Приходилось ли вам когда-нибудь слышать фразу: "Полчаса работы с репетитором заменяют целую неделю занятий в школе"? Мне приходилось. Знаете, это было так удивительно, захотелось разобраться, переосмыслить сказанное. Тем более, что я работала и учителем, и репетитором, проводила занятия на курсах в школе, где ученики получали платное дополнительное образование, создала частный учебный центр, преподавала математику в нём, в вузе и в колледже.
Мне интересно сравнить три формы обучения детей:
1) групповую в классах с наполняемостью от 25 до 30 человек (бесплатную для родителей), на которой изучаются предметы обычной школьной программы (дальше по тексту буду называть её Форма 1);
2) индивидуальную (оплачиваемую) при работе одного ребёнка с репетитором (Форма 2);
3) групповую с наполняемостью от 10 до 12 человек, где дети получают платное образование по дополнительным программам на базе школы, за которое тоже платят родители (Форма 3).
В этой статье я хочу попробовать получить ответ на вопрос: "На чьи плечи на самом деле ложится ответственность и труд по обучению детей предметам школьной программы?"
Что мне интересно:
- категории учеников на трёх формах обучения;
- количество часов на изучение предмета, особенности программ обучения, возможность систематизации и углубления знаний;
- комфортность проведения занятий для учителя;
- комфортность при восприятии материала учеником;
- стоимость предполагаемых курсов;
- поведение учащихся на занятиях, их заинтересованность;
- результаты.
Поскольку психология поведения школьников разных возрастов и программы их обучения существенно отличается друг от друга, я буду рассматривать самый сложный (с моей точки зрения) класс - одиннадцатый (выпускной). А в качестве изучаемого предмета возьму математику.
Итак, начнём
Категории учеников на трёх формах обучения
На Форме 1 поступление в 10 класс осуществляется по результатам конкурсного отбора. Что это значит? Получив Аттестат об основном общем образовании, бывший девятиклассник решает одну из важнейших задач всей своей жизни: продолжить образование в специализированном классе одной из школ города, чтобы через два года поступить в вуз, или получить профессию в учреждении среднего профессионального образования.
Количество мест в 10-11 классах ограничено. Чтобы туда попасть, надо выдержать испытания. В большинстве случаев именно так и происходит. Однако возникают ситуации, когда школа не может набрать такие специализированные классы и открывает свои двери всем желающим (или не желающим, но направленным туда по твёрдой воле родителей).
Как правило, в одной школе в параллелях 10-11 классов есть профильные (например, естественно - научные, гуманитарные, социально - экономические или технологические, далее по тексту "профи") и универсальные (для учеников, которые ещё не определились с выбором профессии и обучаются на базовом уровне, что не исключает углубление предметов, далее по тексту "универсалы"). Понятно, что качественный состав учащихся в таких группах различен. Ребята, которые обучаются предметам выбранного ими профиля, заинтересованы в том, чтобы получить знания в полном объёме. В то время, как "универсалы" зачастую приходят на занятия, чтобы просто "посидеть в телефонах" и пообщаться с друзьями. Отношение таких учеников к своей работе - получению знаний отвратительное. Для этой категории обучающихся важны не знания, а отметки.
На Форме 2 к репетитору приходит ученик, отдающий себе отчёт в том, что у него есть пробелы в знаниях. Он понимает, что родители платят за него не маленькие деньги. Замечу, что иногда ученики сами удалённо зарабатывают и оплачивают своё обучение. Отсюда - желание учиться и огромное трудолюбие, а как результат - улучшение успеваемости, радость от занятий и поступление в выбранный вуз.
На Форме 3 обучаются дети, которые уже учатся в этой же школе, но бюджет родителей не позволяет нанять репетитора, либо ученики, которые думают, что, посещая курсы, они улучшат свои оценки по предмету (часто предмет преподаёт тот же учитель, что ведёт занятия в их классе). Эта категория учеников не отличается дисциплиной: может пропускать занятия, не делать домашнюю работу, зная, что отметки не выставляются.
Количество часов на изучение предмета, особенности программ обучения, возможность систематизации и углубления знаний
В школьном году в среднем 34 учебные недели.
Если ребёнок обучается на Форме 1 в профильном классе с одним из основных предметов - математика (не стану разделять на части - алгебру и геометрию), то ему выдадут 7-8 часов (по 40 минут) в неделю. От чего это зависит? К 6 часам основной программы добавятся либо часы факультативных, либо часы элективных курсов. В чём разница между ними? Факультативные курсы - это необязательные курсы. А элективные - это те курсы, которые обучающийся должен выбрать в обязательном порядке, они выполняют функции "надстройки" профильного учебного предмета, углубляя его в полной мере. У "универсалов" количество часов на изучение предмета "математика" меньше на час-два в неделю, т.е. 6 часов. Таким образом, "профи" занимаются 4 часа 40 минут - 5 часов 20 минут, а "универсалы" - 4 часа. Максимальная разница составляет между ними 1 астрономический час и 20 минут.
Занятиям на Форме 2 "профи" реально могут уделять 1,5-2 часа в неделю. Количество часов может быть и больше. Но надо учитывать, что помимо математики есть и другие дисциплины, которые тоже дополнительно проходятся с репетиторами, и увлечения детей - занятия спортом, танцами, изучение предметов художественной и музыкальной школ. "Универсалы" тратят 1-2 часа в неделю в зависимости от того, какой уровень экзамена выбирают.
На Форме 3 учатся максимально 2 часа в неделю (т. е. 1 час 20 минут).
Вопреки ударам в грудь педагогов и убеждениям, что старшеклассников не натаскивают перед экзаменами, всё происходит как раз наоборот. Начиная с 10 по 11 класс учителя, "предвкушая" результаты испытаний, всеми силами пытаются вместе с обязательной программой за этот период обучения выдать дополнительный материал. И это у них не получается. Большинство педагогов опускает руки, понимая, что поднять неподъёмное невозможно. И тогда они, не стесняясь, отправляют на Форму 2 и Форму 3 своих "нерадивых" учеников.
Почему ничего не получается?
Тому несколько причин:
- На Форме 1 большое количество учеников - 25-30 человек. Не смотря на конкурсный отбор, обучающиеся подготовлены по-разному, они имеют отличные друг от друга физические и психологические особенности, различное воспитание и мотивации. Поэтому глубина и скорость восприятия выдаваемого материала не одинаковые.
- Учитель не может выдать одновременно таким детям материал профильного и базового уровня. И что делать? На начало 10 класса все 30 человек "универсалов" желают сдавать только "базу", а на 1 сентября 11 класса из таких желающих остаётся лишь 5-6 человек. Программа для них не рассчитана на обучение по профильному уровню. И получается, что в одном классе сидят те, кому надо будет сдавать "профиль", и те, кому он вообще не нужен. Представьте весь кошмар, которому подвергается педагог, подготавливая учеников к разным уровням экзамена.
- На самом деле не всё количество отведённого на урок времени на Форме 1 уходит на изучение предмета. Вычтите отсюда проходы учителем при проверке домашних заданий (6-10 минут), проверку последних у доски (10-15 минут). То есть половина урока "съедается" только домашним заданим (исключение - это когда педагог решит, что наполняемость журнала оценками низкая и соберёт тетради на проверку). Добавьте сюда дебаты о нужности математики, призывы к дисциплине и сосредоточению на уроке.
- Значительная часть времени (в среднем 1-2 часа в неделю) уходит на написание различного типа работ (диктантов, самостоятельных, проверочных, контрольных). Это связано с тем, что современное образование культивирует деятельностный подход в обучении: "Решай, даже если не владеешь теорией."
Таким образом, получается, что в среднем 20*6=120 минут=2 часа уходит только на проверку домашних работ. Плюс 1-2 часа на всякие разные работы, оцениваемые учителем. То есть 3-4 часа в неделю "пропадает" для отдельно взятого ученика. На освоение нового материала остаётся у "профи" 1 час 20 минут, а "универсалы" изучают и закрепляют новое 1 час.
В связи с этими расчётами слова родителя кажутся справедливыми. Почему?
Во-первых, на Форме 2 обучающийся не может не выполнить домашнее задание. "Но ведь не всегда что-то получается," - можете сказать вы. Это не совсем так. Репетитор так строит свои занятия, что успешное выполнение домашней работы априори заложено в них. Однако, хорошие репетиторы, не дающие моментальные правильные ответы, а приводящие к ним, могут составлять такие задания, которые укладываются в идеи урока лишь после некоторого мозгового усилия. Вот тогда с выполнением задания могут возникнут проблемы. Ученик после урока с репетитором должен почувствовать удовлетворение и желание закрепить то, чему научился, тогда у него обязательно появится уверенность в полученных знаниях.
Во-вторых, ребёнок учится организовывать свою рабочую неделю, зная, что урок должен быть выполнен. Обязательно. Поэтому он выбирает время, место для своей подготовки, ценит каждую минуту. Ребята рассказывали мне, что погружение в предмет было настолько сильным, что теорию учили даже в транспорте, а решения "не поддающихся" задач приходили им во сне или на вечеринках.
В-третьих, проверка домашнего задания занимает не более 10 минут. И она нужна лишь для корректировки хода решения. Если что-то не выполнено, хотя попытки были, то это подвергается более тщательному изучению.
В-четвёртых, репетиторы имеют систематизированный теоретический материал на электронных и бумажных носителях. Тратится минимум времени на объяснения, которые не надо записывать, а лишь изучать и применять. К сожалению, даже если такой материал выкладывать в группах или беседах на Форме 1, многие ученики не распечатывают его, надеясь "на потом".
В-пятых, работая индивидуально, репетитор понимает проблемы обучающегося, знает его сильные и слабые стороны, поэтому выстраивает занятия под "этого конкретного ученика". На Форме 1 невозможно в группе из 25-30 человек выстроить 25-30 индивидуальных траекторий. Новые стандарты, заложенные в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, не работают совершенно, когда в классе такое количество учеников. Тем более, если уровни, к которым стремятся "универсалы", разные.
На Форме 3 сложностей тоже хватает. Из-за того, что в одной группе могут оказаться "профи" и "универсалы" выстроить занятие ориентированно на каждого почти не возможно.
Таким образом, ликвидировать пробелы, углубить и расширить знания способен только репетитор.
Комфортность проведения занятий для учителя. Комфортность при восприятии материала учеником
Если на Форме 1 обучаются школьники с разными способностями, то сильных ребят раздражает, что слабые тормозят, а слабых злит, что сильные всё схватывают и "убегают" вперёд. Отсюда - дискомфорт и напряжённая обстановка на уроках. Учителю тоже "не по себе", так как из-за отстающих он не может выдать материал в полном объёме и сверх этого объёма. Должен ли он стараться донести слабым за счёт времени то, что они усваивают с трудом? Или он пойдёт вперед, не дожидаясь , что его поймут? И как тогда быть с сильными учениками? Бесконечно давать им дополнительные задания? А контроль? Вы понимаете меня? Это - кошмар для учителя.
На Форме 2 всё замечательно: взаимопонимание двух людей, имеющих цели и мощные мотиваторы, даёт возможность выработать определённый темп занятия.
На Форме 3 ситуация такая же, как на Форме 1.
Стоимость предполагаемых курсов
О стоимости занятий на Форме 2 написано в этой моей статье. На Форме 1 родители ничего не платят. На Форме 3 в нашем городе родители оплачивают обучение, исходя из 200 руб. за 1 час (40 минут). В одних школах это 4800 руб. (24 занятия в течение 6 месяцев), в других - 9600 руб. (48 занятий в течение 6 месяцев). С меньшей суммой занятия оплачиваются в 2 приёма. С большей - помесячно. Поэтому некоторые ученики "соскакивают" либо из-за дискомфорта на занятиях, либо от того, что всё-таки приходится учиться, а это надоедает.
Результаты
А вот это - отдельная спорная тема. Почему? Потому, что всё, что вложено в ребёнка репетитором, а это - не только знания, но и уверенность его в своих силах, душевный подъём, его надежды приписывается школьному учителю. И великолепные баллы на экзаменах тоже считаются заслугой преподавателя. То есть, с одной стороны, он даёт знания, а с другой - не все и не в полном объёме (почему, смотрите выше).
Но одно бесспорно: где бы ребёнок ни занимался дополнительно, это ему - во благо. И все усилия педагогов, работающих с ним, приводят к хорошим результатам. Школьный учитель закладывает базу, репетитор ликвидирует пробелы, систематизирует и углубляет знания. В таком тандеме ученику ничего не остаётся, как получить качественное образование.
Источник иллюстраций: Яндекс. Картинки