Эпохе принципата посвящается.
Без всяких сомнений, первого июля произошло весьма знаменательное и замечательное событие. Не менее значимым стало и четвертое июля.
Каких-то две тысячи лет назад - словно это было вчера! - Тиберий Юлий Александр приказывает своим римским легионам в Александрии поклясться в верности Веспасиану Флавию как императору. И всего лишь 250 лет назад жители тринадцати британских колоний принимают Декларацію Незалежності.
События эти напрямую не связаны, но имеют исторические параллели и ряд аналогий, в том числе и с днем сегодняшним. И Флавии, и отцы-основатели не страдали излишней знатностью, были близки к плебсу, повоевали и вошли в историю.
Поскольку любая аналогия является ложной, мы перейдем непосредственно к истории.
Веспасиан пришел к власти по итогам гражданской войны, и, в общем, наследовал Юлиям-Клавдиям. Основателем императорской династии Юлиев-Клавдиев считается никто иной как сам Цезарь. Однако Цезарь скончался от ранений несколько раньше, чем успел установить императорскую власть и сам императором не стал. Разумеется, путь Цезаря был именно путем императора, но по трудовой книжке Гай Юлий числился всего-навсего диктатором. Однако его дело продолжил внучатый племенник - Октавиан Август.
Те кто смотрел фильм "Клеопатра" 1963 года помнят разнузданные приключения Марка Антония и царицы Клеопатра. Как пишет Сатирикон "пылкий Антоний вскоре попал в сети египетской царицы Клеопатры и впал в изнеженный образ жизни". В конце фильма решающее военное поражение Антонию наносит именно Октавиан Август. После того, как очередной спор римлян между собою был разрешен, Август устроил череду триумфов (аж целых три), восшествовал на престол и сказал что будет императором (должность учреждена) Римской империи (рабочее место создано), ибо чего теперь.
Блестящий Цезарь как-то сказал «Сулла не знал и азов политики, если отказался от власти». Не столь сияющий Октавиан Август вел себя скромнее, но главным для него была власть.
Август создавал новую систему власти, опираясь на наследие Цезаря. Гай Юлий занимал не только должность диктатора, но и ряд других. Как известно, он был консулом, одновременно являясь трибуном. Однако, консульские полномочия - дело благородных по происхождению людей, патрициев, к каковым Цезарь и относился. Должность же трибуна была предназначена для представительства плебса, такой республиканский противовес. То есть, патриций не мог стать трибуном по определению. Юлий Цезарь стал. Что оставалось делать Августу, как не пойти по стопам приемного отца?
Согласно Сатирикону "Октавий был, по свидетельству историков, человеком небольшого роста, но тем не менее очень хитрым": собрал республиканские полномочия, объединил в своем лице патрициев и плебеев, сохранил выборные должности и Сенат (позднее его наследник Калигула приведет туда лошадку).
Система созданная Августом сегодня называется принципатом (от названия почётного титула принцепс - первый в сенате). Принципат сохранил республиканский строй и политические институты Римской республики, хотя, по сути, это уже была Римская империя.
Весьма интересное определение принципата дается в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (некоторым образом 1898 год):
"Октавиан закончил реорганизацию государства восстановлением правильного управления взамен господствовавшей анархии и водворил новый режим единоличной власти, прикрыв его республиканскими формами. С правовой точки зрения, принципат есть двоевластие, при которой носителями власти являются, с одной стороны, народ и сенат, с другой — император. Новая власть легитимизировалась при помощи принципов старого права путем постепенного их проведения, с медленностью, которая отличала образ действия Августа. Август даже боялся вводить такие правовые понятия, которые противоречили бы идее республиканских форм: он отказался от звания диктатора, запретил называть себя господином (dominus), не принял титула царя (rex), не позволял открыто воздавать ему божеские почести. Титул императора он удержал за собой по примеру приемного отца, считая этот титул своим наследством".
Кратко резюмируя, согласно Сатирикону, Октавий стал управлять государством неограниченно, но царского титула он не принял:
"— К чему? — сказал он. — Зовите меня сокращенно императором".