Найти тему
Matvey Skvortsov

Уфимские трамвайные вагоны РВЗ-6М2 - 1 часть.

Город Уфа был одним из городов Советского Союза эксплуатировавшим трамвайные вагоны РВЗ-6 выпускавшихся Рижским вагоностроительным заводом. Вагоны РВЗ6 были дальнейшим развитием трамвайных вагонов МТВ-82, если же копнуть глубже - основаны на американских вагонах РСС.

Вагон на остановке "ул.  Гафури".
Вагон на остановке "ул. Гафури".

Вагоны РВЗ-6, в различных модификациях, эксплуатировались в Уфе до 2009 года, модификация РВЗ-6М2 отработала до 2009 года, более ранние модификации трамвая были списаны в 90-х годах. С первого и до последнего вагона в Уфе эксплуатантом было Депо №1 "имени Зорина", примерно до начала 90-х в депо параллельно эксплуатировали Татры и РВЗ, затем, с приходом вагонов КТМ, Татры передали во второе и третье депо.

Спуск на улице Революционной.
Спуск на улице Революционной.

Вагон РВЗ-6 был односторонним, две двустворчатые ширмовые двери были с одной стороны кузова вагона, кабина управления одна, с высоким полом, оснащён электрическим, механическим и пневматическим тормозами. Яркими чертами вагона были: одна фара, расположенная под стёклами кабины, мягкие диваны в салоне для пассажиров (кожзам и под ним пружины), стук компрессора и архаичный дизайн вагона.

Служебный трамвай на улице Аксакова - ремонт путей.
Служебный трамвай на улице Аксакова - ремонт путей.

Возможно называя дизайн вагона "архаичным" я для кого-то буду не прав, возможно... Однако по сравнению с яркими Татрами Т-3, с плавными контурами, красной окраской и особенно - с тремя дверьми, вагоны РВЗ-6 смотрелись достаточно старо, многие в нулевых годах думали, что вагоны РВЗ были выпущены ещё в 50-х годах, хотя в то время эксплуатировались вагоны РВЗ выпуска конца 80-х. Прав я или нет относительно впечатления от вагона РВЗ - напишите в комментариях.

Остановка "ул. Аксакова" - деревянный дом ныне снесён, мозаика с завода УАПО сколота.
Остановка "ул. Аксакова" - деревянный дом ныне снесён, мозаика с завода УАПО сколота.

В Уфе РВЗ обслуживали южную (центральную часть) города, с заездом по маршруту в северную часть города Уфы. До появления вагонов КТМ в Уфе вагоны РВЗ "царствовали" на маршрутах на вокзал и в Зелёную рощу, ниже вставил схему трамвайных маршрутов города Уфы (полный размер схемы). Причинами, по которым только РВЗ обслуживали вокзал и Зелёную рощу, точно мне не известны, в основном говорят, что из-за сложного профиля (перепад высот) и оснащённый несколькими видами тормозов вагон РВЗ должен был остановиться в любом случае. Однако Татры, у которых отсутствовал пневмотормоз, совершенно спокойно и без происшествий работали на маршруте по улице Трамвайной (да и сейчас работают), где перепад высот соответствует линии на вокзал.

-5

Вагоны работали на линии как одним вагоном, так и двух вагонными сцепами, трёх вагонных трамвайных поездов в Уфе не было. Только одиночные вагоны ходили на вокзальных маршрутах, на остальных маршрутах были как одиночные вагоны, так и двух вагонные сцепы. Здесь оговорюсь, что двух вагонными работали вагоны именно РВЗ-6М2.

Кольцо "ул. Пушкина" - с новым, на 2008 год, вагоном Т6Б5 (последние из выпущенных), на заднем плане здании Хореографического колледжа (в этом колледже, а точнее училище учился Р. Нуриев).
Кольцо "ул. Пушкина" - с новым, на 2008 год, вагоном Т6Б5 (последние из выпущенных), на заднем плане здании Хореографического колледжа (в этом колледже, а точнее училище учился Р. Нуриев).

Вспомнил! Вагон был достаточно тёмным, освещён он был лампами накаливания установленными за стеклянными плафонами и толщина стекла в этих плафонах была приличной. По ощущениям, света было меньше чем в КТМ и существенно меньше чем в Татре.

Про кабину. Один раз удалось посидеть в кабине - тесновато, запомнился пневматический привод дворников лобового стекла, индикаторные лампы на панели были закрыты не прозрачными пластиковыми колпаками, а металлическими, с просверленными дырками.

Угол улиц Свердлова и Султанова, вагон подъезжает к кольцу "ул. Пушкина"
Угол улиц Свердлова и Султанова, вагон подъезжает к кольцу "ул. Пушкина"

В детстве, вероятно все мальчишки любят смотреть, как водитель управляет транспортом. Я помню - у кабины Икаруса-280 стояли дети и жадно смотрели как водитель управляет автобусом, РВЗ-6 был самый интересный трамвай для наблюдения за водителем, был существенный минус - только через окно двери кабины водителя и стоять там можно было только при пустом вагоне или на выходе (иначе снесут пассажиры). Если в Татре, управляющейся ногами, водитель нажимал только на кнопки управления дверьми, то в РВЗ водитель шустро работала обеими руками - под левой рукой у водителя был контроллер управления, а под правой рукой - кран пневматического тормоза.

Больше сочетания вагонов трёх моделей на кольце "ул. Пушкина" не увидеть, РВЗ разрезаны, Татры работают на севере города.
Больше сочетания вагонов трёх моделей на кольце "ул. Пушкина" не увидеть, РВЗ разрезаны, Татры работают на севере города.

Уфимские трамваи РВЗ6М2 на распиле.
Уфимские трамвайные вагоны РВЗ-6М2 - 2 часть.