Найти тему

Джон Болтон: рассказы о недовольном и опозоренном советнике по национальной безопасности

Бывший советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон не войдет в историю вместе с госсекретарем президента Никсона Генри Киссинджером, советником президента Джорджа Буша-младшего, генерал-лейтенантом ВВС Брентом Скоукрофтом, генералом морской пехоты президента Барака Обамы Джеймсом Джонсом или Збигневом Бжезинским президента Картера.

В отличие от своих знаменитых предков, он не прекратил войну, не заключил мир, не поднял тревогу в связи с надвигающейся угрозой и не оставил глубокого следа в дипломатии. Время и президентский темперамент создают эти исторические возможности; Болтон либо не видел, либо не воспользовался ими, либо природа Белого дома Трампа не позволяла советнику действовать в одиночку в командном спорте внешней политики США. Это чувство разочарования-фоновая музыка его книги.

Болтон, хотя и благородный человек, ничего не несет в историю с его именем—кроме книги, которая открывает новые горизонты в якобы разоблачении государственных секретов и секретов президента. И эта книга появляется не только во время нынешнего президентского срока, но и за 135 дней до президентских выборов, проходивших в тесном контакте. Другие советники ждали, пока президент благополучно пройдет переизбрание или вообще покинет свой пост. Итак, единственный исторический прецедент, который создал Болтон, принесет ему мало чести.

Кампания Трампа и ее суррогаты будут неустанно напоминать общественности о поддержке Болтоном иракской войны, которую президент рассматривает как дорогостоящее несчастье. Менее пристрастные умы могут признать, что слишком рано судить о войне, которая действительно создала грубую многопартийную демократию и почти утроила размеры своей экономики с 2003 года, согласно Парижской Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Если Ирак превратится в марионеточное государство под руководством Тегерана или сам поддастся экстремизму, то критики войны будут правы. Если Ирак пойдет дальше, мирно меняя партии на свободных выборах и находя свои экономические опоры, то его критики покажутся мелкими. С моей точки зрения арабского издателя, живущего в Касабланке, это просто слишком рано говорить.

Настоящие товары на Болтоне лежат в другом месте и в четырех частях. Во-первых, это его пребывание на посту советника по национальной безопасности. Во-вторых, это полнота записей, которые он представляет в своей книге и интервью. В-третьих, есть его история как пристрастного критика президентов, особенно Обамы. Наконец, есть вероятные внешнеполитические последствия его книги, которые подрывают администрацию, которую он когда-то поклялся поддерживать.

В то время как у Болтона было мало достижений, есть несколько случаев, когда его пылкая защита могла бы быть опасной, если бы последовала. Вспомните, как он убеждал президента бомбить Иран, от чего Трамп уклонился всего за несколько часов до того, как бомбардировщики были запущены в полет. Или вспомните его ястребиный совет относительно Северной Кореи, который мог бы вновь разжечь корейскую войну.

Насколько полна история Болтона? Трудно сказать, поскольку он отказался давать показания под присягой во время расследования импичмента Палаты представителей США, когда это могло бы изменить историю. В своей книге он много говорит об украинском вопросе. Но когда мир должен был услышать это, и он мог подвергнуть опасности свой пост в Белом доме, он молчал. Теперь, будучи недовольным бывшим сотрудником, ему трудно кредитовать свой счет. Когда-то его слова можно было расценить как храбрую честность, но теперь они кажутся раздражительными и мстительными. Сроки, как правило цветового восприятия.

Критика Болтона в адрес Трампа, хотя и основанная на личном опыте, мягка по сравнению с его критикой Обамы как “невнимательного и ужасно наивного". Он пошел по пути наименьшего сопротивления за границей, и русские заняли стратегическую позицию."Эта критика марта 2014 года и многие другие подобные ей в целом похожи на то, что он сейчас говорит о Трампе. Возможно, ни один президент не является достаточно жестким для Болтона.

Тем не менее его критика Обамы создала цепочку обстоятельств, которые привели к его найму Трампом. Трудно отделаться от мысли, что Болтон, по крайней мере частично, критикует президентов за личную выгоду.

Наконец, подумайте, как книга Болтона может повлиять на внешнюю политику США, особенно с Китаем и Израилем.

Китайские государственные новостные службы немедленно оспорили опубликованное Болтоном утверждение о том, что его торговые переговоры были направлены на то, чтобы помочь Трампу выиграть переизбрание. По крайней мере, книга Болтона усложняет торговые переговоры, когда американские фермеры отчаянно пытаются экспортировать продовольствие в Китай и оправиться от коронавируса.

Что касается Израиля, то заявление Болтона о том, что Трамп является ненадежным другом Израиля, расходится с действиями самого президента: он перенес посольство США в Иерусалим, официально признал аннексию Израилем Голанских высот и поддержал его право строить новые поселения на Западном берегу реки Иордан. Трудно представить себе более произраильского президента. Болтон не говорит—и это трудно себе представить-какие важные политики остаются незамеченными из списка Иерусалима.

Единственная существенная жалоба Болтона касается его постоянного противника в Западном крыле, Джареда Кушнера, зятя президента. Именно Кушнер мудро попросил Израиль ограничить его строительство в долине реки Иордан, поскольку это может привести к свержению Иорданского Хашимитского Королевства, в котором проживает большое палестинское население. Дестабилизировать Ближний Восток просто неразумно, и неспособность к дальнейшему антагонизму с палестинцами не является недостатком.

В целом книга Болтона заставляет Белый дом Трампа выглядеть мудрее, потому что он не прислушивается к его советам.