Клоуны бывают разные: смешные и печальные, как в цирке, страшные и загадочные, как в фильмах ужасов. А бывают такие, которые помогают людям пережить боль, дают возможность вернуться в детство, быть счастливыми и беззаботными. Их называют больничными клоунами.
Екатерина Гурьева занимается больничной клоунадой 9 лет. Ее клоун Фрося приходит к тяжелобольным деткам в сложные периоды лечения, дарит им хорошее настроение и оставляет после себя особенную атмосферу.
Профессия больничного клоуна для Екатерины давно является частью мировоззрения, точкой отсчета начавшихся в ее жизни изменений. На многие происходящие события, сложные ситуации Катя научилась смотреть через призму клоунады. Также девушка является тренером-психологом неформального образования, работает с молодежью, ведет тренинги, обучает тех, кто захотел вступить в ряды больничных клоунов. Добровольцы изучают актерское мастерство, психологию, больничную гигиену, ищут своего персонажа. Екатерина уверена, что профессия - это призвание души, в этом и есть ее предназначение.
- Еще в школе я занималась танцами и хотела пойти в театральный кружок, но с последним так и не вышло. Однажды на электронную почту мне пришло письмо о том, что проходит кастинг на больничных клоунов. Я тогда не знала кто это, чем они занимаются, но решила попробовать. Оказалось, что это мое.
Больничная клоунада – это про честность. Ребенок чувствует все эмоции и сразу видит, если мы не искренни. Поэтому, если я чувствую усталость, то играю усталого клоуна, озорство – веселого и задорного. Мы не работаем как цирковые клоуны на арене, где очень важен яркий грим, бутафорские предметы, широкие жесты, громкость. Мы находимся в полуметре от ребенка, иногда ближе, он может просто испугаться взрыва хохота или сильного веселья, а в хирургическом отделении детям вообще нельзя смеяться, так как у них могут разойтись швы.
Вместе с ребенком я проживаю те чувства, которые у меня внутри. Среди них превалирует интерес, любопытство. Ведь каждая встреча – это всегда игра. А игра вызывает у моего клоуна именно эти эмоции.
Красный нос в мире больничных клоунов – особый атрибут. Он выступает неким средством эмоциональной защиты, самой маленькой известной маской в мире. Кроме того, это призыв к перевоплощению, вхождению в образ, разрешению быть открытым. А для ребенка красный нос - это приглашение к игре.
- В школе больничного клоуна мы изучаем возрастные особенности детей и соответственно фокусы и подстройки под ребенка. Смотрим, что окружает малыша, какие у него игрушки, настроение. Перед входом в отделение проходим трансмиссию с дежурным врачом или медсестрой, они сообщают нам об особенностях детей, поступлении новеньких, их заболеваниях, то есть определенная информация о маленьких пациентах нам дается изначально. Опираясь на нее, мы можем подстраиваться, придумывать игру.
Несмотря на то, что серьезные заболевания забирают у ребенка детство, встреча с клоуном дарит ему ощущение беззаботности. Каждый день этим детям приходится терпеть боль, медицинские процедуры, им нельзя выходить на улицу, они долго не бывают дома, не видят близких. В больнице дети очень быстро взрослеют, а появление клоуна дает возможность снова вернуться в детство, быть счастливым, быть ребенком.
Автономная некоммерческая организация «Больничные клоуны», в которой состоит Екатерина, действует в шести регионах России - Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону, Орле и Рязани. В других городах больничные клоуны - это добровольцы от благотворительных фондов, которые не получают за свою деятельность заработную плату.
- Мы взаимодействуем с клоунским сообществом российского и международного уровня, ежегодно наша организация проводит обучающие семинары, а каждые полгода мы перенимаем опыт у зарубежных коллег. Клоунада за границей значительно старше, в России ей всего около 12 лет, а в других странах - 40-45. Представители АНО «Больничные клоуны» посещают научные международные конференции по больничной клоунаде. С периодичностью в несколько лет проводится социальный инклюзивный фестиваль больничных клоунов в Москве, приглашаются дети и съезжаются участники со всей страны, входящие в нашу организацию и другие волонтерские объединения. Это налаженная работа большого сообщества людей.
Еще Екатерина занимается научной деятельностью. Она выпустила книгу «Озорно о серьезном», написанную от лица своего больничного клоуна. Эта книга об общечеловеческих ценностях, вдохновении, радости жизни, мотивации, а после каждой главы есть интересные задания для детей и взрослых. На основе пока не защищенной диссертации о личностных психологических особенностях людей, выбирающих профессию больничного клоуна, издана авторская монография.
- Моего больничного клоуна зовут Фрося. Она очень открытая, громкая, иногда на контрасте со мной. Любой персонаж – это часть нас, поэтому ее образ связан с моей личностью. Я родилась в маленьком провинциальном городе, 9 лет занималась народными танцами, и персонаж родился откуда-то из глубины моего внутреннего ощущения себя деревенской жительницей.
Больничные клоуны – это не обычные аниматоры, которые работают в клинике. Это профессионалы, они постоянно совершенствуются, учатся, развиваются. Существует единый кодекс больничной клоунады, действующий по всему миру. Он был написан французской организацией больничных клоунов и переведен на все языки. Текст кодекса можно найти на сайте организации www.medclown.ru. В нем уделяется большое внимание мировоззрению, честности, доверию, заповеди «не навреди», подобной врачебной. Семинары для волонтеров проводятся с целью сформировать у них единое понимание образа больничного клоуна, показать, что это действительно серьезная, важная, эмоционально затратная профессия. Для этого и существует сообщество больничных клоунов.
- Работая в больнице, мы общаемся не только с детьми и их родителями, но и врачами, медицинским и техническим персоналом. Все, кого мы встречаем в больничных коридорах, вовлекаются в игру. Часто выходит так, что клоун заходит в палату на 15-20 минут. За этот короткий промежуток времени трудно что-то изменить в настроении ребенка, но мы пытаемся создать ощущение изменений, задать другой ритм. Нам важно, чтобы мы не просто пришли, повеселили детей и ушли, нам необходимо прийти, изменить атмосферу, а когда мы уйдем, игра должна продолжаться. Тогда родители, врачи и персонал больницы будут по-другому смотреть на ситуацию, а это все влияет на выздоровление ребенка, общий настрой.
Если я чувствую, что в палате печальное настроение, я могу перевести его на лирическое, например, начинаю играть на музыкальной шкатулке или пускать мыльные пузыри. Атмосфера меняется, необязательно на хохот и безудержное веселье, но становится легче дышать, начинается игра. Мы никогда не обрываем нашу встречу с детьми словами «Привет» или «Пока», это всегда плавный вход, не нарушая чужих границ, интересов. Если в этот момент мама уже играет с ребенком, мы можем и не входить, ведь у них сейчас все прекрасно, и мы не будем нарушать этот момент. Выходим также, не обрывая диалог, а оставляя их с этой игрой.
В месяц каждый клоун бывает в больнице до 8 раз – это одно или два посещения в неделю. Приходить чаще эмоционально затратно, и так как клоунада не для всех является основной профессией, нужно уделять время другой работе. Команда больничных клоунов большая, поэтому выходит так, что за неделю детей посетят 8 клоунов, которые за один выход обходят два или три отделения.
- Мы работаем не только в детской больнице, но и в хосписах с взрослыми пациентами, домах престарелых - с пожилыми и инвалидами. Бывает, приезжая в дом престарелых, мы узнаем, что кто-то ушел из жизни, в клоунаде это называется именно «ушел». Об этом нам сообщают и в детских отделениях. Радостной новостью становится сообщение о ремиссии, выздоровлении, ведь наша задача способствовать этому регулярно, системно, на профессиональном уровне.
Во всем мире больничный клоун является штатной единицей учреждения и является таким же работником, как и другие. В России профессия больничного клоуна официально пока не признана. Исследование, отраженное в диссертации Екатерины посвящено тому, чтобы доказать важность, нужность этой профессии и получению возможности клоунам работать в штате больницы.
На мастер-классах для врачей, как тренер, Екатерина рассказывает об эмоциональной связи с детьми, так как в медицинских вузах будущих врачей, к сожалению, не учат установлению контакта с пациентами. Это не всем доступно сразу, а приходит с опытом или личностными особенностями. С врачами обсуждается и тема эмоционального выгорания: как с помощью клоунады, упражнений снимать лишнее напряжение, расслабляться, потому что клоунада - это открытость, интерес к себе, миру, людям вокруг.
- Я думаю, любая профессия меняет людей внутренне, есть понимание профессионального выгорания, деформации, у нас это тоже бывает. Но я знаю, что это мое предназначение, я вижу результат и понимаю важность этой профессии. Вообще все больничные клоуны мечтают о том, чтобы у них больше не было работы и чтобы все были здоровы.
Лена Тетерина