Найти тему
Avalon

Где успел побывать Ибн Баттута - величайший путешественник Средневековья?

Оглавление

Марко Поло, Христофор Колумб, Афанасий Никитин, Лейф Эрикссон - имена всех этих путешественников и первооткрывателей у всех на слуху. Но не столь многие знают об арабском путешественнике по имени Ибн Баттута, а ведь он по протяженности своего маршрута обогнал всех вышеперечисленных! Давайте разберёмся кто этот великий путешественник, какие же места он посетил и что он там увидел.

Часто Ибн Баттуту называют первым трэвел-блоггером в мире, так как он вёл весьма подробный дневник своих путешествий.
Часто Ибн Баттуту называют первым трэвел-блоггером в мире, так как он вёл весьма подробный дневник своих путешествий.

С чего всё началось?

Ибн Батутта родился в 1304 г. в городе Танжер, который находится в Марокко. О его детстве и юношестве нам, к сожалению, почти ничего не известно. Мы знаем только что он получил образование в медресе, где изучал богословие и право. Собственно, религия и сподвигла его на путешествия. Но едва ли он знал что паломничество в Мекку и Медину превратится в путешествие, длинной более чем 120 тысяч километров и займёт не один десяток лет?

В свой путь он отправился в 22 года, путешествуя в одиночку на осле. Вот как он сам описывает тот момент: «Я отправился в одиночестве, без товарища, дружба которого развлекала бы меня в пути, без каравана, к которому мог бы присоединиться; меня побуждала решимость, и сильное стремление души, и страстное желание увидеть благородные святыни. Я твердо решил расстаться с друзьями – мужчинами и женщинами, покинуть родину, как птицы покидают свои гнезда. Родители мои были еще тогда в узах жизни, и я, так же как и они, перенес много скорби, покинув их; было мне тогда двадцать два года».

Ибн Баттута в Средней Азии, современная картина
Ибн Баттута в Средней Азии, современная картина

Паломничество в Мекку и Медину

Сначала путь Ибн Баттуты проходил вдоль Северного побережья Африки, в полном одиночестве, но уже в Тунисе он присоединился к каравану паломников, следовавшему в Мекку. Вместе они добрались до Александрии. Здесь ему довелось увидеть одно из семи чудес света - Фаросский Маяк. Это сооружение действительно потрясло путешественника. В своём дневнике он описал его так: «Здание парит в воздухе, и двери его находятся высоко над землей».

Рисунок Фаросского Маяка, выполненный немецким археологом - профессором Германом Тиршем, 1909 год.
Рисунок Фаросского Маяка, выполненный немецким археологом - профессором Германом Тиршем, 1909 год.

Переждав в Александрии песчаную бурю, караван отправился к дельте Нила. Они побывали в Каире, а затем повернули на юг, планируя по Красному морю добраться до Аравии. Однако их планам помешали военные действия между египтянами и бедуинскими племенами, так что каравану пришлось поменять маршрут. Пилигримы решили проследовать через страны Малой Азии: Сирию и Палестину. Там они посетили много древних и интересных мест, но особенно Ибн Баттута впечатлил Дамаск. Красоту этого города он подробно описал в своём дневнике, но отдельно выделил огромную мечеть Омейядов, украшенную золотом, драгоценными камнями, мраморными плитами и великолепной многоцветной мозаикой.

Средневековый Дамаск.
Средневековый Дамаск.

Стоит отметить, что во время путешествия нашёл себе спутницу, и даже не одну - в Дамаске он женился уже в третий раз! Всё это потому что ислам разрешает правоверным иметь одновременно до четырёх жён. Наконец, в 1326 г. караван паломников достиг Мекки – родины основателя ислама – пророка Мухаммеда. Чуть позже Ибн Баттута посетил и Медину – город, где похоронен пророк Мухаммед. Путешественник достиг своей цели - совершил хадж, одну из пяти задач каждого мусульманина. Но останавливаться на достигнутом ему не хотелось - его ждали новые приключения.

Ибн Баттута в Египте
Ибн Баттута в Египте

Неутолимая жажда приключений

Казалось что на этом его задачи были выполнены и пора было возвращаться домой, но желание повидать мусульманские святыни постепенно трансформировалось в жажду путешествий - он полюбил это дело.

Дальше он решил направиться в Басру, Багдад, Мосул. После его путь лежал на северо-восток, к цветущим городам Ирана – Ширазу, Исфахану, Мешхеду. Эти персидские города тоже произвели на путешественника сильное впечатление и поразили своей красотой и богатством. Вернувшись в Мекку, ибн Баттута прожил там два года, а затем отправился в новое морское путешествие. В Джидде он сел на корабль и переправился через Красное море в суданский порт Суакин.

-6

Вдоль берегов Восточной Африки Ибн Баттута проследовал до Мозамбикского пролива, посетил прибрежные города и познакомился с нравами и обычаями африканских племен. Затем побывал в Северном Йемене, где осмотрел Сану – древнюю столицу и большой Забид, который очень похвалил в своих описаниях. Дальнейший его путь проходил вдоль аравийского побережья от одного до другого средневекового арабского порта. Крупнейшим из них был Ормуз. Это был очень крупный и богатый город, здесь можно было встретить купцов разных национальностей из разных концов света.

Средневековая карта Ормуза
Средневековая карта Ормуза

После этого Ибн Баттута посетил Бахрейн, славившийся своим жемчугом. Вот как он описал процесс добычи жемчуга: «Перед каждым нырянием в воду ловцы жемчуга надевают маску из черепашьего панциря, из которого также делают клещи, служащие для зажимания ноздрей. Затем обвязываются шнуром и ныряют в воду». Правда в некоторые его сведения верится с трудом: например, он пишет что ныряльщики могли находиться под водой до двух часов! Далее Ибн Баттута пересек пустыни Аравии, третий раз совершил паломничество в Мекку и знакомым путем добрался до Каира.

Путь на север

Однако страсть к путешествиям по-прежнему не давала ему покоя, и он вновь планировал новые маршруты. Теперь его путь лежал на север – в Золотую Орду. Через Малую Азию он направился к берегам Черного моря и в 1332 г. прибыл в генуэзскую колонию Кафа (нынешняя Феодосия) в Крыму. Он осмотрел весь полуостров и через степи поехал к берегам Волги, в Хаджи-Тархан (нынешняя Астрахань). По льду замерзшей Волги, которую Ибн Баттута назвал «одной из великих рек на свете», караван путешественника достиг столицы Золотой Орды – Нового Сарая, одного из красивейших и самых населенных городов Востока. Здесь же находился большой дворец – зимняя резиденция хана Узбека. Ибн Баттута оставил очень важные и уникальные сведения о жизни в Золотой Орде, чем несказанно помог современным учёным.

Далее, в свите жены хана, греческой княжны, Ибн Баттута посетил столицу Византии – Константинополь, где ему удалось побеседовать с императором Андроником III. Ибн Баттута мечтал посетить удивительный Булгар – главный город Волжской Булгарии, откуда купцы привозили дорогие меха и другие северные товары, но путешествие показалось ему особенно опасным, и он от него отказался.

Ибн Баттута также любил посещать различные лекции и теологические мероприятия, а затем получать некие "сертификаты". Затем он показывал их в других странах - это обеспечивало ему славу и почёт.

Через казахские степи Ибн Баттута направился в Бухару и Самарканд, затем его путь лежал на юг. Через горные районы Афганистана он прибыл в Кабул: «Некогда большой город, но сейчас это селение, где живет племя из персов, которых называют афганцами; они владеют городами и перевалами и обладают большим могуществом; большая часть афганцев – разбойники». Впереди была сказочно богатая Индия. Ее правитель султан Мухаммед-шах встретил богатого арабского купца с почетом. В 1334 г. Ибн Баттута получил должность кади в Дели при дворе султана, несмотря на молодые годы, он имел к тому времени огромный опыт путешественника и дипломата, знал многие языки. Появляясь в новых местах как богатый купец из далеких стран, он быстро приобретал влияние при дворах монархов и часто становился одним из фаворитов. В Дели Ибн Баттута прожил более семи лет. По подозрению в заговоре его на некоторое время заключили в тюрьму. Правда, довольно скоро отпустили, и Мухаммед-шах назначил Ибн Баттуту посланником в Китай.

По пути на посольство султана неожиданно напали индийские повстанцы, ограбили и взяли посланников в плен. Ибн Баттуте чудом удалось бежать, он вернулся в Дели и поведал султану о своих злоключениях. Мухаммед снарядил новую, теперь морскую экспедицию, но и ее постигла неудача – шторм разбил все суда, а подарки султана китайскому императору пошли на дно. К счастью, Ибн Баттута не пострадал, но вернуться к властителю Дели больше не решился и направился сначала в южную Индию, а потом на Мальдивские острова, где прожил несколько лет.

Мальдивская монета в честь Ибн Баттуты
Мальдивская монета в честь Ибн Баттуты

Далее неутомимый путешественник посетил остров Цейлон. Там его поразили обилие и роскошь драгоценных камней: «На лбу белого слона я видел семь рубинов, каждый из которых был больше куриного яйца». Возвращаясь на Малабарский берег, Ибн Баттута потерпел кораблекрушение, на судно напали пираты: «Они отняли все, что у меня было и что удалось мне сберечь на черный день, забрали жемчуг и драгоценные камни, подаренные мне правителем Цейлона, платье и дорожные припасы, не оставив даже ничего из одежды, кроме штанов». Добравшись до Дели, путешественник встретил знакомых купцов, которые подивились его рассказам о необыкновенных приключениях и помогли путнику деньгами. А Ибн Баттута собрался тем временем в новое путешествие – теперь в Китай. В 1342 г. вдоль берегов Индокитая, Малаккского полуострова он достиг острова Суматра, а затем и китайского побережья. Зейтун (Гуаньчжоу), расположенный на западном берегу Тайваньского пролива, в Средние века был важным торговым портом: «Один из крупнейших в мире, вернее, самый крупный, – пишет Ибн Баттута. – Я видел в нем около ста больших джонок, не считая бесчисленного количества маленьких». Ибн Баттута побывал во многих городах этой обширной империи, изучая обычаи китайцев, их промышленность и торговлю. Прошло пять лет, и марокканец решает вернуться домой. Через Индию, Иран, Месопотамию, Сирию и Египет он направляется в Мекку и совершает свое четвертое паломничество.

В ноябре 1349 г., объехав, по сути, почти весь известный в те времена мир, Ибн Баттута прибыл в Фес (бывший тогда столицей Марокко). Здесь он поступил на службу к султану Абу Инану. Услышав рассказы Ибн Баттуты о его странствиях, султан посчитал, что подобные приключения должны сохраниться для будущих поколений. Под диктовку рассказы Ибн Баттуты записал молодой историк Ибн Джузайе, и вскоре появилась книга «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий», равной которой не знало Средневековье.

Однако ее автору снова пришлось собираться в путь. На этот раз с дипломатическими миссиями. Сначала, в 1351 г., в Гранаду (столицу арабских владений в Испании), а затем в Западную Африку. Он достиг берегов Нигера и отправился в глубь материка – в государство Мали, где в XIV в. находились крупнейшие месторождения золота. Ничто не ускользает от взгляда опытного путешественника: он описывает оазисы в пустыне, возможности торговли, обычаи живущего в этих краях народа малинке и крупный ремесленный и торговый город Сахары – Томбукту. Ибн Баттута подолгу живет в некоторых городах Мали и, наконец, с караваном верблюдов возвращается назад через Сахару и заснеженные перевалы алжирских гор, которые стали серьезным препятствием для продвижения каравана.

В начале 1354 г. неутомимый путешественник прибыл в Фес, завершив последнее из своих путешествий.

Карта путешествий Ибн Баттуты
Карта путешествий Ибн Баттуты

Спасибо за внимание! Подписывайтесь, впереди еще много всего интересного!