Здравствуйте. Возвращаемся к циклу статей по узкоспециализированной тематике советских военных авиационных радиостанций. Ранее уже вышел вводный обзор по этой теме (Ссылка на статью). Также в нем было затронуто семейство радиостанций РСР, модификации которых устанавливались на разведывательных и бомбардировочных типах самолетов. Однако они не получилось широкого распространения и самыми массовыми образцами этого бортового оборудования стали радиостанции семейства РСБ (для бомбардировочной авиации) и РСИ (для истребительной авиации). Забегая вперед отметим что штурмовики военных лет также использовали радиостанцию семейства РСИ. Сегодняшняя же публикация будет посвящена линейке некоторых изделий предназначенных для бомбардировщиков. Это непосредственно РСБ и ее дальнейшие модификации- РСБ-бис, РСБ-3бис, а также РСБ-3бисА и РСБ-3бисАД. Существовали и модификации РСБ-М и РСБ-Мбис предназначенные для применения в морской авиации. Стоит отметить, что помимо авиационных вариантов, были и сухопутные. К примеру РСБ-Ф. Но мы остановимся исключительно на определенных авиационных модификациях. Отметим их состав, основные характеристики и отличия. Теперь более подробно.
Базовый вариант РСБ.
Изделие РСБ представляло собой приемно-передающую, телефонно-телеграфную, коротковолновую радиостанцию. Она предназначалась для осуществления двухсторонней связи между машинами бомбардировочной авиации с землей, там с другими самолетами. Была разработана в середине тридцатых годов. В состав радиостанции входили: передатчик РСБ, приемник УС, несколько умформеров (к примеру РУН-10А), распределительная коробка, модуляторно-дуплексный блок и т. д. Общий вес изделия без соединительных кабелей составлял 56 кг. Рабочие диапазоны волн приемника и передатчика приведены на скриншоте ниже.
Радиостанция РСБ была рассчитана на работу в бортовой сети с постоянным током и напряжением 26 В. Цепь питания радиостанции защищалась четырьмя предохранителями, которые располагались в распределительной коробке. Дальность телефонной связи могла достигать 300 км (при соответствующих условиях), а дальность телеграфной связи до 1500 км.
Радиостанции РСБ-бис и РСБ-3бис.
Дальнейшим развитием радиостанции РСБ стала РСБ-бис. Ее основные отличием стало отсутствие модуляторно-дуплексного блока. В результате чего была упрощена схема модуляции. Основной состав комплекта радиостанции был следующим:
- Передатчик РСБ-бис;
- Приемник УС, а также УС-3 или УС-4;
- Пульт управления с телеграфным ключом;
- Умформер передатчика РУК-300А;
- Умформер приемника РУ-11А;
- Распределительная коробка;
- Комплекс соединительных кабелей;
- Антенное устройство.
Общей вес радиостанции без соединительных кабелей достигал 44 кг. Диапазон рабочих частот в передатчике РСБ-бис был таким же как и у базового варианта. Работала модифицированная станция аналогично от бортовой сети с постоянным током и напряжением в 26 В. При работа на прием радиостанция потребляла 55 Вт, а при работе на передачу максимально до 660 Вт. Приемник мог работать включенным длительное время.
При работе на передачу необходимо было соблюдать цикличность. При первом включении допускалось использование до 15 минут, после чего перерыв в 30 минут. В идеале 5 минут работы и 10 минут перерыва. Нормальная работоспособность могла быть обеспечена при высотах полета до 10000 метров. РСБ-бис применялась на разведывательных и бомбардировочных модификациях таких самолетов как СБ, Пе-2, Пе-8, Ли-2, Ил-4 и Ер-2. Общая вид радиостанции РСБ-бис приведен на скриншоте ниже.
Модификация радиостанции РСБ-3бис по сравнению с РСБ-бис имела гораздо больше отличий. Они примерно были следующими:
- Сокращен диапазон частот передатчика;
- Удалена распределительная коробка;
- Уменьшено число соединительных кабелей;
- Существенно переработана схема передатчика.
В результате внесенных изменений удалось снизить общую массу изделия до 36 кг, а также улучшить качество телефонной связи и уменьшить потребляемую мощность. Однако были и некоторые отрицательные моменты. К примеру сокращение диапазона частот приводило к ухудшению связи с темное время суток. Новый диапазон рабочих частот приведен на скриншоте ниже. Шкалы каждого диапазона на передней панели передатчика окрашивались в разные цвета.
Данный тип радиостанции применялся на таких самолетах как Ли-2, Ил-4, Пе-2, Пе-3, Ер-2, Ту-2. Дальность двухсторонней связи с наземными радиостанциями в зависимости от различных условий варьировалась от 350 до 2000 км телеграфом и от 150 до 500 км телефоном. При работе на прием радиостанция потребляла 55 Вт, а во время передачи 610 Вт. Что же касается режимов работы, то приемник был рассчитан на длительную непрерывную работу, а передатчик требовалось использовать в цикличном режиме. К примеру 5 минут работа, 10 минут перерыв. Общий вид радиостанции РСБ-3бис приведен на скриншоте ниже.
Думаю будет не лишним в качестве примера привести непосредственно схемы размещения радиостанций РСБ-бис и РСб-3бис на фронтовом бомбардировщике Пе-2. Более подробно отметим особенности установки радиостанции типа РСБ-бис. Все ее основные агрегаты располагались во 2-ой кабине стрелка-радиста. Управление (включение, смена режима работы) было непосредственным, с помощью специальных переключателей, которые располагались на манипуляционном пульте. Этот пульт находился на столике радиста по левому борту. Передатчик радиостанции устанавливался на кронштейне в верхней части 1-ого шпангоута кабины. Собственной амортизации передатчик не имел, поэтому применялись внешние. Приемник типа УС крепился на другом кронштейне, который располагался между 6-м и 7-м шпангоутом. В случае использования приемников типа УС-3 и УС-4 осуществлялся демонтаж внешних амортизаторов, так как они были предусмотрены в конструкции самих приемников. Распределительная коробка крепилась на кронштейны установленные между 1-м и 2-ым шпангоутами. Умформер типа РУ-11А крепился под ней, а соответственно уже под ним размещался умформер типа РУК-300А.
Комбинированный прибор вольтамперметр и миллиамперметр устанавливался на левом борту кабины радиста у 7-го шпангоута. Что же касается проводов и кабелей, то в основном их монтаж осуществлялся по правому борту кабины. Модификация радиостанции РСБ-3бис применялась на данном типе самолетов начиная с его 175-ой производственной серии. Схема ее установки имела определенные отличия.
Модификации РСБ-3бисА и РСБ-3бисАД.
РСБ-3бисА также являлась приемо-передающей радиостанцией и работала как в телеграфном, так и в телефонном режиме. Она обеспечивала радиосвязью экипаж с землей или с другими самолетами. От радиостанции РСБ-3бис она отличалась сокращенным набором частот и некоторыми изменениями в принципиальной схеме. Вес радиостанции без соединительных кабелей составлял около 37 кг. Потребляемая мощность не превышала 650 Вт. Диапазоны рабочих частот передатчика приведены на скриншоте ниже.
На примере самолета Ли-2 приведем схему установки основных агрегатов данной радиостанции. Все они располагались в отсеке бортрадиста, который находился за сиденьем первого пилота. Они были смонтированы на специальном металлическом каркасе. В верхней части находился передатчик, далее разместили ящик с ЗИП. Далее шел приемник и в самом низу у основания каркаса устанавливались умформеры радиостанции. Манипуляционный пульт же находился на столе бортрадиста.
Что же касается модификации РСБ-3бисАД, то она отличалась от предыдущей тем, что была предусмотрена возможность ее включения в двух рабочих мест. Также была несколько изменена схема самого передатчика. В завершении обзора приведем принципиальные схемы передатчиков от рассмотренных радиостанций. Они взяты из открытых источников.
Продолжение следует...
При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://авиару.рф/, ttps://trizna.ru, https://wwii.space/, https://waralbum.ru/, http://www.rkk-museum.ru/, https://military.trcvr.ru/, http://www.warmech.ru/, https://trcvr.ru/, http://oldradioxx.ru/, http://www.russianarms.ru/, https://aviarestorer.ru/, книга В. Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г, книга А. Г. Лидлейн. Справочник по авиационным радиостанциям, книга В. И. Иванов. Справочник по радиоаппаратуре для инженеров и техников связи, Альбом схем к справочнику по радиостанциям, книга под редакцией Д. П. Солоухина. Самолет Пе-2. Описание конструкции, книга под редакцией Д. П. Солоухина. Самолет Ли-2. Техническое описание.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.
Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на обзор).