«Черный барон» Петр Николаевич Врангель, возглавивший белые войска на юге России в 1920 году, по сей день остается спорной фигурой даже в среде белых.
Одни считают его спасителем белого движения, который сумел продержаться в Крыму полгода, реформировать остатки антибольшевистских формирований и организовать успешную эвакуацию армии, когда «пробил час».
Другие считают его амбициозным интриганом, прожектером и вообще, весьма вспыльчивым и конфликтным человеком (припоминая ссору Врангеля с Деникиным).
Как бы то ни было, но П.Н. Врангелю действительно отчасти удалось «навести порядок» в белом Крыму. ВСЮР (Вооруженные Силы Юга России) были им переименованы в Русскую армию. Это новое войско включало в себя два армейских корпуса и несколько кавалерийских частей, включая донцев и кубанцев.
Первый армейский корпус состоял из бойцов Добровольческой армии, во второй входили части небезызвестного военачальника Я.А. Слащева (которому удалось удержать Крым зимой). Почему же Врангель назвал эту новую армию со старыми вояками Русской?
Прежде всего, это был своеобразный «маркетинг по-белогвардейски». По мнению П.Н. Врангеля, «доброволия» себя серьезно дискредитировала в глазах населения. К добровольцам-первопоходникам в 1919 году примкнуло большое количество сброда, что выдавали себя за «патриотов белого движения».
Но, помимо этого, Врангель одним махом ликвидировал тонны «возрождавшихся» частей старой царской армии. Эти части порой имели в своем составе несколько десятков солдат и офицеров, но на бумаге смотрелись грозно. Следовало покончить с этим бардаком. При Деникине старые офицеры воссоздавали свои части из ностальгии, но порой — желая просто «попилить бабло» на заказах для несуществующей толком части.
А еще к 1920 году белые решили окончательно избавиться от «партизанско-добровольческого» комплектования. Врангель видел успехи большевиков в армейском строительстве и понимал, что белые безнадежно в этом плане отстали. И наконец, решился полноценно заявить о замене «добровольчества» «регулярством». Петр Николаевич выступил решительным противником «белого бандитизма», хотя на практике, конечно, смог пресечь далеко не все.
Наконец, Врангель полагал, что из двух «главных» армий — красной и белой — Русской должна называться именно его.
«...Не могла же почитаться Русской та армия, вожди которой заменили трехцветное русское знамя красным и слово Россия — словом Интернационал...» (с) П.Н. Врангель. Записки.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Читайте также другие мои каналы:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.