Марко Поло, Христофор Колумб, Афанасий Никитин, Лейф Эрикссон - имена всех этих путешественников и первооткрывателей у всех на слуху. Но не столь многие знают об арабском путешественнике по имени Ибн Баттута, а ведь он по протяженности своего маршрута обогнал всех вышеперечисленных! Давайте разберёмся кто этот великий путешественник, какие же места он посетил и что он там увидел.
С чего всё началось?
Ибн Батутта родился в 1304 г. в городе Танжер, который находится в Марокко. О его детстве и юношестве нам, к сожалению, почти ничего не известно. Мы знаем только что он получил образование в медресе, где изучал богословие и право. Собственно, религия и сподвигла его на путешествия. Но едва ли он знал что паломничество в Мекку и Медину превратится в путешествие, длинной более чем 120 тысяч километров и займёт не один десяток лет?
В свой путь он отправился в 22 года, путешествуя в одиночку на осле. Вот как он сам описывает тот момент: «Я отправился в одиночестве, без товарища, дружба которого развлекала бы меня в пути, без каравана, к которому мог бы присоединиться; меня побуждала решимость, и сильное стремление души, и страстное желание увидеть благородные святыни. Я твердо решил расстаться с друзьями – мужчинами и женщинами, покинуть родину, как птицы покидают свои гнезда. Родители мои были еще тогда в узах жизни, и я, так же как и они, перенес много скорби, покинув их; было мне тогда двадцать два года».
Паломничество в Мекку и Медину
Сначала путь Ибн Баттуты проходил вдоль Северного побережья Африки, в полном одиночестве, но уже в Тунисе он присоединился к каравану паломников, следовавшему в Мекку. Вместе они добрались до Александрии. Здесь ему довелось увидеть одно из семи чудес света - Фаросский Маяк. Это сооружение действительно потрясло путешественника. В своём дневнике он описал его так: «Здание парит в воздухе, и двери его находятся высоко над землей».
Переждав в Александрии песчаную бурю, караван отправился к дельте Нила. Они побывали в Каире, а затем повернули на юг, планируя по Красному морю добраться до Аравии. Однако их планам помешали военные действия между египтянами и бедуинскими племенами, так что каравану пришлось поменять маршрут. Пилигримы решили проследовать через страны Малой Азии: Сирию и Палестину. Там они посетили много древних и интересных мест, но особенно Ибн Баттута впечатлил Дамаск. Красоту этого города он подробно описал в своём дневнике, но отдельно выделил огромную мечеть Омейядов, украшенную золотом, драгоценными камнями, мраморными плитами и великолепной многоцветной мозаикой.
Стоит отметить, что во время путешествия нашёл себе спутницу, и даже не одну - в Дамаске он женился уже в третий раз! Всё это потому что ислам разрешает правоверным иметь одновременно до четырёх жён. Наконец, в 1326 г. караван паломников достиг Мекки – родины основателя ислама – пророка Мухаммеда. Чуть позже Ибн Баттута посетил и Медину – город, где похоронен пророк Мухаммед. Путешественник достиг своей цели - совершил хадж, одну из пяти задач каждого мусульманина. Но останавливаться на достигнутом ему не хотелось - его ждали новые приключения.
Неутолимая жажда приключений
Казалось что на этом его задачи были выполнены и пора было возвращаться домой, но желание повидать мусульманские святыни постепенно трансформировалось в жажду путешествий - он полюбил это дело.
Дальше он решил направиться в Басру, Багдад, Мосул. После его путь лежал на северо-восток, к цветущим городам Ирана – Ширазу, Исфахану, Мешхеду. Эти персидские города тоже произвели на путешественника сильное впечатление и поразили своей красотой и богатством. Вернувшись в Мекку, ибн Баттута прожил там два года, а затем отправился в новое морское путешествие. В Джидде он сел на корабль и переправился через Красное море в суданский порт Суакин.
Вдоль берегов Восточной Африки Ибн Баттута проследовал до Мозамбикского пролива, посетил прибрежные города и познакомился с нравами и обычаями африканских племен. Затем побывал в Северном Йемене, где осмотрел Сану – древнюю столицу и большой Забид, который очень похвалил в своих описаниях. Дальнейший его путь проходил вдоль аравийского побережья от одного до другого средневекового арабского порта. Крупнейшим из них был Ормуз. Это был очень крупный и богатый город, здесь можно было встретить купцов разных национальностей из разных концов света.
После этого Ибн Баттута посетил Бахрейн, славившийся своим жемчугом. Вот как он описал процесс добычи жемчуга: «Перед каждым нырянием в воду ловцы жемчуга надевают маску из черепашьего панциря, из которого также делают клещи, служащие для зажимания ноздрей. Затем обвязываются шнуром и ныряют в воду». Правда в некоторые его сведения верится с трудом: например, он пишет что ныряльщики могли находиться под водой до двух часов! Далее Ибн Баттута пересек пустыни Аравии, третий раз совершил паломничество в Мекку и знакомым путем добрался до Каира.
Путь на север
Однако страсть к путешествиям по-прежнему не давала ему покоя, и он вновь планировал новые маршруты. Теперь его путь лежал на север – в Золотую Орду. Через Малую Азию он направился к берегам Черного моря и в 1332 г. прибыл в генуэзскую колонию Кафа (нынешняя Феодосия) в Крыму. Он осмотрел весь полуостров и через степи поехал к берегам Волги, в Хаджи-Тархан (нынешняя Астрахань). По льду замерзшей Волги, которую Ибн Баттута назвал «одной из великих рек на свете», караван путешественника достиг столицы Золотой Орды – Нового Сарая, одного из красивейших и самых населенных городов Востока. Здесь же находился большой дворец – зимняя резиденция хана Узбека. Ибн Баттута оставил очень важные и уникальные сведения о жизни в Золотой Орде, чем несказанно помог современным учёным.
Далее, в свите жены хана, греческой княжны, Ибн Баттута посетил столицу Византии – Константинополь, где ему удалось побеседовать с императором Андроником III. Ибн Баттута мечтал посетить удивительный Булгар – главный город Волжской Булгарии, откуда купцы привозили дорогие меха и другие северные товары, но путешествие показалось ему особенно опасным, и он от него отказался.
Ибн Баттута также любил посещать различные лекции и теологические мероприятия, а затем получать некие "сертификаты". Затем он показывал их в других странах - это обеспечивало ему славу и почёт.
Через казахские степи Ибн Баттута направился в Бухару и Самарканд, затем его путь лежал на юг. Через горные районы Афганистана он прибыл в Кабул: «Некогда большой город, но сейчас это селение, где живет племя из персов, которых называют афганцами; они владеют городами и перевалами и обладают большим могуществом; большая часть афганцев – разбойники». Впереди была сказочно богатая Индия. Ее правитель султан Мухаммед-шах встретил богатого арабского купца с почетом. В 1334 г. Ибн Баттута получил должность кади в Дели при дворе султана, несмотря на молодые годы, он имел к тому времени огромный опыт путешественника и дипломата, знал многие языки. Появляясь в новых местах как богатый купец из далеких стран, он быстро приобретал влияние при дворах монархов и часто становился одним из фаворитов. В Дели Ибн Баттута прожил более семи лет. По подозрению в заговоре его на некоторое время заключили в тюрьму. Правда, довольно скоро отпустили, и Мухаммед-шах назначил Ибн Баттуту посланником в Китай.
По пути на посольство султана неожиданно напали индийские повстанцы, ограбили и взяли посланников в плен. Ибн Баттуте чудом удалось бежать, он вернулся в Дели и поведал султану о своих злоключениях. Мухаммед снарядил новую, теперь морскую экспедицию, но и ее постигла неудача – шторм разбил все суда, а подарки султана китайскому императору пошли на дно. К счастью, Ибн Баттута не пострадал, но вернуться к властителю Дели больше не решился и направился сначала в южную Индию, а потом на Мальдивские острова, где прожил несколько лет.
Далее неутомимый путешественник посетил остров Цейлон. Там его поразили обилие и роскошь драгоценных камней: «На лбу белого слона я видел семь рубинов, каждый из которых был больше куриного яйца». Возвращаясь на Малабарский берег, Ибн Баттута потерпел кораблекрушение, на судно напали пираты: «Они отняли все, что у меня было и что удалось мне сберечь на черный день, забрали жемчуг и драгоценные камни, подаренные мне правителем Цейлона, платье и дорожные припасы, не оставив даже ничего из одежды, кроме штанов». Добравшись до Дели, путешественник встретил знакомых купцов, которые подивились его рассказам о необыкновенных приключениях и помогли путнику деньгами. А Ибн Баттута собрался тем временем в новое путешествие – теперь в Китай. В 1342 г. вдоль берегов Индокитая, Малаккского полуострова он достиг острова Суматра, а затем и китайского побережья. Зейтун (Гуаньчжоу), расположенный на западном берегу Тайваньского пролива, в Средние века был важным торговым портом: «Один из крупнейших в мире, вернее, самый крупный, – пишет Ибн Баттута. – Я видел в нем около ста больших джонок, не считая бесчисленного количества маленьких». Ибн Баттута побывал во многих городах этой обширной империи, изучая обычаи китайцев, их промышленность и торговлю. Прошло пять лет, и марокканец решает вернуться домой. Через Индию, Иран, Месопотамию, Сирию и Египет он направляется в Мекку и совершает свое четвертое паломничество.
В ноябре 1349 г., объехав, по сути, почти весь известный в те времена мир, Ибн Баттута прибыл в Фес (бывший тогда столицей Марокко). Здесь он поступил на службу к султану Абу Инану. Услышав рассказы Ибн Баттуты о его странствиях, султан посчитал, что подобные приключения должны сохраниться для будущих поколений. Под диктовку рассказы Ибн Баттуты записал молодой историк Ибн Джузайе, и вскоре появилась книга «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий», равной которой не знало Средневековье.
Однако ее автору снова пришлось собираться в путь. На этот раз с дипломатическими миссиями. Сначала, в 1351 г., в Гранаду (столицу арабских владений в Испании), а затем в Западную Африку. Он достиг берегов Нигера и отправился в глубь материка – в государство Мали, где в XIV в. находились крупнейшие месторождения золота. Ничто не ускользает от взгляда опытного путешественника: он описывает оазисы в пустыне, возможности торговли, обычаи живущего в этих краях народа малинке и крупный ремесленный и торговый город Сахары – Томбукту. Ибн Баттута подолгу живет в некоторых городах Мали и, наконец, с караваном верблюдов возвращается назад через Сахару и заснеженные перевалы алжирских гор, которые стали серьезным препятствием для продвижения каравана.
В начале 1354 г. неутомимый путешественник прибыл в Фес, завершив последнее из своих путешествий.