«Мертвец» Джима Джармуша – это уже практически легендарный фильм о «пути воина», созревании человеческого духа, дополненный чарующей и завораживающей музыкой Нила Янга.
Молодой бухгалтер (Джони Депп) отправляется из «цивилизованной» столицы в самый что ни на есть Дикий Запад, где человеческая жизнь стоит дешевле табака, свирепствуют законы джунглей, везде рыскают наемные убийцы и отряды ковбоев в поисках индейских и не только скальпов.
Этот переход от цивилизации к дикости Джармуш показал кадрами сменяющихся пассажиров поезда – от респектабельных, хорошо одетых джентельменов до бандитов, вооруженных до зубов.
« – А зачем тебе револьвер?
– Америка!»
Из наивного, неуклюжего и немножко нелепого офисного служащего герой постепенно и неумолимо превращается в хладнокровного, но справедливого воина, идущего туда, куда зовет дорога, сквозь людей и обстоятельства на пути постижения самого себя.
В этом поможет спутник – индеец, потерявший дом и обожающий стихи.
«Оружие заменит тебе язык. Отныне свои стихи ты будешь писать кровью».
Это одна из лучших, если не лучшая, роль Деппа за его карьеру. Фильм снят в фирменном созерцательном стиле мастера (о Джармуше мы еще будем говорить отдельно), погружающего нас и своего героя все глубже в транс, который к финалу достигает почти буддийской отрешенности.
Мы вместе с героем отдаемся потоку существования и плывем в каноэ своего тела к «месту, откуда приходят и куда возвращаются все духи»…
Джармуш населил пространство фильма гротескными, смешными и страшными персонажами, сочетающими в себе несовместимое – романтичность и жестокость, наивность и цинизм.
Людоеды, рассказывающие у костра друг другу сказки, или беспринципный наемный убийца с плюшевым мишкой… Режиссер иронизирует над людьми с любовью. Несмотря на то, что кино черно-белое, сами люди в нем – живые, яркие и полные оттенков.
И, конечно, Никто. Так зовут индейца-философа и спутника Дэппа по путешествию. Во всем этом хаосе и отсутствии смысла он – антагонист западного взгляда на вещи. Самодостаточен, мудр и весел, он - иной. Жизнь его подчинена высшей неведомой силе, которую он знает и чувствует. И он станет проводником в этот мистический мир для своего друга.
«Мертвец» – это символ, фильм-метафора. Человек вроде бы жив, но внутри он "мертвец", призрак с оболочкой человека, играющего свои роли. Джармуш даже самим названием намекает на то, что для перерождения из эгоистичного жалкого и смешного создания, мечущегося между своими желаниями и страхами, без смысла и цели, в «человека знания», шамана, нужна трансформация. Чтобы стать живым, необходимо парадоксальным образом умереть при жизни, и именно этот путь в символической и не только форме он демонстрирует на примере своего героя.
Телеграм-канал @КиноСтранник