Найти тему
Вот это да!

3 идеи, как заменить обычных полицейских

В связи с недавними событиями в США, связанными с убийством полицейскими темнокожего американца, во всем мире началось обсуждение проблемы полицейского насилия и необоснованного применения ими силы. Предлагаю вам познакомиться с 3 идеями, которые предлагают на западе для снижения риска полицейского произвола. Подойдут ли они нам?

Кадр из кинофильма "Полицейская академия"
Кадр из кинофильма "Полицейская академия"

1. Создание института посредников для решения мелких бытовых вопросов.

Согласитесь, не всегда оправданным является вызов полиции для решения таких вопросов, как шумные соседи, ссоры между членами семьи, плохое поведение домашних животных и т.п. Разумеется, любая незначительная ссора может перерасти в серьезный конфликт с применением насилия. Но почему обязательно возлагать их решение на вооруженных людей? Во многих случаях это только излишне обостряет ситуацию, провоцирует на еще большую агрессию, приводит к арестам и дракам.

Вот почему в целом ряде стран, таких как Великобритания, Бельгия, Франция, ЮАР, создают специальный класс людей, которых можно назвать "профессионалами общественной безопасности". Они не вооружены, не имеют таких широких полномочий, как полицейские, и сосредоточены на таких сферах, как работа с молодежью, посредничество в конфликтах, патрулирование, профилактика преступности. Их специально обучают психологическим приемам разрешения конфликтов, одевают в особую форму, отличную от полицейской, они могут уделить каждой проблемной ситуации гораздо больше времени, чем полицейские, несколько часов и даже дней. Предварительные результаты их работы выглядят вполне многообещающими.

Для подобных служб выделят специальные номера телефонов, по аналогии с 911. В крайних случаях они сами будут вызывать полицию, если ситуация выходит из-под контроля.

2. Создать мобильные группы быстрого реагирования на кризисные ситуации.

Около 20% всех звонков, поступающих в полицию, приходят от асоциальных личностей, наркоманов, страдающих алкоголизмом и психически больных людей. В большинстве случаев решение их проблем не входит в компетенцию сотрудников полиции. Такие "некриминальные" обращения можно было бы перенаправлять особой группе специалистов, хорошо подготовленных к решению проблем в области психического здоровья, лечения зависимостей, социальной работы. Они не будут размахивать оружием, угрожать, сажать в тюрьму. Они смогут оказать квалифицированную помощь, совет (в большинстве случаев этого будет достаточно), а при необходимости направят на более высокий уровень решения проблемы. По опыту работы подобной мобильной группы в одном из американских штатов, последующий вызов полиции таким сотрудникам требуется менее чем в 1% случаев.

Одной из разновидностей этого подхода является создание смешанных подразделений, включающих как полицейских, так и антикризисных специалистов. Последние вначале пытаются самостоятельно разрядить/разрешить ситуацию, в то время как полицейские находятся вне поля зрения и подключаются только в случае крайней необходимости.

3. Расширение этнического самоконтроля.

А что если вместо внешнего контроля и регулирования этнических групп дать им возможность самостоятельно регулировать внутренние конфликты, в определенных разумных пределах, конечно? Можно отдавать предпочтение при наборе в органы местного самоуправления, полицию выходцам из той же самой общины, в которой они будут работать. Это позволит избавиться от многих предрассудков и предвзятого отношения, повысит ответственность и доверие к органам правопорядка.

Подобная идея начала реализовываться в Австралии в 1990-х годах. Местные тюрьмы в то время были переполнены представителями коренных народов. Причину этого правительство увидело в системном предубеждении и не справедливости по отношению к ним. В результате был принято решение создать что-то вроде буфера между уголовной системой и коренными жителями в виде различных форм самоконтроля общества. Уровень преступности в некоторых районах снизился на 30%.

Это далеко не полный перечень предлагаемых мер. Можно не верить в их эффективность и найти примеры, где они не привели к ожидаемым результатам, но это не значит, по мнению авторов подобных инициатив, что все надо оставить так, как есть. Действующая система, по их мнению, уже потерпела неудачу, и ее надо менять. Вопрос лишь в том, готовы ли мы к тому, чтобы ее менять? А возможна ли реализация подобных идей в нашей стране? И к чему это может привести?