Сначала подлые поляки из CD Projekt RED заставляют миллионы игроков по всему миру считать дни до релиза Cyberpunk 2077, а потом принимаются раз за разом переносить дату этого самого релиза. До 19 ноября нас продолжат закидывать новыми подробностями, трейлерами и геймплейными роликами, но я бы очень не рекомендовал продолжать поглощать всю эту информацию — слишком уж велика вероятность подпортить себе чувство праздника на релизе, а то и спойлеров нахвататься.
Куда приятнее ликвидировать нехватку киберпанка в крови другими играми, которые может и проиграют Cyberpunk 2077 в масштабах, но совсем не обязательно уступят ему в оригинальности и увлекательности. В этом материале собраны игры про неон, корпорации и антиутопии в самых разных жанрах, чтобы каждый смог найти для себя что-то интересное. И да, такие штуки как Deus Ex и System Shock я решил не упоминать вполне осознанно — это классика, это знать надо.
Cloudpunk
Идеальная игра для тех, кто всегда мечтал оказаться внутри типичного киберпанкового города из классического «Бегущего по лезвию», порассекать по его улицам летающих автомобилях и пройтись мимо фиолетовых вывесок. Такую программу эта небольшая индюшка отрабатывает прекрасно, пусть и в нарочито воксельной графике, а вот непосредственно геймплей тут отодвинулся куда-то на третий план.
Впрочем, кому-то наверняка понравится эта неоново-антиутопичная версия «Дальнобойщиков» со скромненькими вкраплениями не слишком внятных сюжетов. Дико захайпованная в прошлом году Death Stranding, по большому счёту, укладывалась в точно такую же парадигму.
Seven
Крайне примечательная и при этом противоречивая ролевуха, которой когда-то я посветил сразу два материала — один позитивный, а другой негативный. Необычный концепт постапокалиптического киберпанка, изометрический опенворлд с возможностью паркурить по крышам лачуг, развитая ролевая система, относительная свобода отыгрыша и присущий классическим RPG хардкор — мешанина весьма ядрёная и аппетитная.
К сожалению, не все ингредиенты нормально прижились в этом миксе и не все они оказались достаточно хорошего качества. И если кошмарную ситуацию с багами и производительностью, скорее всего, подтянули в многочисленных патчах, то вот очевидные ляпы в геймдизайне и неправильно работающие механики остались с Seven навсегда. Конечно, слабые места не делают игру плохой, но подкосили они её изрядно.
Observer
Лучшее, на мой субъективный взгляд, творение польских мастеров хоррора из студии Bloober Team. Observer рисует, пожалуй, наиболее пугающую, целиком и полностью антиутопичную картину нашего киберпанкового будущего, после чего загоняет нас на самое днище этого прогнившего общества. Особенно приятно, что действие игры развивается в не самом тривиальном сеттинге восточноевропейского киберпанка, что куда ближе нам по духу, чем вездесущие Калифорния с Нью-Йорком.
За геймплеем сюда ходить не стоит, зато персонажи, повествование и взрывающие мозг визуальные метаморфозы обязательно заставят вас как следует отрефлексировать тему не самого лицеприятного будущего человечества. Ну, и отдельно Observer получает тыщу баллов к крутости за потрясающую озвучку главного героя от Рутгера Хауэра — того самого блондина из оригинального Blade Runner. Будьте уверены, этот голос ещё месяц после прохождения будет озвучивать ваши ночные кошмары.
SOMA
Я отдаю себе отчёт в том, что SOMA в этом материале не особенно то и место, но слишком уж сильно эта штуковина запала мне в душу своей особенной подачей проблем неизбежно надвигающегося кибер-будущего. История, которая начинается весьма буднично, оборачивается диким sci-fi безумием, выворачивающим на изнанку мозг сначала главному герою, а затем и самому игроку.
Как и в случае с Observer, SOMA — это не про экшн, выживание или сложные головоломки. В фокусе тут отличная история, которая раскрывается наиболее ярко и органично именно в форме интерактивного произведения. Всем любителям качественной научной фантастики грешно проходить мимо этой замечательной игры.
Ruiner
Очень крепенький twin-stick шутер в каноничной киберпанковой стилистике с бандами, высокотехнологичными трущобами и киберимплантами. От привычных top-dawn шутеров Ruiner отличается более свободной структурой, подразумевающей наличие мирной хаб-локации, относительной нелинейностью с побочными квестами.
Однако, перед тем как купить Ruiner, стоит держать в уме, что это не самая простая игра — некоторое время придётся привыкать к местному управлению и боевой системе с кучей активных абилок. А ещё убедитесь, что неподалёку валяется нормальный геймпад — без него будет совсем тяжело.
Ghostrunner
Внезапно потрясающий микс из Mirror’s Edge и Katana Zero. Ghostrunner — это ещё одна очень крутая экшн-головоломка, требующая от игрока и мозгами пораскинуть, и руки распрямить, чтобы спустя очередной десяток безуспешных попыток выдать кинематографичную сцену молниеносного умерщвления отряда вражин. Особенно круто авторам удалось реализовать чувство персонажа от первого лица, ощущение движения и инерцию — геймплей вжимает в кресло на ура.
К сожалению, на момент написания этого материала Ghostrunner ещё не ушла в релиз, хотя и очень близка к нему. Зато разработчики регулярно выкатывают в Steam бесплатные демоверсии, одну из которых мне и удалось заценить. Если совсем не терпится, можете поискать демку на одном из треккеров — ничего криминального в этом не будет.
Transistor
Один из инди-шедевров от студии Supergiant Games — авторов Bastion, Pyre и Hades. Опять же, Transistor скорее ближе к научной фантастике, чем к киберпанку, но в некоторых местах всё же с ним перекликается. Transistor — это красивая история, крутейший саундтрек, шедевральный образец настоящей изометрии и оригинальная боевая система, поражающая своей вариативностью. Ну как тут пройдешь мимо?
Да и вообще, я руководствуюсь таким принципом, что если где-то можно упомянуть Transistor, то упомянуть её нужно, поскольку это та самая история про игру как искусство, существующую вне времени и трендов. Когда-нибудь даже Cyberpunk 2077 устареет, а милаха Ред со своим огромным живым мечом будет всегда молода.
Hard Reset
Пожалуй, единственный классический шутер от первого лица, плотнейшим образом забурившийся в киберпанковый сеттинг. Делали игру выходцы из Flying Wild Hog — те самые поляки ответственные за Shadow Warrior, которые раньше работали над Painkiller в People Can Fly. И вот этот вот бэкграунд авторов неплохо описывает саму Hard Reset, чей геймплей — бесконечные арены с толпами вражин и стрельба, стрельба, стрельба.
Впрочем, до уровня обозначенных выше прекрасных референсов игра всё-таки изрядно недотягивает. Где-то слишком уныло и серовато, где-то недостаточно разнообразно, а где-то откровенно глупо, ну, и бюджетненько, само собой. Но если вы не слишком привередливы к процессу стрельбы по кучкам полигонов, то вперёд — Hard Reset — далеко не самый слабый представитель жанра.
The Surge 1 & 2
Один из наиболее заметных соулс-лайков среди тех, что не вышли из под станка отцов жанра из From Software. Конечно, творение Deck13 сложно обозвать наглым киберпанковым рескином Dark Souls, благо оригинальных идей тут хватает и в геймплее, однако ветераны каноничного японского хардкора всё равно будут чувствовать себя здесь как рыбы в воде. Разумеется, какой-то глубокой философии от подобного экшена ждать не стоит, зато вот тема трансгуманизма раскрыта здесь прямо через одну из игровых механик, которая позволяет весело отсекать у противников приглянувшиеся киберконечности.
Проблема с The Surge только в том, что рекомендовать её можно только фанатам соулсов, а эти ребята и так уже знают всё о ключевых клонах их любимой серии. Разве что, найдётся какой-нибудь латентный любитель хардкорных ARPG с тотальной непереносимостью к дарк-фентези.
Invisible, Inc.
Киберпанковая вариация X-COM с сильным креном тактического геймплея в стелс. Если классическая пошаговая тактика — это про выгодные позиции и комбинации абилок для дальнейшего позиционного боя, то Invisible, Inc. — это всё то же самое, только в идеале без этого самого боя.
Кроме того, Invisible, Inc. выделяется куда большим влиянием рандома на игровую партию. Нет, не того рандома, который заставляет бойцов мазать по врагу в упор с 95% шансом попадания. И на тактической, и на глобальной картах случайному генератору отводится куда больше свободы, чем в X-COM, что в теории должно позитивно сказываться на реиграбельности. В остальном, опять же, очень много общего с каноном. Суровая сложность, высокая цена ошибки и перманентная потеря бойцов — всё это на месте.
Remember Me
Этот симпатичный экшен от третьего лица стоит пощупать хотя бы ради того, чтобы увидеть киберпанковый Париж. Ну, а когда надоест, можно погрузится в пусть и несколько банальную, но затягивающую историю о сопротивлении тотальному контролю.
У Dontnod и Capcom получилось сделать крайне добротное приключение в красивом антиутопичном окружении с паркуром, драками и головоломками. Кроме того, есть тут ещё и пара очень особенных находок. Во-первых, это конструктор комбо, позволяющий произвольно настраивать последовательность ударов в комбинации и эффекты от них. А во-вторых, здесь был «брейнденс» до Cyberpunk 2077! Работает оно слегка попроще, но сам факт наличия режиссуры воспоминаний NPC — весомая причина ознакомится с игрой до 19 ноября.
Liberated
Игра, в которую я влюбился с первых же минут прощупывания демоверсии. Это совершенно потрясающий микс из двух моих любимых 16-битных игр — Flashback и Comix Zone. Пожалуй, такого описания уже достаточно, чтобы ностальгирующие олдфаги принялись неистово истекать слюной.
Безукоризненная комиксовая стилистика, изящный геймплей и отличные диалоги с уместным крепким словцом в русской версии делают Liberated, наверное, самой ожидаемой инди игрой этого года. Демку можно найти там же, где и демку Ghostrunner, а более подробные впечатления от неё — вот по этой ссылке.
Мой телеграм с уютным чатиком — здесь, паблик ВК — там, а ещё куча интересностей про киберпанк и не только — вот тут.