Как связаны классические религиозные сюжеты, искусство пропаганды и поп-культура? Почему Мадонна держит в руках оружие? Что общего между святым Себастьяном, Дэвидом Боуи и Фредди Меркьюри? В течение нескольких месяцев молодые исследователи изучали «миграцию» образов, разбирались в памяти искусства и ее механизмах – повторяющихся и возвращающихся изображениях, их скрытых или забытых смыслах.
Презентация выпускных проектов «Лаборатории по исследованию миграции образов» пройдет 27 июня с 12:00 до 16:00. Можно присоединиться к обсуждению на платформе ZOOM или смотреть трансляцию на странице музея ВКонтакте.
Вот, что рассказывают участники Лаборатории о том, что они увидели, заметили и собрали в виртуальные выставки.
«Открытое и закрытое»
Александра Пожарская, Екатерина Жутаутайте:
«Нам удалось найти именно то состояние, которое сейчас отлично прослеживается в нас с вами. За несколько месяцев не только жизнь стала другой, но и настоящее изменилось, как и мы с вами. Мы не имеем возможности пригласить вас сейчас в реальное пространство, но позвать за собой в мысленное путешествие можем – такую возможность никто у нас теперь не отнимет.
Наш выпускной проект - проект выставки «Открытое и закрытое», которая могла бы пройти в здании Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX века Пушкинского музея. Мы хотели поговорить не просто о закрытом и открытом, отталкиваясь от двух противоположных по своим качествам (или нет?) чувств, но, в первую очередь, о вас, дорогой зритель, и о пережитом в последние месяцы.
Внутри стен своего родного пространства главный герой сталкивается не только с одиночеством, но с самим собой лицом к лицу. Злоба, неприязнь, смирение, которые сменяются крепким объятием: в руках ли чужого или родного человека? Чтобы получить ответы на заданные вопросы, внимательный зритель должен стать соучастником нашей истории. Потому, что это все о нас. Важно постараться посмотреть на произведение искусства объективно, но не так, как вы делали до этой встречи. Теперь значение имеют жест, эмоция, состояние героя работы, но не материал, исторический контекст или история его создания.
Все, на чем основывается выставка – миграция образов и жестов. Идея, которая была с научной точки зрения продемонстрирована Аби Варбургом в начале XX века. Основываясь на его исследованиях, мы проследили историю развития жестов, представленных еще в далекой древности и имеющих место быть и в современном искусстве. Поэтому внимание и наблюдательность – главные действующие лица в этой истории.
Любое искусство рождается из идеи. Любой объект начинается в мастерской художника. Мастерская оснащена всем необходимым, что в дальнейшем будет помогать делать объект подлинным и ценным. Первый предмет на нашем пути – палитра Анри Матисса, из которой когда-то родилось не одно произведение искусства. Матрица, забитая засохшими пятнами, которые были созданы самим мастером. Мы с вами у подножия настоящего искусства, которое приоткрывает завесу тайны его рождения».
Время виртуальной экскурсии: 13:30
«Божественное и человеческое»
Екатерина Иванова, Александра Рачина:
«Взявшись за сопоставление религиозных изображений с «человеческими», мы предполагали увидеть нечто провокационное и несовместимое, сочетание закостенелого религиозного фундаментализма и актуальных прогрессивных подходов в культуре. Но задуманное нами столкновения образов по ходу создания выставки переросло в их градацию, порой еще более вызывающую, чем нам хотелось показать изначально.
Основой выставки являются три ярких и узнаваемых христианских образа, знакомых даже тем, кто от религии далек: Богоматери, пророка Моисея и Святого Себастьяна. На первый взгляд может показаться, что о них было уже сказано и написано все возможное, они изображаются по старинным канонам, и поиск необычных коннотаций кажется безосновательным. Мы начали с отбора визуально схожих работ, совмещали иконы Богородицы со снимками матерей с детьми начала прошлого века, изображения Себастьяна эпохи Возрождения – с рисунками обнаженной натуры. Но всё это было слишком очевидно и однотипно. Потом в процессе новых поисков мы обратились к советскому плакату, направленному на борьбу с неграмотностью, сравнили его с образом Моисея, держащим скрижали Завета, и пазл сложился.
Изображения, которые должны были противоречить друг другу, внезапно стали рифмоваться, причем не только визуально, но и по смыслу: вот Моисей со скрижалями, на которых начертано слово Божье, а вот яркий и понятный образ с агитплакатов, призывающий людей получать знания, чтобы быть достойными гражданами своего отечества. Вот классическое изображение Богоматери, почти неизменное на протяжении столетий, а вот Мадонна XX-го и XXI-го веков. Не Царица Небесная, но героиня, отстаивающая свою страну, своих детей, смело взявшая в руки оружие и готовая к борьбе, а не к смирению. Самой неожиданной и радикальной нам кажется трансформация образа Святого Себастьяна, с XIX-го века приобретшего очень чувственную визуальную составляющую, а в XX-ом веке получившего статус символа квир-сообщества.
Нашей выставкой, посвященной исследованию миграции образов, мы хотели показать, что мир преобразуется с огромной скоростью, и классические сюжеты, при всей своей ценности, могут и даже должны быть вписаны в современные реалии, чтобы сохранять свою актуальность и назидательность для наших современников. Как известный немецкий искусствовед Аби Варбург в прошлом веке сталкивал античные изображения с предметами своего культурного поля, так и мы хотим показать, что давно изученные и знакомые божественные образы способны расти, меняться и переплетаться со сферой человеческого, развиваясь вместе с обществом людей и их культурой. В этих трансформациях и заключается прелесть и уникальность нашего мира».
Время виртуальной экскурсии: 14:00
«Реконструкция жеста»
Анна Кудрина:
«Тесная связь музея слепков и научной реконструкции стала отправной точкой для создания проекта выставки “Реконструкция жеста” в рамках Лаборатории по исследованию миграции образов.
Виртуальная экспозиция становится гармоничным продолжением залов Искусства Древней Греции и Греческого искусства поздней классики и эллинизма, в которых находятся копии многих известных произведений этих периодов. Музей изящных искусств, открывшейся в 1912 году (то есть наш Пушкинский музей), создавался как учебно-образовательный и публичный, поэтому слепки занимают значительную часть его коллекции. Рубеж XIX-XX веков - важный период для изучения античного искусства: декоративный принцип дополнения статуй уходит в прошлое. Примером такого дополнения скульптур может служить Дискобол, восстановленный как раненый воин в XVII-XVIII вв., из музея Капитолия. Теперь на смену достаточно интуитивной доработке статуй приходит научный метод тщательного исследования произведений перед реконструкцией. Для таких экспериментов европейские музеи слепков становятся удобной площадкой, так как в гипсовой копии проще совмещать части скульптурных ансамблей, которые иногда хранятся в разных местах. В музее Ватикана рядом с Марсием, являющимся копией I в н.э. работы Мирона, выставляется слепок Афины, созданный в XIX веке именно для этих целей. В музеях слепков могли выставляться и несколько вариантов реконструкций. Например, в Пушкинском музее находились два разных слепка с римских копий «Дискобола» Мирона (один был передан в Учебный музей им. И.В. Цветаева (РГГУ)). Важно и то, что в Европе оригиналы всегда были более доступны для публики, чем в России и Музей слепков в Москве мог стать для многих первым знакомством со знаменитыми произведениями. И.В. Цветаев, учитывая опыт европейских музеев, ориентировался на широкую московскую публику и не стремился создавать «ученую и учебную лабораторию». Интересно, что слепки становятся не только повторением скульптуры, но и свидетельством времени. Сейчас в произведении искусства важно показать подлинные, сохранившиеся части, поэтому многие дополнения снимаются с оригинальных скульптур. Так, на сегодняшний день существуют различия между слепком Лаокоона в Пушкинском музее и Лаокооном в музее Ватикана».
Время виртуальной экскурсии: 14:30
«Письмо и композиция»
Елизавета Кавунец, Ксения Погорелая:
«Природой изначально заложена некая симметрия, которая при отсутствии информации будет воспроизводиться. Поэтому любая активизация одной из сторон умышленно нарушает изначальную статичность и вводится, как правило, намеренно. Одним из очевидных и простых способов взаимодействия фигуры с пространством является жест, движение рукой. Именно он в нашем случае будет способом связи идеи с её воплощением.
В рамках своих исследований темы «Письмо и композиция» для Лаборатории по исследованию миграции образов мы узнали, что биполярность как минимальная структура семантической организации встречается на всех уровнях мышления. Нам показалось интересным взглянуть на универсальную формулу оппозиции через сопоставление «левого» и «правого». Такие универсальные понятия связаны между собою и образуют своего рода «модель мира», при помощи которой люди воспринимают окружающую действительность наиболее ярко и ясно. Но что можно выразить сторонами в искусстве? Мы погрузились в исследование закономерностей письма восточных и западных культур, значения левой и правой стороны и позиции слабости левого, как заведомо уязвимого и включенность дьявольского, на трех уровня сопоставления сторон - культурный, семантический и композиционный. Мы будем рады подробнее рассказать вам об этом на материале классических и современных работ на виртуальной экскурсии по нашей выставке, подготовленной для будущего Дома текста Пушкинского музея».
Время виртуальной экскурсии: 15:00