Всем доброго дня!
Сегодня хочу затронуть тему взаимоотношений клиента и мастера. Иногда бывает все просто- поезд финансирования клиента добирается до остановки вдохновения мастера и вместе они едут к поставленной цели. А иногда это не поезд,а пешая прогулка, дельтаплан,горные лыжи и езда на собаках- и по пути не только финансирование ,но и мысль заказчика блуждает так,что в итоге мастер и клиент могут ехать вообще на разном транспорте к двум разным целям...
Я всегда настраиваю людей на доброжелательный лад- ну хватит уже этих статей про хамство,как клиент не заплатил,как мастер повел себя неадекватно...Поэтому здесь вы не найдете жалоб -только миролюбивые советы,как сгладить неловкие ситуации. У меня долгая творческая жизнь-так что делаюсь с вами своими тру стори. . Если у вас тоже есть,чем поделиться,пишите в комментариях,это очень помогает понимать друг друга мастерам и клиентам!
Начнем с того,что для меня клиент всегда прав. Но! Не всегда при этом это мой клиент! Учитесь спокойно отпускать людей и говорить им- знаете, наверное,нам с вами будет некомфортно работать,я не смогу сделать так,как вам нужно. Так вы не уроните репутацию ,не сделаете какую то ерунду и не скатитесь в ругань. Не нужно набирать всех подряд,браться за то,что вы никогда не делали и вам это претит- результат будет отрицательный. А кому то другому, возможно, именно этот заказ будет как манна небесная. Вас же найдет ваш заказчик- и все будут довольны,котики танцуют.
Определить,ваш ли это клиент и насколько с ним будет хорошо работать всегда можно еще в самом начале. Конечно, это не 100% утверждения, но все таки в основном работают.Как это сделать:
1. Ничто не укрепляет веру в клиента,как вовремя полученая предоплата.
Сколько раз я слышала стенания- вот, не оплатили,не забрали,торговались...Всегда берите предоплату в размере материалов. Вы хотя бы не останетесь в минусе! Если клиент начинает морозиться, что то в итоге может пойти не так. Для меня отказ от предоплаты странен- у человека нет денег?А как он собирается оплачивать вам заказ? Не доверят вам-а почему вы ему должны? Если возникает уже на этом этапе недоверие,то что может всплыть потом?
2. Четкое техническое задание и эскизы.
Очень часто,особенно в визаже и бодиарте мне говорят- хочу то,не знаю что. Вы же мастер,придумайте! С такими людьми я не работаю- в итоге 99% скажет- это не то,что я хотел! Всегда либо выясняйте у людей точное задание- цвета,форма,размер,расположение страз. Пришлите примеры, обменяйтесь фото- чтобы в итоге ваши представления о конечном продукте совпали. Я всегда отвечаю так- то,что я хочу сделать в творчестве, я попробую на досуге,а сейчас мы занимаемся вашим заказом. Если человек не хочет обсуждать, утверждать и прочее- дело ваше,брать или нет. Но велика вероятность получить в итоге недовольного клиента.
3. Панибратство, повелительные интонации и подобное.
У меня есть клиенты,с которыми мы работаем годами. Мы вместе ездим отдыхать,ходим в театр,на выставки- но общаемся на вы и с соблюдением субординации. Мои друзья никогда не приходят со словами- эй ты, сделай ка мне! И ,конечно,такое общение непозволительно с заказчиками. Нет,не потому,что я высокомерная. Есть у меня и чудесные,душевные клиенты,которые свои в доску, говорят мне ты, мы можем и матерком пообщаться- но опять же,соблюдая разумные границы. Я сталкивалась и с обратными ситуациями, когда границы были нарушены и в результате :ну мы ж братаны, как ты можешь с меня деньги брать. Да и самой тоже становится неловко. А котики хотят кушать каждый день...Поэтому,постарайтесь держать разумную дистанцию с малознакомыми клиентами,чтобы не было неловких ситуаций.
4. Со своим нельзя!
Так же иногда бывает,что клиент предлагает сделать что то из своего материала-чаще всего я не беру. Иногда это бывают феерические вещи- камни бабушкиного колье, экзотические перья,которых не достать и тому подобное. Иногда- что то памятное или просто человек аллергик,несет то,к чему привык. Но чаще всего,увы, люди пытаются сэкономить. И вот за такой материал и заказчиков и не берусь никогда! Работать с незнакомым материалом сложно,а результат непредсказуем. И такие "экономные люди" чаще других отказываются платить за работу- ну что ты сделал то,подумаешь!
5. А вот если бы с перламутровыми пуговицами...
Ну и последняя категорию клиентов,которых лично я не беру-это люди,которые сто раз могут передумать. Я даже не буду заморачиваться,пытаясь подогнать все под их желания. Для этого есть пункты выше- предоплата на материал, его ровно столько,сколько мы обговорили во втором пункте. Если человек передумывает в процессе и мне нужно переделать все , это пропорционально увеличивает оплату. Но скорее всего переделывать я не стану- ведь мы заранее все обговорили. Конечно,любой каприз за ваши деньги...И если человек честно готов оплачивать свои передумывания- почему нет. Но если к конце работы мне говорят- нет,Миша,все...ерунда,давай по новой и платить за это не хотят...Ну нет уж.
Однажды мне поступил заказ- давайте сделаем 5 девушек бодиарт -нам сложно не надо,просто на теле сделать силуэты узнаваемых чудес мира. Через пять часов это были уже 5 девушек с костюмами,ну что вам трудно...ну там эйфелеву башню на голову,там пизанскую...Утром все превратилось в СЕМЬ девушек с полным бодиартом , костюмами и прическами . Когда я разумно заметила,что на такое мне нужен помощник,ему тоже надо платить такую же ставку и деньги на костюмы, в трубку мне закричали: вам работа нужна или нет!!! это ваши проблемы,что вам нужен помощник,платить больше я не буду!!
Это ,кстати,был переломный момент,когда я поняла,что не все заказчики мне подходят.
Вообще, одна из самых сложных волн в работе мастера- находить общий язык даже с самыми трудными клиентами. Всем гораздо проще,когда есть правила. Если вы производите что то сложное- не поленитесь составить их. Многие вообще не знают,как что то делается и не знают ,как себя вести. Поэтому во избежании всяких недоразумений просто составьте правила и показывайте перед началом работы. Если это ваш клиент, он их примет и будет следовать. Вот и все)
Всех обнимаю,чудесных вам клиентов и хороших покупок!