Армагеддон - это последняя эсхатологическая битва сил добра и сил зла. В Откровении святого Иоанна она начинается в 16 главе сразу после того, как одно из четырех животных раздает семи Ангелам семь золотых чаш с гневом Божиим (Откр.15:6-7). Знаком начала эсхатологической битвы становится пересыхание Евфрата, в который выливается шестая чаша гнева Божия. Сухое русло реки Евфрат устраняет хрупкую преграду между силами добра и силами зла, между сакральным и мирским; и открывает «путь царям от восхода солнечного» (Откр.16:12).
По мысли А. П. Лопухина, Евфрат - это символ границы между двумя общностями: избранным, Божиим и отверженным, нечестивым. В Ветхом Завете Евфрат разделял священное еврейское царство и враждебные ему народы (ассирийцев, вавилонян). Устранение воды из Евфрата обозначает факт усиления «боговраждебной деятельности против христианской церкви последнего времени» (Толковая Библия). Это то самое время, когда духовные самураи решились «перейти границу у реки».
Как только Евфрат пересохнет, активизируется несвятая троица, о которой мы немало говорили в предыдущих статьях о старце Паисии Святогорце. А именно: дракон, антихрист и лжепророк. Из уст этих друзей-товарищей, выйдут три нечистых духа, подобных жабам, чтобы собрать нечестивых царей земных на последнюю битву с силами добра.
«И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» (Откр.16:12-14).
Главная задача трех нечистых духов - устроить общий сбор всех духовно погибших частей, прельщая людей с помощью ложных знамений (подобно тому, как это делали волхвы). У несвятой троицы нечистые духи приобретают роль глашатаев, офицеров связи. А. П. Лопухин говорит, что эти злые духи станут «вдохновителями и руководителями земных царей, а чрез них и силами тех государств и народностей, над которыми царствуют эти последние» («Толковая Библия»).
Сама брань сил добра и сил зла понимается у Иоанна в 14 стихе как «великий день Бога Вседержителя» (Откр.16:14). Прп. Экумений Триккский называет это время «великим днем, ибо оно действительно великое и ужасное» («Комментарий на Откровение»). Возможно, не менее ужасное, чем «великий и ужасный» злодей Гудвин из известной сказки А. Волкова (шутка). У экзегета Тикония этот день называется судным днем, ибо в этот момент окончательно самоопределяются все те, кто «подлежат в будущем последнему суду» («Фрагменты»).
Если время последней битвы остается у Иоанна не уточняется, то локация, определяется очень четко. Этой локацией становится «место, называемое по-еврейски Армагеддон» (Откр.16:16).
Изначально (по Откровению) Армагеддон был только местом эсхатологической битвы. Однако в поздней христианской экзегезе Армагеддон обозначает уже не только место битвы, но и саму битву. Прп. Андрей Кесарийский понимает, например, под Армагеддоном «рассечение или убийство» («Толкование на Апокалипсис»). Беда Достопочтенный называет Армагеддоном «совместное восстание в прежнем» («Изложение Откровения»).
По факту Армагеддон - это, конечно, обозначение вполне определенной локации. Буквальный перевод этого слова с еврейского языка - «гора Мегиддо». Как замечает А. П. Лопухин, это «исторически известное географическое место в Палестине, послужившее полем брани Варравы с Сиссарою и Нехао с иудейским царем Иосиею» («Толковая Библия»).
Правда, в библейской географии Мегиддо располагается не на горе, но на равнине. Значит ли это, что Иоанн Богослов ошибается? Нет. А. С. Небольсин и свящ. Леонид Грилихес так решают эту проблему. Они «привязывают» в «Православной Энциклопедии» словосочетание «гора Мегиддо» (Армагеддон) не только к названию города, но и к его окрестностям. В этом случае горой Мегиддо становится гора Кармил, расположенная в окрестностях Мегиддо.
На ней, согласно «Православной Энциклопедии» и произойдет эсхатологическая битва. Ибо на горе Кармил пророк Илия посрамил лжепророков Ваала, а потом перебил их (3Цар.18:19-40). На этой же горе иудеи победили войско страшного Сисары (Суд 4:1-24 и 5:19).
Не стоит путать это последнее в истории сражение добра и зла с другими духовными битвами, изображенными в Откровении святого Иоанна. Например, с войной саранчи (демонов) против принявших печать Антихриста (Откр. 9:7; 9:9). Или с войной зверя (лжепророка) против святых (Откр. 13:7). Это войны есть частные схватки (стычки) между отдельными представителями сил добра или зла. Подобные схватки и стычки все еще являются звеньями той продолжительной войны, которую диавол ведет против Бога с начала мировой истории. В этих локальных войнах главные противники: Бог и диавол – не вступают в битву, но остаются в тени, «за кадром». Вместо них сражаются либо бесплотные духи (ангелы и демоны). Либо люди (святые и грешные).
Что же касается подлинного Армагеддона (понимаемого здесь уже не как место битвы, но как сама битва), то он будет бранью всех сил зла (диавола, демонов и злых царей) против всех сил добра (Бога, ангелов и святых) (Откр. 16:14; 20:7). Святой Иоанн видит Армагеддон масштабно – как онтологическую, вселенскую битву, как своего рода новую Отечественную войну, где Господь Иисус Христос задаст всем «хорошую трепку». И дракону (Откр.20:1-3), и антихристу с лжепророком (Откр.19:11-13;19-21), и злым людям, трупы которых будут пожраны птицами (Откр.19:17-18).
Разделение на добрых и злых, хороших и плохих, «детей Божиих» и «детей диавола» произойдет у святого Иоанна, скорее всего, по одному основному, определяющему принципу - соблюдению заповедей Божиих. Ибо в 1 Соборном послании святой апостол и Евангелист Иоанн говорит: «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1Иоан.3:10).
Таким образом, именно правда и любовь отделит овец от козлов (Матф.25:32) и разведет их по разные стороны баррикад. Овцы встанут справа - на стороне добра. А козлы слева - на стороне зла.
Последуем же примеру кроткого Агнца - Господа Иисуса Христа... И «будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1Ин.4:7).
Продолжение статьи здесь: Что нас ожидает во время Армагеддона?
Читайте также другие статьи:
Что является подлинной причиной бунта схиигумена Сергия (Романова)?
Старец Паисий Святогорец о числе 666 и о том, как не позволить запечатлеть себя
Каким будет личное имя Антихриста? Расшифровка числа 666
Вознесение Господне: почему Иисус Христос "бросил" учеников?
Что Христос писал на земле, когда к нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии?
Была ли блудницей святая Мария Магдалина?
Почему Иуда Искариот предал Иисуса Христа?