведывательных полетов было выполнено около тридцати. Именно благодаря этим вылетам у американцев появились детальные снимки советских ракетных полигонов Капустин Яр и Сары – Шаган, обнаружен полигон Тюратам, который позже станет известен как космодром Байконур. Были сделаны снимки Семипалатинского полигона в момент проведения там ядерного взрыва, секретного аэродрома под Энгельсом, на котором базировались стратегические бомбардировщики ТУ-16 и М-4, способные нести атомные бомбы, наших новых подводных лодок близ Североморска и т.д. И все американские крылатые шпионы без потерь вернулись на свою базу.

22 августа 1956 год. В пограничной зоне СССР пропал самолет ВМС США PD4Y-1P. Судьба экипажа численностью 12 человек, неизвестна. Советская сторона заявила непричастность к происшествию.

10 сентября 1956 год. Разведывательный самолёт RB-50G «Суперфортресс» (ВВС США) потерян над западной частью Японского моря. Все 16 членов экипажа погибли. Официально считается, что причиной потери стал тайфун «Эмма», однако существуют предположения о том, что в действительности самолёт был сбит советскими перехватчиками.

24 декабря 1957 год. Разведывательный самолёт RB-57 (ВВС США) сбит над Чёрным морем советскими истребителями. Экипаж погиб.

29 мая 1958 год. Перехват самолета RF-84F FR-13 52-7237 42-й эскадрильи ВВС Бельгии. Истребитель лейтенанта Мартина Паулюса, совершавший полет над нейтральной зоной, нарушил границу и был принужден к посадке в 10:45 на аэродроме Рибниц парой советских истребителей МиГ-17 773-го иап. На посадке летчик пытался ускользнуть, но предупредительная очередь прижала его к полосе. При осмотре выяснилось, что самолет был вооружен и оснащен фоторазведывательным оборудованием. Летчик освобожден 21-го июня, а самолет доставлен в ФРГ железнодорожным транспортом 4-го июля (после ремонта этот RF-84 вернулся в 42-ю эскадрилью и был списан после аварийной посадки 17 мая 1960 года).

7 июня 1958 год. Вынужденная посадка вертолета Н-19 US Army приданного 3-й танковой дивизии. Американский вертолет, совершавший полет из Франкфурта в один из пограничных тренировочных лагерей сбился с пути, нарушил воздушную границу ГДР и пошел на вынужденную посадку у н.п. Цвикау после полного израсходования топлива. Девять человек, находившиеся на борту, были арестованы полицией и доставлены в Берлин. Все освобождены 19-го июля, а вертолет остался в качестве трофея.

27 июня 1958 год. Перехват самолета C-118 «Liftmaster» 51-3822 (версия гражданского «Дуглас» DC-6 для ВВС США). Самолет выполнял транспортный рейс Висбаден-Тегеран-Пешавар по заказу ЦРУ (обеспечение полетов высотных разведчиков U-2). На борту находился экипаж и сопровождающие груз представители ЦРУ – всего 9 человек. На этапе Висбаден-Тегеран летчики совершили навигационную ошибку и нарушили границу СКВО, оказавшись в 30 км. южнее Еревана, где были атакованы парой истребителей МиГ-17ПФ к-на Г.Ф. Светличникова - к-на Б.Ф. Захарова. Сначала нарушитель не хотел подчиняться приказам перехватчиков, но после короткой очереди поразившей второй двигатель и вызвавшей воспламенение топлива из пробитых баков, пошел на посадку в пределах советской территории. Пятеро человек, находившихся на борту (представитель ЦРУ выполнявший обязанности помощника командира экипажа - п-к Дэйл Брэннон, Роберт Крэнс, сопровождающий груз Бэнни Шуп, авиаспециалисты 2-го класса Эрл Ример и Питер Сабо), воспользовались парашютами, а четверо (командир экипажа м-р Лютер Лайлес, штурман к-н Джейм Ти Кэйн, 2-й штурман ст.л-т Джеймс Эн Лютер и сержант Джеймс Джи Холман) эвакуировались после посадки вне аэродрома, причем один из оставшихся получил травмы. Самолет разрушился на две части и полностью сгорел. Все девять человек арестованы советскими властями и освобождены через девять дней.

2 сентября 1958 год. Разведывательный самолёт ЕC-130A-II «Геркулес» (рег. номер 56-0528, 7406-я эскадрилья боевой поддержки ВВС США), вылетевший с авиабазы Инжирлик, Турция, сбит советскими истребителями МиГ-17 (пилоты — Гаврилов, Иванов, Кучеряев, Лопатков) над Арменией. Самолет радиоразведки, совершавший полет вдоль советско-иранской границы на Нпол=10 000 метров, зашел в воздушное пространство СССР в районе Ленинакана (нарушение зафиксировано РЛС в 15:06). На его перехват была поднята дежурная пара МиГ-17 236-й иад, она обнаружила противника и попыталась принудить его к посадке. Нарушитель на поданные сигналы не реагировал и был сбит у села Саснашен, в 44 км. южнее Ленинакана. Погибло 17 человек находившихся на борту (в том числе 6 членов экипажа и 11 операторов развед. систем), их останки возвращены частично сразу после инцидента, частично - в результате совместных мероприятий в 1998 году.

1 мая 1960 год. Советскими средствами ПВО под Свердловском был сбит американский разведывательный самолёт U-2C (рег. номер 56-6693, ЦРУ США), пилотируемый старшим лейтенантом ВВС США Френсисом Пауэрсом. Летчик катапультировался и был задержан советскими органами. При выполнении приказа по уничтожению нарушителя границы погиб старший лейтенант С.П. Сафронов. Этот случай получил широкую общественную огласку и стал своего рода «символом» «холодной войны».

Обстановка в небе над Свердловском 1 мая 1960 года.
Обстановка в небе над Свердловском 1 мая 1960 года.

Самолет-разведчик Локхид U-2С поднялся в воздух в 5 часов 20 минут с аэродрома расположенного недалеко от пакистанского города Пешавар. В 5 часов 36 минут он приблизился к советской границе. Оставив позади Ташкент, миновав Сырдарью, U-2 пролетел вдоль берега Аральского моря и повернул на право. Прошел над городами Троицк, Челябинск и направился к Свердловску. На подходе к городу силам ПВО был отдан приказ, перехватить нарушителя. Первая попытка «достать» противника, предпринятая капитаном И. Ментюковым на высотном истребителе Су-9 не увенчалась успехом. Атака не состоялась в связи с заходом U-2 в зону поражения 2-го дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады. В 8 часов 36 минут американский самолет-разведчик был сбит боевым расчетом майора М. Воронова. В это время в воздухе находились два советских истребителя МиГ-19, высланных на перехват U-2. Проходя через зону поражения 4-го дивизиона (командир майор А.В.Шугаев) они были приняты за самолет противника и подверглись ракетному обстрелу. В результате МиГ-19, пилотируемый старшим лейтенантом С.П.Сафроновым был сбит, а второй истребитель пилотируемый капитаном Б. Айвазяном, вышел из-под обстрела, совершив противоракетный маневр. Всего в ходе пресечения полета самолета-разведчика было выпущено 14 зенитных ракет.

20 мая 1960 год. Перехват самолета С-47 43-15544 ВВС США. Самолет, управляемый экипажем капитана Джеймса Лонди (41 год, из штата Огайо) совершал перелет из Копенгагена в Гамбург, но из-за ложной информации о силе ветра, выданной метеослужбой, сбился с курса и углубился в воздушное пространство ГДР на 22 мили. Самолет был перехвачен советскими истребителями 773-го иап и после предупредительной очереди совершил посадку на поле в 15 милях севернее городка Гревесмюлен. Никто из находившихся на борту 6 членов экипажа и трех пассажиров не пострадал. Позже самолет перегнан на аэродром Висбаден и возвращен США.

1 июля 1960 год. Советским истребителем МиГ-19, пилотируемым капитаном В. Поляковым в районе м. Святой Нос был сбит американский самолет ERB-47H «Стратоджет» (рег. номер 53-4281, 38-я стратегическая разведывательная эскадрилья ВВС США), совершавший разведывательный полет над Баренцевым морем. Маршрут данного полета планировался в интересах ВВС, ЦРУ, НАСА и других заинтересованных организаций США по программе электронной разведки.

ERB-47H «Стратоджет» ВВС США
ERB-47H «Стратоджет» ВВС США

Во время атаки советским истребителем нарушитель ответил огнем пушки, но был подбит и упал в море. Командир самолета капитан У. Палм и три бортовых оператора радиолакационной разведки (Оскар Л. Гофорт, Дин Б. Филипс, Юджин Э. Поза) погибли. Второй пилот 1-й лейтенант Ф. Олмстэд и штурман 1-й лейтенант Д. Маккоун, спустя шесть часов были подобраны советским траулером и вскоре доставлены в Москву. После семи месяцев заключения они вернулись домой. Никита Хрущев в качестве жеста доброй воли по отношению к только что вступившему в должность президента Джону Кеннеди 21 января 1961 года освободил обоих летчиков. Советский летчик, капитан В. Поляков 12 июля 1960 года Указом Верховного Совета СССР был награжден орденом Красного Знамени.

4 августа 1961 год. Гражданский самолёт en: DC-4 (номер EP-ADK, авиакомпания «Иран Эйр», Иран), летевший по маршруту Бейрут—Тегеран, вторгся в воздушное пространство СССР, где был атакован советскими истребителями и получил повреждения. Совершил успешную посадку на юго-западном побережье Каспийского моря.

27 октября 1962 год. U-2 ВВС США, который пилотировал признанный ас воздушной разведки майор Рудольф Андерсон, проявивший себя еще во время войны в Корее, был сбил в разгар Карибского кризиса в небе над Кубой первой же ракетой зенитного комплекса С- 75 «Десна» дивизион майора Иван Герченова, дислоцированного в районе города Банес. Вторая ракета, пущенная для страховки, развалила уже неуправляемого воздушного шпиона на мелкие кусочки. Обломки самолета упали в районе Антилья.

Сбитый над Кубой американский самолет-разведчик U-2
Сбитый над Кубой американский самолет-разведчик U-2

Найденное тело пилота сбитого «Локхида» У-2 Рудольфа Андерсона было передано кубинцами представителям США.

Май 1963 год. Самолёт Аэрокоммэндер 560 (Имперские ВВС Ирана) сбит советским истребителем МиГ-17Ф. Среди погибших был полковник подразделений специального назначения США.

20 ноября 1963 год. Иранский двухмоторный самолет Commander-560, по заданию правительства шаха, выполнял картографирование пограничного горного района провинции Корасан и ошибочно вторгся на территорию СССР. Дежурные перехватчики МиГ-17 156-го ИАП перехватили нарушителя и попытались принудить его к посадке. Иранский летчик, сигналы проигнорировал и попытался уйти на свою территорию. МиГи преследуя нарушителя, вторглись в воздушное пространство Ирана на 20 километров и огнем бортовых пушек ведущий группы к-н Степанов подбил его. При выполнении вынужденной посадки у н.п. Даргаз самолет разбился, а двое картографов на его борту погибли. Летчик с серьезными травмами был доставлен в госпиталь. Commander-560 принадлежал авиакомпании Аэро-Такси, взлет произвел в Мехрабаде, а посадку для дозаправки планировал осуществить в Мешхеде.

30 ноября 1963 год. Иракский летчик л-т Абдель Рахим эль-Селим Зухер совершил побег в СССР через территорию Ирана. Посадка успешно произведена на одном из аэродромов в районе Баку, Азербайджанской ССР. Причиной побега стало нежелание участвовать в подавлении выступлений Курдов. Тип самолета не уточнялся, но в некоторых авиационных изданиях публиковались фото истребителя "Вампир" с советскими опознавательными знаками, возможно именно с этим случаем связано появление этого самолета в СССР. Летчику предоставлено политическое убежище.

28 января 1964 год. Сбит самолет CТ-39А "Sabreliner" 62-4448 7101-st ABW USAF (Wiesbaden AB, Germany). На перехват самолета нарушителя с аэродрома Альтенбург поднялась пара истребителей МиГ-17 16-й ВА, после обнаружения цели ведущий пары к-н А. Кропотов выполнил атаку и огнем пушек уничтожил противника. Обломки упали около 15:00 у деревни Вогельсберг. Погибло три члена экипажа сбитого самолета: п/п-к Геральд Кей Ханнафорд (родился 16 августа 1922 года в Остине, штат Техас, похоронен на арлингтонском кладбище), капитаны Джон Эф Лоррейн младший (1930 года рождения) и Дональд Джи Миллард (1931 года рождения).

10 марта 1964 год. Боевая потеря самолета RB-66 54-451 19 TRS ВВС США (взлет с авиабазы Нанси во Франции). Самолет-разведчик выполнявший "рутинный тренировочный полет" нарушил границу ГДР и был сбит истребителем МиГ-19 ВВС СССР к-на Зиновьева у н.п. Магдебург. Троим членам экипажа удалось катапультироваться (штурман л-т Харольд Велч получил при этом травму руки и ног, а летчик к-н Дэвид Холланд и штурман-инструктор к-н Мэлвин Кесслер не пострадали). Все трое были взяты в плен и позже освобождены (четвертый член экипажа разбился при падении - не полностью раскрылся парашют).

17 июля 1964 год. Экипаж самолета советского «Ту-16р», находившийся в 200 км к востоку от побережья Японии, доложил об обнаружении американской авиационной группы. После этого связь с самолетом прекратилась. О судьбе 7 членов экипажа ничего не известно.

14 декабря 1965 год. В восточной части Черного моря (на широте Еревана) потерян разведывательный самолёт RB-57F «Канберра» (7407-я эскадрилья боевой поддержки ВВС США), выполнявший вылет с авиабазы Висбаден, ФРГ. Судьба двух пилотов неизвестна.

25 мая 1967 год. Нарушение границы ФРГ самолетом МиГ-17Ф №35 ВВС СССР. Во время группового перегоночного полета самолет л-та Епатко, 1942 года рождения, изменил курс и пересек границу ФРГ. Пролетев над территорией Западной Германии около 180 километров летчик совершил вынужденную посадку, не выпуская шасси, на болотистый луг в районе н.п. Данаурид. В результате расследования выяснилось, что инцидент произошел из-за навигационной ошибки, а не в результате побега.

28 июня 1967 год. Лёгкий самолёт L-20 (Имперские ВВС Ирана) вторгся в воздушное пространство СССР и принуждён к посадке истребителем МиГ-17 (пилот — Степанов).

29 октября 1967 год. Летчики 865-го истребительного авиационного полка капитан Н.И. Автушко на истребителе МИГ-17, майор А.Н. Лысюра и капитан И.И. Плахатник на истребителе СУ-9 уничтожили в небе Камчатки автоматический дрейфующий аэростат.

25 мая 1968 год. Самолет «Ту-16р» пролетавший над Норвежским морем доложил об обнаружении американского авианосца «Эссекс». После доклада самолет загорелся и упал в море. Обломки разрушенного самолета и останки трех членов экипажа, найденные во время поисково-спасательной операции были переданы на подошедший к месту трагедии советский эсминец с бортовым номером 311. О судьбе оставшихся 4 летчиков ничего не известно.

По сообщению западной прессы, над американским авианосцем, совершавшим тренировочное плавание, летало два советских бомбардировщика. Во время последнего бреющего полета, один из самолетов находился на высоте 120 футов. Катастрофа произошла на расстоянии 5 миль от «Эсекса», когда самолет летел на высоте 50 футов над водой. Затем он неожиданно потерял левое крыло, загорелся и рухнул в море. По заявлению Пентагона, американские морские суда и воздушные силы никакого отношения к этой трагедии не имели. Тем не менее, известно, что в то же время в воздухе находилось пять самолетов, вылетевших с «Эссекса» для тренировочного полета.

1 июля 1968 год. Тяжёлый транспортный ДС-8 ВВС США на 200 километров углубился на территорию СССР и летел непосредственно над россыпью Курильских островов, напичканных в то время радиотехническими средствами ПВО. На перехват нарушителя поднялись МИГ-19 капитанов Мороза, Ветушко, Александрова и Игонина во главе с командиром эскадрильи капитаном Сальниковым. Летчики ДС-8 упорно отказывались подчиняться командам советских МИГов. Более того, чтобы отвязаться от гостеприимства назойливых хозяев, нарушитель пытался нырнуть от них в облака, забраться на еще большую высоту. О чем перехватчики доложили на командный пункт. Только после предупредительной очереди экипаж «Дугласа» понял, что русские больше с ними шутить не намерены, и командир экипажа ДС-8 итальянец американского происхождения Дж. Тальзанини взял предложенный перехватчиками курс и последовал за ними. Под конвоем МИГов пилоты американского лайнера совершили посадку на аэродроме 11-ой армии ПВО «Буревестник». На борту американского ДС-8 оказалось 234 военнослужащих армии США, возвращавшимися из госпиталей и отпуска для дальнейшей службы во Вьетнам, где во всю шла война. Экипаж Дугласа решил по глупому сократить расстояние, срезав путь через воздушное пространство СССР!!! Опуская подробности пребывания незваных гостей из Америки на советском острове Итуруп, скажу лишь, что их устроили в военном городке с максимально возможным комфортом и кормили лучше, чем стражей советского неба. А еще подчеркну то, что советское и американское правительство сумело мирно разрешить этот конфликт. На третий день после пленения воздушного нарушителя, подполковник Ярослав Хиров получил приказ обеспечить «американца» авиационным топливом, а экипаж и пассажиров – водой и питанием, и не препятствовать вылету ДС-8 с «Буревестника».

15 апреля 1969 год. В пограничной зоне СССР потерян самолет ВМС США EC-121. Судьба экипажа и технического персонала, численностью 29 человек, неизвестна до сих пор.

19 апреля 1970 год. Перехват легкомоторного самолета Cessna-170B D-EFYT (аэродром Лёненбург). Частный аппарат пилотируемый летчиком Хельмутом Сименсом совершал прогулочный полет на большой высоте. На борту находилось пять детей и сопровождающий их пассажир. Из-за ошибки летчика самолет вторгся в воздушное пространство ГДР и был перехвачен парой истребителей МиГ-21. После того как Хельмут Сименс проигнорировал команды на приземление поданные по радио, истребители выпустили предупредительную очередь. Только после этого летчик совершил посадку на территории ГДР в районе н.п. Каулиц.

10 сентября 1970 год. Угон самолета С-47 "Дакота" ВВС Греции. Ночью капитан Михалис Маниадакис совершил взлет с авиабазы Хания на острове Крит и преодалев воздушное пространство Турции и СССР приземлился в Крыму на аэродроме Бельбек, попросив политического убежища у советской стороны. Долгое время проживал в союзе. Причиной побега стало разногласие с режимом хунты "Черных полковников".

21 октября 1970 год. Легкий самолет Beechcraft U-8 (ВВС США) совершавший перелет между турецкими городами Эрзурум и Карс сбился с пути, нарушил границу СССР и произвел вынужденную посадку у города Ленинакан в Армении. Летчик майор Джеймс Пи Расселл и пассажиры ген.м-р Эдвард Шеррер, бриг.ген.Клод Манро МакКарри (оба американцы, военные атташе в Турции), п-к Циват Данли (турок) были арестованы советскими властями. Позже все освобождены.

1-го апреля 1971 год. Курсант Бюккебургской лётной школы армейской авиации ФРГ копрал Ханс-Дитер Рейнкенсмайер совершил побег в ГДР на самолете Cessna-172H D-EJWU. После посадки в 17:00 на аэродроме города Эрфурт Ханс попросил политического убежища.

25 сентября 1971 год. Перехват легкомоторного самолета Cessna-172H OY-AKT. Частный самолет пилотируемый нетрезвым датчанином Лейф Кельм Дженсеном пересек границу ГДР и был принужден к посадке на аэродроме Дамгартен экипажем Ми-8 239-го огвп в составе командира звена к-на Петрова, летчика-штурмана ст.л-та Курылева и борттехника ст.л-та Тельного. На борту самолета-нарушителя находились две пассажирки.

27 мая 1973 год. Угон самолета Су-7БМ №52 ВВС СССР (авиабаза Гроссенхайн). Советский авиатехник л-т Евгений Вронский произвел взлет на боевом самолете и после пересечения границы ФРГ катапультировался. Имея минимальные навыки пилотирования, полученные на тренажере, дезертир весь полет совершал на форсажном режиме работы двигателя и шасси после взлета не убирал. Самолет упал на лесной массив у города Брауншвайг в 11:47. Обломки самолета возвращены советской стороне, а лейтенанту Вронскому предоставлено политическое убежище.

Ноябрь 1973 год. Разведывательный самолёт RF-4C «Фантом II» (Имперские ВВС Ирана) вторгся в воздушное пространство СССР в Закавказье. Перехвативший его истребитель МиГ-21ПФ 982-го ИАП безуспешно израсходовал свои ракеты, после чего пилот Геннадий Елисеев совершил сверхзвуковой воздушный таран. Экипаж иранского самолёта (пилотруемый иранским летчиком м-ром Шукухнией и инструктором-американцем п-ком Саундерсом выполнял тренировочный полет в районе Советско-Иранской границы) катапультировался и был освобождён советской стороной через две недели (иранский пилот впоследствии погиб в ирано-иракской войне). Геннадий Елисеев за свой перехват был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

7 июня 1974 год. Перехват легкомоторного самолета Scheibe SF-25С D-KEIH. Спортивный западногерманский самолет управляемый пилотом-любителем Лотаром Грисом заблудился, нарушил воздушную границу ГДР и был принужден к посадке вертолетом Ми-8Т 239-го огвп (командир вертолета к-н Жулидов Н.П., летчик-штурман л-т Коренев А.Г., борттехник л-т Полушин Н.С.). При посадке на наклонную поверхность SF-25 повредил воздушный винт.

25 июня 1976 год. Два гражданина Финляндии на самолете Cessna-150K OH-CBX потеряли ориентировку и в 19:13 нарушили воздушную границу СССР, в течении 15 минут летчики пытались восстановить свое местонахождение и обнаружив поблизости аэродром произвели на нем в 19:41 посадку для дозаправки и уточнения координат. Поняв, что сели на Советском военном аэродроме (!!!), Финны произвели в 19:45 взлет и попытались уйти на свою территорию. А уже в 19:52 с самолетом-нарушителем сблизился перехватчик Су-15 к-на Вдовина, он произвел облет цели, но устойчиво занять позицию для атаки не получилось из-за малой скорости поршневого самолета. Осознав, что их могут сбить, пилоты легкомоторного самолета пошли на посадку прямо перед собой, но подобранная площадка оказалась заболоченной и в самом конце пробега самолет скапотировал получив незначительные повреждения (возвращен и продолжал летать). Летчики не пострадали. Как позже выяснилось - оба финна были в состоянии сильного алкогольного опьянения, а общее расстояние на которое они углубились в территорию СССР составило 350 км.

24 августа 1976 год. Пара истребителей-бомбардировщиков ВВС Турции вторглись в воздушное пространство Советского Союза и были обстреляны двумя ракетами ЗРК С-125. Согласно расшифровке средств объективного контроля один самолет опознанный как F-100 «Супер Сейбр» был подбит и упал на территории Турции. Ветеран ВВС Турции Ярали подтвердил информацию о похожем инциденте, указав примерную дату как июнь 1977 года. Пара F-104G предположительно из 144 Filo осуществляла фотографирование приграничной территории Армянской ССР и была обстреляна зенитными ракетами, уклоняясь от которых проскочила звуковой барьер. Тем не менее один самолет был сбит, а его летчик катапультировался у н.п. Ыгдыр. Уцелевший F-104G сел на авиабазе Эрзурум. Не желая осложнять отношения с СССР турецкая сторона никаких нот протеста не посылала, хотя сбитый "Старфайтер" упал на своей территории.

6 сентября 1976 год. С аэродрома Соколовка (Чугуевский район Приморского края) старшим лейтенантом Юрием Беленко был угнан в Японию новейший советский истребитель МИГ-25, не смотря на решительные требования Москвы, «самолет» вернули только через три недели. Впрочем, после «изучения» неожиданного трофея американскими и японскими военными специалистами, самолетом его назвать было трудно – так, груда авиационных деталей.

-18

26 сентября 1976 год. Угон самолета Ан-2 ВВС СССР. Лейтенант Засимов Валентин Иванович перелетел в Иран на аэродром Ахар (не далеко от Тебриза). Самолет и летчик возвращены в октябре 1976 года.

20 апреля 1978 год. Капитаном А. Босовым над Кольским полуостровом сбит пассажирский лайнер «Боинг-707» (номер HL-7429, авиакомпания «Korean Air Lines») южнокорейской авиакомпании «KAL», выполнявший рейс № 902 по маршруту Париж – Сеул через Северный полюс.

«Боинг-707» авиакомпании «KAL», рейс № 902 на льду замерзшего озера Корпиярви.
«Боинг-707» авиакомпании «KAL», рейс № 902 на льду замерзшего озера Корпиярви.

В 21 час 19 минут «Боинг» нарушил советскую границу в районе Мурманска и стал углубляться на территорию Кольского полуострова. В воздух были подняты перехватчики 265-го и 365-го истребительных авиационных полков 5-й дивизии Войск ПВО, базировавшихся в Подужемье, близ Кеми и на аэродроме в поселке Африканд. Первым обнаружил нарушителя капитан 365-го иап Александр Босов на Су-15. На неоднократно подаваемые сигналы «Боинг» не реагировал, приказ истребителя следовать за ним на ближайший аэродром демонстративно не выполнил и стал уходить в сторону Финляндии. В 21 час 42 минуты капитан Босов выпустил по самолету-нарушителю тепловую ракету и поразил его крыло. Позже выяснилось, что ракетой была оторвана левая консоль крыла, заклинило турбину на одном из четырех двигателей, самолет получил насколько пробоин от осколков. Однако, несмотря на повреждения, южнокорейский лайнер продолжал упорно уходить к финской границе. Тем не менее, благодаря действиям капитана 265 иап А. Керефова «Боинг» был вынужден совершить вынужденную посадку на лед озера в 140 км от населенного пункта Лоухи. На борту самолета находилось 97 пассажиров (корейцы, японцы, французы, немцы). Двое из них погибли, а 13 получили ранение. Спустя три дня все пассажиры были переданы представителям генерального консульства США, а командир экипажа Ким Чанг Кью и штурман Ли Чын Син (бывшие военные летчики) задержаны в связи с проводимым расследованием. В ходе следствия оба члена экипажа полностью признали свою вину в нарушении воздушного пространства СССР, а также подтвердили, что понимали команды советских истребителей-перехватчиков, но не подчинились им.

21 июля 1978 год. Четыре транспортных вертолёта CH-47 «Чинук» (Имперская армия Ирана) вторглись в воздушное пространство СССР над Туркменистаном. Они были перехвачены истребителем МиГ-23 (пилот — Шкиндер), сбившим один вертолёт ракетами (8 членов экипажа погибли), и повредившим другой вертолёт огнём из авиапушки. Повреждённый CH-47 совершил вынужденную посадку на территории СССР. Впоследствии машина и члены экипажа были возвращены в Иран.

18 июля 1981 год. Советский перехватчик Су-15ТМ (пилот — Валентин Куляпин) совершил таран транспортного самолёта CL-44 (номер LV-JTN, авиакомпания «Transportes Aereo Rioplatense», Аргентина, пилотируемый экипажем Гектора Кордеро), совершавшего тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив—Тегеран с грузом оружия и непреднамеренно вторгшегося в воздушное пространство Армении. Обнаружив нарушителя, летчик Су-15 подал предупредительный сигналы, на которые тот не реагировал и продолжал полет в сторону Турции, после оценки ситуации с КП последовала команда на уничтожение. Выполнив два захода к-н Куляпин сблизился с транспортным самолетом и килем своего самолета ударил по стабилизатору нарушителя, после чего оба потеряли управление и в 14:44 упали недалеко от г.Ереван. Все 4 члена экипажа CL-44 погибли, включая подданного Великобритании. Куляпин успешно катапультировался, за таран был награждён орденом Красного Знамени.

1982 год. Перехват легкомоторного самолета. Частный самолет, нарушивший воздушное пространство ГДР принужден к посадке вертолетом Ми-24, пилотируемым экипажем к-на Н.Н. Андреева.

7 июня 1983 год. Перехват легкомоторного самолета Cessna-152 D-EIBF. Самолет нарушивший границу был принужден к посадке на аэродроме Мерзебург звеном истребителей 6-й ГИАД.

1 сентября 1983 год. Советским истребителем Су-15 (МИГ-31) пилотируемым подполковником Г.Н. Осиповичем над о. Сахалин был сбит иностранный самолет, дважды нарушивший воздушную границу СССР. Этот случай стал предметом разбирательства в ООН и послужил импульсом в раскручивании очередного витка массированной антисоветской пропаганды. Советский Союз обвинили в уничтожении южнокорейского гражданского самолета «Боинг-747-230B» (номер HL-7442, авиакомпания «Korean Airlines», Южная Корея), на борту которого находилось 269 человек. В первых числах сентября антисоветская истерия достигла таких масштабов, что Министерству обороны и МИД пришлось собирать пресс-конференцию для советских и иностранных журналистов.

Со дня трагедии прошло более 35 лет. Тем не менее, до сих пор достоверно не известно, чей самолет сбил советский истребитель.

О том, что пассажиров в сбитом самолете не было, заговорили сразу же после проведения в 1983 году секретных аварийно-спасательных работ. При обследовании дна были подняты части самолета, фрагменты нескольких тел, старые вещи – разбитые пудреницы, рваная одежда и обувь, а также связанные в стопку (!) паспорта. По словам Осиповича, частично ознакомившегося с результатами этих работ, складывалось впечатление, что самолет был набит просто мусором.

Самой важной находкой были два бортовых «черных ящика» сбитого лайнера. Анализ самописца, фиксирующего параметры полета, показал, что сразу после взлета в Анкоридже самолет взял неверный курс на 12 градусов правее, чем требовалось. Причем выбранным направлением лайнер следовал все время полета, а не отклонился от трассы, как утверждали американцы. При этом пилоты докладывали на землю не соответствующую действительности информацию, что проходят через точки международной трассы. Таким образом, получается, что южнокорейские пилоты (в прошлом военные) сразу ввели неверные данные в две курсовые и три навигационные системы.

В 1997 году к очередной некруглой годовщине трагических событий с сенсационными разоблачениями американских спецслужб выступил бывший сотрудник японской военной разведки Иосиро Танако. По его утверждению, которое было подтверждено фактами, американские спецслужбы специально направили южнокорейский лайнер в советское воздушное пространство, чтобы «включить» систему ПВО и выявить ее секретные объекты.

3 августа 1984 год. Перехват легкомоторного самолета Morane MS.893 D-EDKK. Нарушитель границы принужден к посадке у н.п. Цаунрёде решительными действиями экипажа Ми-24 336-го овп капитана В.А. Жабова. Летчики награждены именными часами.

9 августа 1984 год. В ходе преследования самолёта-нарушителя Эйрбас A310 советский перехватчик Су-15, по утверждению шведской стороны, углубился на 50 км в воздушное пространство Швеции. Также утверждалось, что, по данным радиоперехвата, Су-15 был готов открыть огонь по Эйрбасу. Советская сторона через два с половиной месяца опровергла шведские данные об этом инциденте.

13 сентября 1985 год. Перехват легкомоторного самолета Cessna-150 D-ECNV. Частный западногерманский самолет нарушил воздушное пространство ГДР и был принужден к посадке на полосу полигона Эйзенах вертолетами Ми-24 336-го овп (командиры экипажей - капитаны Демиденко, Абзалов и Шумских).

28 мая 1987 год. Самолёт Cessna-172 «Скайхок» (номер D-ECJB), пилотируемый немецким гражданином Матиасом Рустом, (1968 года рождения) вылетел из Хельсинки, Финляндия, в 12:28 и приземлился на Красной площади в Москве. В результате инцидента был снят со своих постов ряд высших офицеров ВС СССР, включая министра обороны Соколова, командующего ПВО Колдунова и командующего ВВС Ефимова.

-20

Посадка 19- летнего пилота – любителя из Германии Матиаса Руста на маленькой «Сессне-127 Скайхок» в самом сердце советской столицы – на Большом Москворецком мосту - это, пожалуй, самое громкое происшествие в российском небе после трагедии с южнокорейским «Боингом–747» рейса КАЛ- 007. Это происшествие, в полном смысле слова, выбило из служебных кресел трех советских маршалов, девять генералов и 298 офицеров различного ранга.

13 сентября 1987 год. Патрульный самолет норвежских ВВС Локхид P-3B "Орион" производил наблюдение за группой советских кораблей в нейтральных водах Баренцева моря. Летчику находившегося неподалеку истребителя Су-27 была передана команда выполнить учебный перехват и воспрепятствовать сбросу буев в воду. Экипаж "Ориона" с целью вытеснения перехватчика из зоны своего патрулирования сблизился с Су-27, пропустил его под себя и стал гасить скорость. Но он не знал, что минимальная скорость Су-27 меньше скорости сваливания "Ориона". Недооценив возможности Су-27, натовский разведчик потерял из поля зрения истребитель. В результате опасного маневрирования машины пришли в соприкосновение: истребитель задел радиопрозрачной законцовкой киля за лопасть вращающегося винта "Ориона", из-за чего произошло их разрушение, и обломки пробили фюзеляж P-3B. "Орион", задымив одним мотором, отвалил в сторону берега. Су-27 благополучно совершил посадку на базовом аэродроме.

1987 год. Лазерным лучом с советского корабля, находившегося в районе Гавайских островов, была временно ослеплена американка – член экипажа военного самолета.

май 1988 год. Три дня подряд лёгкий самолёт Cessna-152, пилотируемый норвежцем Андреасом Соммерсом, углублялся в советское воздушное пространство на 2—3 км, после чего возвращался в воздушное пространство Норвегии, ни разу не будучи перехвачен.

15 августа 1989 год. Перехват легкомоторного самолета Grob G-115 D-EOGC. Частный западногерманский самолет нарушил границу ГДР и был перехвачен экипажем Ми-24 Качуры И.А. Сначала пилот нарушителя не реагировал на сигналы, но после предупредительного огня последовал за вертолетом на аэродром Дамгартен. При заходе на посадку нарушитель пытался "сбежать", но экипаж Ми-24 занял место выше и "прижал" G-115 к полосе. Летчик и самолет арестованы.

15 июля 1991 год. Перехват легкомоторного самолета Mooney М-20J D-EМОН. Частный самолет совершал перелет по установленному маршруту Хельсинки - Москва, но из-за несогласованных действий ведомств МГА и ПВО о пролете границы военные не были осведомлены. В 20:04 неопознанная цель была обнаружена РЛС ДО. На перехват направилась дежурная пара истребителей, но устойчиво сопровождать малоскоростной объект им не удалось. Пришлось направить для выполнения этой задачи пару вертолетов Ми-24, они обнаружив "нарушителя" принудили его к посадке в гражданском аэропорту "Пулково" около 9 часов вечера.

25 августа 1990 год. Истребитель J-6 (ВВС КНР) вторгся в советское воздушное пространство и приземлился на авиабазе Кневичи под Владивостоком. Пилот самолёта попросил политического убежища в СССР. И самолёт, и пилот были возвращены Китаю.

7 июня 1994 год. Перехват самолета L-100-200 "Геркулес" а/к "Rapid Airlines". Совершал рейс из Франкфурта в Тбилиси с грузом для посольства США в Грузии. После нарушения воздушной границы России принужден парой Су-27 (авиабаза Крымск) к посадке в аэропорту Адлер. Пострадавших нет. Отпущен через три часа, после извинений от американской стороны.

12 сентября 1996 год. Уничтожение АДА "D-Carriben". Двое воздухоплавателей из Англии принимали участие в показе воздушных шаров, организованном на территории Польши. Из-за ошибки экипажа, не учевшего ветровую обстановку, воздушный шар пересек границу Белоруси и был перехвачен парой вертолетов Ми-24П. Один из вертолетов открыл огонь из 30-мм пушки с целью принудить шар к посадке, но попадание снаряда привело к падению аппарата и гибели обоих воздухоплавателей.

15 января 1998 год. Перехват самолета L-29 ES-YLE. Самолет, купленный у ВВС Эстонии частными лицами, совершал перегоночный полет в Англию и потеряв навигационную ориентировку вошел в воздушное пространство России в р-не Калининграда. Дежурный перехватчик Су-27 управляемый п/п-ком С.Несыновым принудил нарушителя к посадке на аэродроме Храброво. Пилотировавшие L-29 летчики Мари Джеффрис и Клиф Дэвисон не пострадали.

1 сентября 1998 год. Поражение многокамерного Автономно Дрейфующего Аэростата (АДА). Неопознанный объект был обнаружен пунктом РЛ контроля над Белым морем, после чего на его перехват подняли дежурный Су-27 пилотируемый м-ром В.Шерстиным. Опознав цель, как беспилотный аэростат летчик перехватчика выполнил пуски трех ракет с расстояния 25 км и 13 км, а так же дал очередь в 25 снарядов из пушки. Не смотря на поражение АДА продолжал дрейф в Российском воздушном пространстве, тогда м-р Шерстин выполнил повторный заход выпустив с расстояния 12 км и 5 км еще по одной ракете. После попаданий аэростат со снижением ушел в сторону Скандинавского п-ова и упал там.

Разумеется приведенный перечень инцидентов не полный. Этот список можно продолжить, однако ограничимся лишь еще несколькими фактами.

По данным американского журнала «Ю.С. Ньюс энд Уорлд рипорт», с 1950 до конца 1960-х годов США произвели до 20 тысяч полетов вдоль границ Советского Союза и Китая с целью выявления сил и средств системы ПВО.

Как свидетельствуют официальные данные Сената США, в период между 1950 и 1970 годами были сбиты в ходе воздушных разведывательных операций, по меньшей мере, 252 американских летчиков, из них 24 погибли, 90 остались в живых, а судьбы 138 пилотов до конца не выяснены по сей день.

Не изменилась практически ситуация и после так называемой «перестройки» и провозглашенного окончания «холодной войны». Только в 2003 году в целях пресечения возможного вторжения нарушителей российские истребители поднимались в воздух более 20 раз. Подразделения зенитных ракетных и радиотехнических войск приводилось в готовность около трех тысяч раз.

Не лучшим образом складывалась обстановка на океанских и морских просторах. Так по открытым данным с 1967 по 1994 год произошло двадцать столкновений в подводном положении подводных лодок ВМФ России с иностранными атомными подводными лодками, главным образом США. Одиннадцать из них случились в морских полигонах Северного и Тихоокеанского флотов, непосредственно прилегающих к берегам России. Все они, по оценкам военных экспертов могли привести к экологическим катастрофам.