Найти тему

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ (ч.19): ИИСУС ПРАВОМОЧЕН БЫТЬ НАШИМ ПЕРВОСВЯЩЕННИКОМ

Оглавление

(Евр. 5:5–10)

«Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя"; как и в другом месте говорит: "Ты Священник вовек по чину Мелхиседека". Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и прошения Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Своё благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями научился послушанию, и, усовершённый, стал для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречён от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека».

В Евр. 5:5–10 мы встречаем впечатляющее описание величия Христа, какое мы редко находим в Писании. Давайте исследуем эту картину и вдумаемся.

ОН БЫЛ ПОСТАВЛЕН ДЛЯ СЛАВЫ (5:5, 6)

«Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя"; как и в другом месте говорит: "Ты Священник вовек по чину Мелхиседека"».

Первая истина, которую мы видим, состоит в том, что Христос не Сам Себе присвоил славу. Говоря, что «Христос не Сам Себе присвоил славу» (ст. 5), автор, возможно, ещё раз тонко критикует священников, которые незадолго перед тем сами себя назначили или организовали своё назначение, используя политические рычаги.

В стихах 4 и 5 мы видим контраст между «славой» и «честью». Автор говорит, что «честь» (ст. 4) была оказана первосвященнику, а «слава» отдана Христу (ст. 5). Хотя эти два слова часто используются как синонимы, «слава» превосходит «честь». «Прославленный» выходит за рамки «чести», входя в божественное присутствие, что и произошло с Христом, когда Он был превознесён. Многие иудеи, вероятно, смотрели на Иисуса как на претендента на царскую власть, но для верующих Он был Сыном Давида, Мессией.

Термин «Христос», или «Помазанник», употреблён в стихе 5 для того, чтобы указать на Его особое назначение на должность. Ясно, что имеется в виду единственный «Помазанник» (Христос). Некоторые иудеи ожидали двух мессий, один из которых должен был стать царём, а другой священником. Однако Христос занимает обе должности — Царя и Священника.

Стих 6 основан на заявлении Пс. 109:4. В нём впервые в «Евреям» затрагивается тема священства Мессии, которое подобно священству Мелхиседека. Христос был избран по чину Мелхиседека. Ему не нужно было проводить избирательную кампанию, чтобы быть назначенным священником.

В Евр. 1:5 автор приводит цитату из Пс. 2:7: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя», чтобы показать Сыновство Христа. Мы находим ту же цитату в 5:5, которая здесь показывает, что на Свою высокую должность Он был назначен Богом. Иисус заявлял в Ин. 8:42, что Отец оказал ему честь. Он не стремился прославиться и не нуждался в улучшении Своей самооценки. Он мог сохранить славу и честь, оставшись на небесах, но Он оставил это жилище в полном смирении, поменяв его на земную нищету и обладание хилым человеческим телом (Фил. 2:5–11). Сыновство Христа превосходит сыновство, приписываемое Адаму в Лк. 3:38, ибо Он Сын Божий, а Адам был всего лишь человеком, подверженным ошибкам. Последний выбрал грех и стал причиной смерти во вселенной; первый выбрал послушание и стал родоначальником вечной жизни для всех, кто принимает её.

Тот же голос, что объявил Иисуса Сыном, назвал Его «священник[ом] вовек по чину Мелхиседека». Стихи 5 и 6 фактически содержат три цитаты из Псалтири. Псалом 109:1, который гласит: «Сказал Господь Господу моему: “Воссядь одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих”», служит мостом между цитатами из 2:7 и 109:4. Ранняя церковь часто использовала Пс. 109:1 в связи с вознесением и прославлением Христа. Тем не менее, этот единственный Сын и ожидаемый священник — одна и та же личность. Не вызывает сомнений, что в стихе 6 «говорит» Бог, и Его слова приводятся авторитетно. Псалом 109 регулярно использовался христианами как библейское доказательство и, должно быть, считался мессианским среди иудеев. Однако автор Послания к евреям, кажется, впервые отождествляет «Сына» и священство по чину Мелхиседека со Христом.

«Вовек» предполагает совершенство, которое нельзя улучшить. Поэтому священство Христа не надо будет сменять, как было с предыдущим первосвященством Аарона. Слово «вовек» в Ветхом Завете часто означает «пока длится время». В Исх. 12:14 указывается на то, что Пасха должна отмечаться вечно. Позднее то же самое было сказано о субботе (Исх. 31:16, 17). Священство Аарона было «вечным», но этот термин уточняется выражением «в роды их» (Исх. 40:15). Священство Христа длится в течение христианской эры. Затем Он вернёт царство Отцу. После этого Он вряд ли будет продолжать ходатайствовать за нас перед Отцом (1 Кор. 15:24–28). Понятно, что необходимости в первосвященстве Христа и посредническом царстве больше не будет. На небесах не будет больше греха; соответственно, мы больше не будем нуждаться в жертве за грех или в ходатайстве Христа за нас (Отк. 21:27; Евр. 7:25).

ОН МОЛИЛСЯ С СИЛОЙ (5:7)

«Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и прошения Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Своё благоговение».

Вторая истина об Иисусе — что Он молился с силой. В 4:14–16 автор призывает христиан молиться. Стих 7 даёт нам непревзойдённый пример молитвы. Хотя Иисус отдал Свою жизнь за нас, Он принёс эти молитвы за Себя. С этого начинается ответ на вопрос, «сострадает ли Он нам, грешникам». «Плоть и кровь» не могут попасть на небеса (1 Кор. 15:50), и прославленное тело Иисуса сейчас свободно от немощей и болезней плоти, которые были у Него на земле (Фил. 3:21). Как может Он сейчас, пребывая на небесах, оставив позади всё Своё горе и все страдания, по-прежнему сочувствовать нам? Ответ — что Он хорошо помнит ту самую ужасную ночь Своей жизни, когда «был пот Его, как капли крови» (Лк. 22:44). Стих 7, скорее всего, указывает на Его страдания в Гефсиманском саду, где, готовясь к Своей смерти за всё человечество, Он переживал последнюю агонию. Он жил как человек среди людей и хорошо помнит те дни.

Лука, любимый и сострадательный врач, описал страдания Христа в Гефсимании словом, переведённым «борение», а по-гречески это агониа (22:44). Это единственный раз, когда переживания Христа названы словом «агония»; оно не появляется даже в связи с крестом. Томас Хьюитт сказал: «Величайшая агония (величайшие муки) Спасителя мира навсегда останется тайной для нас в этой жизни, и таковыми останутся различные другие аспекты Его страданий». Возможно, так оно и есть, но мы рассмотрим некоторые мысли о Его молитвах в ту ночь в саду.

Молясь оттого, что Ему было страшно, Иисус, тем не менее, подчинился Божьему плану

Иисус в саду испытывал страх, но это не позорно. Тот факт, что Он боялся, делает Его более сострадательным к нам. Мы глубоко тронуты Его готовностью претерпеть такую агонию ради нас. «Чаша» смерти не была удалена даже от Иисуса, хотя Бог ответил на Его молитву в саду. Иисус сказал Петру, что Он должен «пить чашу» (Ин. 18:11), и Он готов был сделать это. Однако в саду Он «скорбел смертельно». Ангел с небес укреплял Его (Мф. 26:38; Лк. 22:43). Его страдания в Гефсимании и тот факт, что «чаша» смерти не была удалена от Него, дают Ему полномочия ещё больше сочувствовать нам, когда кажется, что наши молитвы остались без ответа или когда причина наших испытаний остаётся для нас тайной.

Благочестивый страх, наполнявший Его сердце, не мог быть просто страхом смерти; если бы это было так, то тогда другие святые, очевидно, умерли с большим мужеством, чем Он. Этот благочестивый страх, или «благоговение», как дают переводы Библии, это не обычное слово фобос, а эулабейа — слово, которое в Новом Завете употребляется только в «Евреям» (см. 12:28). Его страх — страх «благоговейный», подразумевающий полное повиновение Отцу. Это слово может также означать «беспокойство». Джеймс Томпсон пишет: «Если это слово понимать в смысле “беспокойства”, то данное утверждение означает, что страх Иисуса был страхом смерти и что, когда Он был услышан, Он смог преодолеть этот страх». Рэймонд Браун отмечает: «Грамматически возможно перевести стих 7 как “…будучи услышан, избавился от страха”». При таком понимании данного отрывка он становится превосходным примером возможности того, что наши тревоги исчезнут, как, кстати, учил Павел в Фил. 4:4–7. Временная тревога, которая чуть было не сокрушила Его, была передана Богу Отцу и вскоре удалена от Него.

Умереть, взвалив на себя бремя греха, было огромной ответственностью, и Он это сделал для человечества. Его смерть, даже для Господа в Его человеческом обличии, была почти неодолимой задачей. Полнота Его способности противостоять искушению и испытанию была проверена в саду, ещё до того, как Он приблизился к кресту.

Если Он боялся, что умрёт в саду, до того как взойдёт на крест, то это означает, что Он мог умереть прежде, чем исполнил бы волю Отца на кресте, сделавшись жертвой за наши грехи. Вспомните, что в Мф. 26:38 Он сказал: «Душа Моя скорбит смертельно» (в Восстановительном Переводе «до смерти»). Иисус хорошо знал Своё состояние и потому просил Отца поддержать Его.

Молясь из чувства одиночества, Он думал о других

Иисус мог смириться с тем, что был оставлен Своим Отцом терпеть муки на кресте (Мк. 15:34; цит. из Пс. 22:1). Он перенёс это, не крича от боли, — по крайней мере, о таких криках не упомянуто. Вместо этого, Он продемонстрировал заботу о других. Он успокоил умирающего разбойника и попросил Отца: «Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34, 43).

Мы должны подобным же образом пребывать в вере и молитве, позволяя Богу удалять наши беспокойства, действуя по Своему расписанию. Страдание — неотъемлемая часть жизни человечества. Христос отказался использовать чудеса, чтобы утолить голод, когда был искушаем в пустыне, и Он отказался позвать ангелов, чтобы они помогли Ему спастись от врагов, готовившихся распять Его на кресте.

Молитва Иисуса была услышана, и Он был укреплён

Сильный вопль Иисуса «услышан был». Иисус часто плакал, например когда оплакивал Иерусалим (Лк. 19:41). Он плакал у могилы Лазаря, зная, что вскоре воскресит его из мёртвых (Ин. 11:35). Вопль Иисуса в саду доказывает, что Он понимает нашу природу. Его вопль был очень сильным. В ответ на Свою молитву Он получил силу, позволившую Ему пострадать и умереть за человечество в Своём теле на кресте (2 Кор. 5:19–21).

Иисус был услышан, ибо в ответ Он получил ангельскую помощь и был укреплён, чтобы выдержать мучительную молитву и преодолеть через неё Свою тревогу или страх. Затем Он добровольно пошёл на крест за нас. Выражение «услышан был» подразумевает, что Он получил ответ на Свою молитву. Сначала пришёл ангел (Лк. 22:43), сразу же после первой просьбы, а затем последовала молитва, пока пот не стал как капли крови (22:44). Марк в этом случае описывает Иисуса как человека, который «начал ужасаться и тосковать» (Мк. 14:33). В одном английском переводе Библии сказано: «Моё сердце готово разорваться от горя». Этот вариант даёт буквальное истолкование мессианскому пророчеству Пс. 68:21: «Поношение сокрушило сердце моё, и я изнемог». Псалом 68:22, пророчество о «жёлчи» и «уксусе», в Евангелиях считается буквально исполненным, тогда почему мы не решаемся стих 21 понимать подобным же образом? Страдания в Гефсиманском саду настолько ослабили Иисуса, что Он вполне мог умереть на кресте от разрыва сердца. Неудивительно, что Он упал под тяжестью креста по пути на Голгофу! Неудивительно, что Он так быстро умер на Голгофе по сравнению с разбойниками, распятыми вместе с Ним! Его слабость в этот момент, кажется, спровоцировала солдат и толпу на ещё большие насмешки; они не понимали, как такой слабый Человек мог бы быть их царём! После Своей молитвы с воплем в саду и получения силы в ответ на неё Иисус смог пережить ночные суды и позор следующего дня без ропота и жалобы. Наоборот, Он даже молился о тех, кто издевался над Ним! Находясь в саду, Он вновь обрёл «мир, который превыше всякого ума». Он смело встретил Иуду и толпу.

Что претерпел Иисус, когда готовился к кресту? Рей Стедман ярко описал это: «Автор подразумевает, что Иисус испытал эмоциональное страдание, которое несёт с собой грех: позор, вину и отчаяние. Он почувствовал железные оковы порабощающей силы греха. Он был подавлен чувством безнадёжности, абсолютного упадка духа и полного поражения. Он предчувствует тот момент на кресте, когда будет оставлен Отцом, понеся на Себе грех мира, как будто бы это был Его собственный грех. Одна мысль об этом сжимала Его сердце, как давильный пресс».

Мы не можем полностью представить себе муки, которым подвергся Иисус. Он прошёл через это почти сокрушающее событие в саду, не умерев тогда благодаря Своему «благоговению». Иисус получил ответ на Свою молитву благодаря Своей полной готовности подчиниться плану Отца и благодаря Своему сильному воплю, который ни один любящий отец не мог бы вынести. Ответ на Его молитву был «да». Он мог призвать двенадцать легионов ангелов для Своей защиты, но Писание должно было быть исполнено (Мф. 26:53, 54; см. Лк. 24:44–48). Полностью осознавая это, Он пошёл на крест добровольно.

Если мы будем молиться так, как Христос, мы будем услышаны

«Сильный вопль» Иисуса был услышан. В таком случае есть ли у нас уверенность в том, что наши слёзные молитвы тоже получат ответ до того, как мы научимся через страдания? Слёзы обладают силой, как ничто другое, — похоже, что даже пред Богом. Уэсткотт цитирует одну старую еврейскую пословицу: «Нет двери, через которую не просочились бы слёзы». Они есть в каждом доме, и Бог слышит их. Давайте молиться о том, чтобы у нас хватило сил на любую проблему и чтобы мы смогли перенести её милостью Божьей. Давайте помнить о том, что наши молитвы за других, даже пребывающих в глубокой скорби, конечно, будут услышаны.

Мы не должны ожидать, что будем чудесным образом избавлены от смерти, если даже наш Господь не воспользовался сверхъестественной силой, чтобы избежать её! Только таким способом мог Он оправдать снисходительность Бога в спасении человека. Мы избегаем величайшей катастрофы благодаря тому, что Христос сделал для нас. Вот перечень некоторых славных преимуществ, которые у нас есть благодаря добровольному послушанию Иисуса:

«Благодаря искупительной работе Христа и Его победе над смертью и могилой мы никогда не узнаем тяжести греха, суровости проклятия, наказания суда или значения вечной смерти и ада. Мы были оправданы и освобождены благодаря Иисусу, нашему первосвященнику» (Кистемейкер).

ОН НАУЧИЛСЯ ПОСЛУШАНИЮ (5:8, 9)

«хотя Он и Сын, однако страданиями научился послушанию, и, усовершённый, стал для всех послушных Ему виновником спасения вечного».

Третья истина об Иисусе, которую мы видим здесь, состоит в том, что Он научился послушанию. Странно слышать, что Иисус должен был учиться послушанию! Это вряд ли может означать, что Он когда-либо был непослушным. Даже ребёнком Он повиновался во всём (Лк. 2:51). Он сказал: «Моя пища — творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4:34). Он молился Отцу: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин. 17:4). Он всегда был послушным и всегда стремился исполнять волю Своего небесного Отца. Как же Он тогда должен был учиться послушанию?

В. Г. Гриффит Томас сказал: «Вот разница между невинностью и добродетелью. Невинность — это неиспытанная жизнь, а добродетель — это невинность испытанная и победившая». Иисус всегда имел склонность повиноваться, но чтобы послушание стало добродетелью, необходимо было испытание. Послушание Христа было таким, что Он «был послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:8).

А вот немного другая точка зрения: «Иисус действительно научился тому, что может представлять собой послушание Богу, и Он научился проявлять послушание в условиях человеческой жизни здесь на земле. Из Мф. 26:53 можно кое-что узнать о том, в чём именно состояло послушание Иисуса» (Риз).

Он мог бы призвать двенадцать легионов ангелов, чтобы спасти Себя от креста, но это было бы непослушанием воле Его Отца. Наивысшая степень Его подчинения Отцу была продемонстрирована в Гефсиманском саду, где Его послушание было проявлено во всём совершенстве.

Страдания Христа были усилены болью на кресте и насмешками, которыми осыпали Его враги. Возможно, автор «Евреям» имел в виду мессианское пророчество Ис. 50:4, 5: «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего. Каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Моё, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад».

Так как «Сын» (ст. 8) должен был пострадать, мы можем ожидать, что все «сыны» Божьи должны тоже пострадать (Евр. 12:5–11).

Послушание «усовершило» Иисуса, то есть придало Ему завершённость, снабдив всеми необходимыми качествами для священства. Слово «совершенный» означает не то, что Он в этот момент достиг нравственного совершенства, а то, что Его смиренная готовность претерпеть страдания сделала Его «абсолютно правомочным» быть нашим Спасителем (Браун). Ни об одном священнике из людей нельзя было сказать, что он был «усовершён», то есть сделан совершенным. Христос в полноте обладал человеческой природой, но Он совершенно подчинился воле Бога для пользы человечества. Поэтому в результате послушания Он стал «совершенным» и после Своих страданий получил венец. Сейчас Он правит одесную Бога. Его научение было «лишь в том смысле, что страдание Иисуса есть основа Его правомочности быть первосвященником (2:17; 4:14) и основание для Его посреднической помощи человеку» (Томпсон).

Однако Он спасает только послушных (ст. 9). Здесь нет и намёка на всеобщее спасение; напротив, этот стих опровергает такую идею. Чтобы спастись, мы должны повиноваться евангелию (1 Пет. 4:17; 2 Фес. 1:7–9). Христианин должен продолжать подчиняться воле Отца (Мф. 7:21). Странно, что так много толкователей делают заявления, подобные следующему: «Послушание — это не необходимое условие для получения благодати, а характерные черты тех, кто находится в пути веры» (Кёстер). Разве это не явное противоречие тому, что сказал автор Послания к евреям? Конечно, послушание будет присутствовать в жизни верующего, но так же верно и то, что Христос спасает только послушных! Как Христос повиновался, так и мы должны с готовностью подчиняться каждой заповеди Бога, даже той, которая нам не нравится или которую мы не понимаем.

Только Христос есть единственный Богочеловек, который делает возможным спасение всего мира. Он — «источник» (айтиос) спасения. Этот термин может относиться к «первопроходцу », который прокладывает путь для других. Это сделал Иисус. Спасения нет ни в ком другом (Деян. 4:12).

Сказано, что спасение добывается послушанием (ст. 9). Что тогда произойдёт с теми, кто не покоряется евангелию? Пётр задал этот риторический вопрос в 1 Пет. 4:17. Ответ на него ясен, и Павел дал его во 2 Фес. 1:8–10: «отмщению» подвергнутся «не покоряющиеся благовествованию». Спасение не для тех людей, которые лишь говорят и молятся о послушании Ему (Мф. 7:21–23). Готовность подчиняться и слушаться может и не прийти сразу же, как некоторые с такой гордостью заявляют; послушание приходит с духовным ростом, и для этого требуется время (2 Пет. 1:5–11). Жизнь Иисуса представляет собой пример постоянного послушания. Во время кризиса в жизни человека он может вдруг изменить свои взгляды, но достичь того, чего достиг Иисус, мы можем только в том случае, если мы тоже будем постоянны в послушании.

ОН БЫЛ НАРЕЧЁН НАШИМ ПЕРВОСВЯЩЕННИКОМ (5:10)

«быв наречён от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека».

Четвёртая истина, которую мы обнаруживаем, состоит в том, что Иисус был назначен Первосвященником. Автор возвращается к теме священства Мелхиседека, которая была заявлена в ст. 6. И снова он обращается к Пс. 109, который также цитируется в 1:3, 13; 6:20; 7:3; 8:1; и 10:12, 13. Если можно говорить об основном тексте в Послании к евреям, то это должен быть Пс. 109:1, который гласит: «Воссядь одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».

Иисус был «наречён» (просагорьюо) нашим Первосвященником. «Наречён» — ещё одно слово, которое в Новом Завете используется только здесь. Это «объявление» или «заявление», сделанное Самим Богом. Объявлять священников должен был Сам Бог, иначе их служение не представляло бы никакой ценности.

Христос отвечал всем пунктам требований, предъявляемых к нашему Первосвященнику. Он получил назначение прямо от Бога (ст. 4). Будучи Сыном, Он занимает положение выше обычных людей или священников, которые сами грешат (5:3). Он перенёс человеческие испытания, благодаря чему стал способен понимать людей (ст. 7, 8). Наконец, на опыте Своего собственного послушания Он узнал, что строгое соблюдение Божьего закона необходимо (ст. 8, 9).

Мнение Бога, выраженное в том, что Иисус священник «вовек» (в 5:6, но не в 5:10), означало, что Ааронов порядок устарел. Иудею, даже принявшему Христа Царём, было крайне трудно принять отмену старой системы. Для этого требовалось отречься от своей прежней жизни и от того основания, по которому он считал себя святым пред Богом. Он должен был отказаться от видимого ради невидимого. Типичный иудей считал христианскую веру полностью сатанинской. Автор Послания к евреям не пожалел времени и места, необходимого для разъяснения своим первым читателям истины о Первосвященстве Иисуса.

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)