Мой отзыв, возможно, получится сумбурным и местами не последовательным, поскольку впечатлений и эмоций после прохождения так много, что выстроить какую-то четкую и структурно выверенную нить повествования очень непросто, но я постараюсь, ведь промолчать и сдержать весь спектр впечатлений я не могу.
Сразу отмечу, что я прочитал огромное количество негативных отзывов и проанализировал их, поэтому хочу начать именно с этого.
Многие люди пишут, что разочарованы сюжетом, при чем не дают каких-либо вменяемых доводов почему - просто не понравилось и все. Другим не понравились главные герои из-за наличия ЛГБТ повестки, феминизма и прочего. Примечательно то, что в основной массе, как я уже сказал, люди ставят низкую оценку и объясняют это одним - двумя предложениями: нелогичный сюжет; отвратительные персонажи, которым не хочется сопереживать; ЛГБТ; феминизм и т.д. Такая позиция критиков огорчает, ведь если ты ставишь единицу и тебе не лень это делать - будь добр объяснить почему.
Итак, по порядку. Сюжет. Первая часть этой прекрасной игры была очень душевной и человечной, мы видели, как меняются главные герои и к чему привело их долгое путешествие. По сути, первая часть повествует о том, как чужие друг другу люди, несмотря на творящиеся вокруг события, становятся близкими друзьями и по-настоящему родными людьми, а так же о том, на что готов пойти человек ради того, кто ему дорог. Эта часть о людях и о том, как остаться людьми в уничтоженном мире, где все понятия морали и чести извращены и практически уничтожены. Персонажи близки игрокам - они обычные люди, оказавшиеся в тяжелом положении. Джоэл и Элли не обладают какими-то сверхспособностями (не берем во внимание иммунитет Элли), они пытаются выживать и найти хоть какой-то смысл в существовании, что-то, ради чего стоит жить и стоит убивать.
В конце первой части у Джоэла стоял выбор - дать шанс человечеству или спасти родного человека, заплатив за это непомерно высокую цену. И Джоэл не раздумывая выбрал жизнь Элли. Это очень трогательно, грустно и человечно. Глядя на историю со стороны, мне, как обычному обывателю, хочется верить, что я принял бы такое же решение, хотя я ни за что не хотел бы оказаться перед подобным выбором. История первой части заканчивается клятвой Джоэла в том, что он сказал Элли правду, клятве ложной, но спасительной. Уже в тот момент разработчики дали огромный намек на то, что Элли может не простить Джоэла, если узнает всю правду. Такая концовка просто разрывала сердце и мне очень хотелось увидеть продолжение, хотя в глубине души я понимал, что поступок Джоэла приведет к ужасным последствиям.
Более шести лет потребовалось разработчикам для того, чтобы проработать историю, для того, чтобы показать нам этот ужасный и, в то же время, прекрасный, притягательный мир конца человечества. После прохождения второй части я понял, что ждал не напрасно.
Сюжетные повороты. После событий первой части прошло четыре года, Элли повзрослела, а Джоэл постарел. Мне было невероятно приятно видеть любимых героев и сопереживать им. Но ощущение чего-то ужасного не покидало, вся игра пропитана страхом за главных героев и за то, к чему приведет вся эта история.
Элли влюблена в девушку. Это мы знаем еще со времен первой части. Я не являюсь сторонником популяризации ЛГБТ в массах. Мне не доставляет удовольствиях видеть в каждом фильме, сериале, а теперь уже и книгах, навязывание и акцентирование внимания на сексуальных меньшинствах. Геев и лесбиянок демонстрируют везде где только можно и делают это навязчиво и, зачастую, отвратно. Вторая часть этой замечательной игры, наверное, единственное произведение, в котором наличие нетрадиционной сексуальной ориентации не вызывает лично у меня отвращения и желания прекратить знакомство с картиной. Ориентация главных героев не стоит во главе угла всего произведения. Команде разработчиков удалось показать однополую любовь настолько тонко и аккуратно, что я искренне верил всему происходящему на экране. Персонажи живые и настоящие, они не лезут друг другу в штаны при первом удобном случае и только ради посыла: смотрите, в нашей игре есть ЛГБТ-персонажи! Нет, здесь все обстоит иначе. Достигается это, как ни странно, человечным отношением героев, в их прикосновения и взглядах, в их поступках! Я вижу двух любящих людей, две родственные души, которые смогли найти друг друга. Это очень сильно и невероятно.
Смерть Джоэла. У каждого поступка имеются последствия. Судьба Джоэла наглядный тому пример. Это очень эмоциональный и душераздирающий момент, смерть человека к которому ты проникся, которого ты понял, за которого переживал. Джоэл был сильным персонажем и не просто набором цифрового кода, для меня он был живым человеком, а его смерть навсегда отпечаталась в сердце. Самое обидное то, что его смерть закономерна, невозможно убить такое количество людей и остаться безнаказанным. Важно еще и то, что сам Джоэл это понимал, когда Эбби намекнула ему на то, кто она - Джоэл все понял и сказал сделать все быстро и не тянуть. В глубине души он ждал чего-то подобного и был к этому готов. В тот момент, когда Эбби нанесла смертельный удар мы воспринимаем ее и ее друзей как абсолютное зло, у игрока рождается чувство невосполнимой утраты и дикое желание мстить, равно как и у Элли. Я был уверен что хладнокровно, на протяжении всей игры буду уничтожать этих гадов и моя рука не дрогнет. Однако, мне не давала покоя одна мысль - почему такие жестокие люди оставили Томми и Элли в живых? Наверное у них были свои причины сделать то, что они сделали, показав при всей жестокости ситуации, что они не звери и не уничтожают всех подряд. Они пришли за жизнью Джоэла и они ее забрали, ни больше, ни меньше.
Месть. После смерти Джоэла игроку не понятно, знала ли Элли к тому моменту всю правду о событиях четырехлетней давности. Мы знаем только, что накануне убийства Джоэла Элли с ним повздорила. Идя дорогой кровной мести мы окунаемся в воспоминания и в какой-то момент (момент убийства Норы) приходит осознание того, что Элли все знает! В своих воспоминаниях она сказала Джоэлу, что вернется в Джексон, но на этом все, их отношениям пришел конец. Но, глядя на события в настоящем, мы понимаем, что она не просто знает - она простила Джоэла, она приняла его поступок и жертву, иначе о какой мести могла бы идти речь! От осознания этого просто сносит крышу. Несмотря на все грустные и печальные события, Элли смогла простить. И это оставляет на душе теплый отпечаток.
Многие комментаторы пишут, что во второй части игры создатели сделали Джоэла виновником всех событий, что вакцину точно смогли бы создать если бы не он. Но вот один вопрос - где об этом говорится в игре? Разработчики наоборот, подчеркивают, что виноваты абсолютно все! Цикады виновны в том, что не оставили Джоэлу и Элли выбора, Джоэл виновен в убийстве хороших, по своей сути, людей. Элли и Эбби виновны в смертях своих друзей и близких из-за жестокого пути мести. Авторы демонстрируют отсутствие абсолютного зла, они показывают во многом похожих людей, которые любят, выживают, дружат и поддаются эмоциям. Здесь нет злодеев, только люди и их поступки.
Другие комментирующие отмечали, что им было не приятно играть за Эбби, антигероя и мужеподобную женщину. Они, в качестве претензии, пишут: почему мне не дали выбора; почему меня заставили играть за злодея и отвратительного персонажа; я хотел ее замочить, а меня заставляют за нее играть? Читая такие отзывы хочется верить, что подобные комментаторы никогда не будут занимать высокие государственные посты и не станут присяжными или судьями. Как же вы не поймете, что это было необходимо! Разработчики не просто показывают события , они рассказывают историю, и коль вы за ней наблюдаете - имейте совесть и с уважением относитесь к тому, о чем вам пытаются сказать! Вы же не пропускаете главы, когда читаете книги, не перематываете фильм на не интересных для вас моментах? Так же и здесь, мы должны были увидеть версию событий от лица Эбби, иначе как мы могли бы судить о ее решениях и поступках. У каждого события 2 стороны медали, а чтобы понять, прочувствовать историю - мы должны знать как можно больше о всех ее действующих лицах. Авторы во всем стараются показать двойственность истории и точек зрения, особенно, в карточках, которые подбирает Элли - мы видим сначала только лицевую сторону, имя и самого персонажа комикса, но чтобы понять какой он, нам нужно перевернуть карточку и посмотреть с обратной стороны.
Признаться честно, я не ожидал, что смогу проникнуться к персонажу Эбби настолько сильно, чтобы ей сопереживать, но я был не прав. Авторы так умело дергают за ниточки души, играют на эмоциях, что остается только восхищаться. Наглядный пример - сцены с посещением Музея и Океанариума. В процессе игры мы видим, рост персонажей, Эбби меняется, она - самый лучший убийца «шрамов» - берет под свою опеку двух детей серафитов, она убивает своих ради этих детей, она становится воплощением и повторением истории Джоэла, она теряет практически все, но в момент возможной мести она находит в себе силы остановиться! А это очень не просто! Месть ослепляет. Она понимает, что сама совершала чудовищные поступки и, хочется верить, что она поняла Джоэла, не приняла, но поняла. Поэтому она отказывается мстить. Многие писали, что в игре пропагандируетя феминизм в лице Эбби. Да о каком феминизме может идти речь? Или вы считаете, что сильных женских персонажей априори существовать не может? В условиях того мира в котором живут наши герои выжить можно только став сильным, а найти в себе силы к прощению для многих непосильная задача. Если вы видите в этом только феминизм - у вас большие проблемы.
Элли. Элли тоже проходит через рост и потери, но приходит к прощению другим путем. В ней было очень много злобы. Злобы на Джоэла за то, что он не сказал ей правды и не дал пожертвовать собой ради всего человечества, за то, что не оставил ей выбора; злобы на тех, кто отнял ее любимого человека и друзей. Но в самом финале она находит спокойствие, она понимает, что месть - скользкая и кривая дорога, которая может привести только к несчастью, она платит за это понимание огромную цену, как и Эбби, но она находит покой. Она находит силы не убивать своего врага, а отпустить.
Последняя сцена разговора Элли и Джоэла не может оставить равнодушным. Как же хорошо, что Элли успела поговорить с Джоэлом, успела сказать ему, что постарается простить, а слезы в глазах Джоэла дают понимание того, что он очень долго ждал этого разговора, он понимает, что она его простила, хотя и не сказала этого. Он понимает, что совершил правильный поступок и совершил бы его снова. Он обретает покой.
История полна боли и смертей, в основном погибают невинные персонажи, ради того, чтобы наши герои обрели душевный покой, это невероятно высокая цена и им теперь с этим жить.
Это история мести и прощения, история преодоления себя и осознания того, что не все в этой жизни так однозначно, как кажется. В нашем мире этот посыл актуален как никогда. Я невероятно рад, что пережил эти эмоции, узнал эту историю. А всем тем, кто так и не понял, почему Элли не убила Эбби я желаю никогда в своей жизни не столкнуться с чувствами горькой утраты и холодной мести. Эта история берет за живое и переворачивает внутренний мир наизнанку, она показывает нашу сущность и последствия неверных решений, это прекрасный урок того, как не нужно поступать и того, как бессмысленны войны и предрассудки.
Огромное спасибо разработчикам за эту прекрасную и горькую историю, за этот титанический труд, за прекрасный сюжет и по-настоящему живых персонажей которых я никогда не смогу забыть.