Найти тему
Авиационное обозрение

Какие радиостанции применялись в ВВС РККА во время Великой Отечественной войны? Часть вторая.

Оглавление

Здравствуйте. Возвращаемся к циклу статей по узкоспециализированной тематике советских военных авиационных радиостанций. Ранее уже вышел вводный обзор по этой теме (Ссылка на статью). Также в нем было затронуто семейство радиостанций РСР, модификации которых устанавливались на разведывательных и бомбардировочных типах самолетов. Однако они не получилось широкого распространения и самыми массовыми образцами этого бортового оборудования стали радиостанции семейства РСБ (для бомбардировочной авиации) и РСИ (для истребительной авиации). Забегая вперед отметим что штурмовики военных лет также использовали радиостанцию семейства РСИ. Сегодняшняя же публикация будет посвящена линейке некоторых изделий предназначенных для бомбардировщиков. Это непосредственно РСБ и ее дальнейшие модификации- РСБ-бис, РСБ-3бис, а также РСБ-3бисА и РСБ-3бисАД. Существовали и модификации РСБ-М и РСБ-Мбис предназначенные для применения в морской авиации. Стоит отметить, что помимо авиационных вариантов, были и сухопутные. К примеру РСБ-Ф. Но мы остановимся исключительно на определенных авиационных модификациях. Отметим их состав, основные характеристики и отличия. Теперь более подробно.

Поврежденный разведчик Пе-2Р. Источник фото: https://waralbum.ru/
Поврежденный разведчик Пе-2Р. Источник фото: https://waralbum.ru/

Базовый вариант РСБ.

Изделие РСБ представляло собой приемно-передающую, телефонно-телеграфную, коротковолновую радиостанцию. Она предназначалась для осуществления двухсторонней связи между машинами бомбардировочной авиации с землей, там с другими самолетами. Была разработана в середине тридцатых годов. В состав радиостанции входили: передатчик РСБ, приемник УС, несколько умформеров (к примеру РУН-10А), распределительная коробка, модуляторно-дуплексный блок и т. д. Общий вес изделия без соединительных кабелей составлял 56 кг. Рабочие диапазоны волн приемника и передатчика приведены на скриншоте ниже.

Диапазоны волн передатчика и приемника радиостанции РСБ.
Диапазоны волн передатчика и приемника радиостанции РСБ.

Радиостанция РСБ была рассчитана на работу в бортовой сети с постоянным током и напряжением 26 В. Цепь питания радиостанции защищалась четырьмя предохранителями, которые располагались в распределительной коробке. Дальность телефонной связи могла достигать 300 км (при соответствующих условиях), а дальность телеграфной связи до 1500 км.

Радиостанции РСБ-бис и РСБ-3бис.

Дальнейшим развитием радиостанции РСБ стала РСБ-бис. Ее основные отличием стало отсутствие модуляторно-дуплексного блока. В результате чего была упрощена схема модуляции. Основной состав комплекта радиостанции был следующим:

  • Передатчик РСБ-бис;
  • Приемник УС, а также УС-3 или УС-4;
  • Пульт управления с телеграфным ключом;
  • Умформер передатчика РУК-300А;
  • Умформер приемника РУ-11А;
  • Распределительная коробка;
  • Комплекс соединительных кабелей;
  • Антенное устройство.

Общей вес радиостанции без соединительных кабелей достигал 44 кг. Диапазон рабочих частот в передатчике РСБ-бис был таким же как и у базового варианта. Работала модифицированная станция аналогично от бортовой сети с постоянным током и напряжением в 26 В. При работа на прием радиостанция потребляла 55 Вт, а при работе на передачу максимально до 660 Вт. Приемник мог работать включенным длительное время.

Радиостанция РСБ-бис. Источник фото: https://military.trcvr.ru/
Радиостанция РСБ-бис. Источник фото: https://military.trcvr.ru/

При работе на передачу необходимо было соблюдать цикличность. При первом включении допускалось использование до 15 минут, после чего перерыв в 30 минут. В идеале 5 минут работы и 10 минут перерыва. Нормальная работоспособность могла быть обеспечена при высотах полета до 10000 метров. РСБ-бис применялась на разведывательных и бомбардировочных модификациях таких самолетов как СБ, Пе-2, Пе-8, Ли-2, Ил-4 и Ер-2. Общая вид радиостанции РСБ-бис приведен на скриншоте ниже.

Общий вид радиостанции РСБ-бис.
Общий вид радиостанции РСБ-бис.

Модификация радиостанции РСБ-3бис по сравнению с РСБ-бис имела гораздо больше отличий. Они примерно были следующими:

  • Сокращен диапазон частот передатчика;
  • Удалена распределительная коробка;
  • Уменьшено число соединительных кабелей;
  • Существенно переработана схема передатчика.

В результате внесенных изменений удалось снизить общую массу изделия до 36 кг, а также улучшить качество телефонной связи и уменьшить потребляемую мощность. Однако были и некоторые отрицательные моменты. К примеру сокращение диапазона частот приводило к ухудшению связи с темное время суток. Новый диапазон рабочих частот приведен на скриншоте ниже. Шкалы каждого диапазона на передней панели передатчика окрашивались в разные цвета.

Рабочий диапазон частот передатчика РСБ-3бис.
Рабочий диапазон частот передатчика РСБ-3бис.

Данный тип радиостанции применялся на таких самолетах как Ли-2, Ил-4, Пе-2, Пе-3, Ер-2, Ту-2. Дальность двухсторонней связи с наземными радиостанциями в зависимости от различных условий варьировалась от 350 до 2000 км телеграфом и от 150 до 500 км телефоном. При работе на прием радиостанция потребляла 55 Вт, а во время передачи 610 Вт. Что же касается режимов работы, то приемник был рассчитан на длительную непрерывную работу, а передатчик требовалось использовать в цикличном режиме. К примеру 5 минут работа, 10 минут перерыв. Общий вид радиостанции РСБ-3бис приведен на скриншоте ниже.

Общий вид радиостанции РСБ-3бис.
Общий вид радиостанции РСБ-3бис.

Думаю будет не лишним в качестве примера привести непосредственно схемы размещения радиостанций РСБ-бис и РСб-3бис на фронтовом бомбардировщике Пе-2. Более подробно отметим особенности установки радиостанции типа РСБ-бис. Все ее основные агрегаты располагались во 2-ой кабине стрелка-радиста. Управление (включение, смена режима работы) было непосредственным, с помощью специальных переключателей, которые располагались на манипуляционном пульте. Этот пульт находился на столике радиста по левому борту. Передатчик радиостанции устанавливался на кронштейне в верхней части 1-ого шпангоута кабины. Собственной амортизации передатчик не имел, поэтому применялись внешние. Приемник типа УС крепился на другом кронштейне, который располагался между 6-м и 7-м шпангоутом. В случае использования приемников типа УС-3 и УС-4 осуществлялся демонтаж внешних амортизаторов, так как они были предусмотрены в конструкции самих приемников. Распределительная коробка крепилась на кронштейны установленные между 1-м и 2-ым шпангоутами. Умформер типа РУ-11А крепился под ней, а соответственно уже под ним размещался умформер типа РУК-300А.

Комбинированный прибор вольтамперметр и миллиамперметр устанавливался на левом борту кабины радиста у 7-го шпангоута. Что же касается проводов и кабелей, то в основном их монтаж осуществлялся по правому борту кабины. Модификация радиостанции РСБ-3бис применялась на данном типе самолетов начиная с его 175-ой производственной серии. Схема ее установки имела определенные отличия.

Модификации РСБ-3бисА и РСБ-3бисАД.

РСБ-3бисА также являлась приемо-передающей радиостанцией и работала как в телеграфном, так и в телефонном режиме. Она обеспечивала радиосвязью экипаж с землей или с другими самолетами. От радиостанции РСБ-3бис она отличалась сокращенным набором частот и некоторыми изменениями в принципиальной схеме. Вес радиостанции без соединительных кабелей составлял около 37 кг. Потребляемая мощность не превышала 650 Вт. Диапазоны рабочих частот передатчика приведены на скриншоте ниже.

Рабочий диапазон частот передатчика РСБ-3бисА.
Рабочий диапазон частот передатчика РСБ-3бисА.

На примере самолета Ли-2 приведем схему установки основных агрегатов данной радиостанции. Все они располагались в отсеке бортрадиста, который находился за сиденьем первого пилота. Они были смонтированы на специальном металлическом каркасе. В верхней части находился передатчик, далее разместили ящик с ЗИП. Далее шел приемник и в самом низу у основания каркаса устанавливались умформеры радиостанции. Манипуляционный пульт же находился на столе бортрадиста.

Что же касается модификации РСБ-3бисАД, то она отличалась от предыдущей тем, что была предусмотрена возможность ее включения в двух рабочих мест. Также была несколько изменена схема самого передатчика. В завершении обзора приведем принципиальные схемы передатчиков от рассмотренных радиостанций. Они взяты из открытых источников.

Продолжение следует...

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://авиару.рф/, ttps://trizna.ru, https://wwii.space/, https://waralbum.ru/, http://www.rkk-museum.ru/, https://military.trcvr.ru/, http://www.warmech.ru/, https://trcvr.ru/, http://oldradioxx.ru/, http://www.russianarms.ru/, https://aviarestorer.ru/, книга В. Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г, книга А. Г. Лидлейн. Справочник по авиационным радиостанциям, книга В. И. Иванов. Справочник по радиоаппаратуре для инженеров и техников связи, Альбом схем к справочнику по радиостанциям, книга под редакцией Д. П. Солоухина. Самолет Пе-2. Описание конструкции, книга под редакцией Д. П. Солоухина. Самолет Ли-2. Техническое описание.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.

Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на обзор).