Ни для кого не секрет, что одна из самых уязвимых для мошенников категория граждан - это наши дорогие пенсионеры.
Как только их не обманывали. Проникали в квартиры доверчивых бабушек и дедушек под видом соцработников и сотрудников ДЭЗа и обворовывали их, продавали им фильтры для воды в 10-50 раз дороже их реальной стоимости, впаривали всякие бесполезные "чудо-приборы" для ионизации воды, предлагали отрегулировать пластиковые окна по цене, близкой к стоимости самих окон, и прочее и прочее.
В последнее время, к этим стандартным разводами добавились мошенничества с пластиковыми картами, фальшивыми квитанциями, ненужной заменой счётчиков и тп.
Перечислять виды мошеннических действий, которые придумали и продолжают выдумывать мошенники, не хватит и дня, а вот то, как обезопасить наших пожилых близких от подобных действий, можно рассказать всего в нескольких фразах.
Для начала, ради справедливости, надо сказать, что не все пожилые люди доверчивые и попадают в подобные неприятности. Есть достаточно много пенсионеров, которых обмануть крайне сложно, если вообще возможно. Однако, если вам повезло, и ваши старички не потеряли деньги даже на "МММ", это не значит, что на них не найдётся очередное, более хитрое мошенничество, когда возраст даст о себе знать.
Что же нужно сделать, чтобы обезопасить себя и своих пожилых близких от мошенников всех мастей? Начнём по порядку.
1. Нужно провести со своими родными очень серьёзную беседу, суть которой заключается в описании проблемы. Необходимо рассказать о том, какие бывают виды мошенничества, описать то, как это происходит, дать прочитать несколько статей на эту тему. Убедиться, что ваши слова восприняты всерьез, а инструкции поняты.
2. Запретить открывать входную дверь по звонку. Это часто бывает очень сложно, ибо пожилые люди большую часть жизни прожили без гаджетов и привыкли общаться с людьми напрямую. Они не понимают, что ни у кого из знакомых, друзей и даже соседей по подъезду не должно возникать трудностей позвонить по телефону и предупредить о визите.
Единственный, кто может звонить в дверь без предупреждения - это мошенник или другой нежелательный визитер. Нет ни одного повода открывать дверь, независимо от того, кто и кем там представляется. И у участкового, и у соцработиков, и у медсестры из поликлиники, у волонтера, сантехника и прочих есть все номера телефонов, и если кто-то хочет пообщаться лично, он может позвонить и назначить встречу.
Еще, хорошо бы, отключить домофон. Всем, кому назначена встреча: родные, друзья, курьеры, врачи и тп сообщать код от домофона. Остальные пусть звонят по телефону, если знают его номер.
3. Запретить разговаривать по телефону с незнакомыми людьми. Может показаться, что этот пункт противоречит предыдущему, но это не так. Если в данный момент ваши родители (бабушка, дедушка) не ждут звонка из банка, из поликлиники, пенсионного фонда или откуда-то еще, не нужно вообще разговаривать.
Как только ваш пожилой родственник понял, что звонит незнакомый человек по ненужному вопросу, он должен немедленно класть трубку. Нельзя даже вступать в разговор. Вежливость и хорошие манеры тут не при чём. И это нужно очень доходчиво ему объяснить. Мошенники умеют забалтывать и морочить голову. Нельзя давать им ни одного шанса.
Если ваш пенсионер "дружит" со смартфоном, лучше вообще отключить стационарный телефон, а на смартфон поставить программу антиспам.
4. Научить и не забывать напоминать как можно чаще, пусть даже они на вас будут ругаться и называть занудами, правила пользования пластиковой картой и правила безопасности.
5. Требовать, чтобы в любом случае, если им что-то предлагают купить, установить, починить, поменять, заказать или протестировать, если в почтовый ящик попала странная платёжка, пришла странная смска, письмо и тп, нужно перед принятием решения, покупкой или оплатой позвонить вам и посоветоваться.
6. Они не должны НИКОГДА НИЧЕГО подписывать, не посоветовавшись с вами, будь то договор с банком, с оператором связи или с поликлиникой, не говоря уже сделках с недвижимостью и тп. Думаю, этот пункт можно не расшифровывать, он понятен и так.
Если, несмотря на предыдущие пункты, они уже что-то сделали, купили, заплатили, кому-то что-то сообщили, что-то подписали и тп, нужно сразу рассказать об этом вам. Многие ситуации можно исправить по горячим следам.
7. При размещении, пролонгации денежных вкладов в банке, советоваться с вами. Некоторые банковские сотрудники, пользуясь доверчивостью пенсионеров, могут предложить банковский продукт, который им не нужен. Например, вместо обычного вклада навязать инвестпродукт, не защищённый страховкой АСВ, прикрепить какую-нибудь страховку и прочее и прочее.
В принципе, этого уже достаточно, чтобы обезопасить наших дедуль и бабуль от большинства видов мошенничества.
И в качестве бонуса: Постоянно проверять в личном кабинете то, какие услуги и тарифы подключены в мобильных телефонах у ваших стариков. Я несколько раз отключал своим разные дорогостоящие ненужные услуги, которые появлялись сами. Когда же они снова появились, я позвонил оператору связи с угрозой написать жалобу в минсвязи и прокуратуру, если они не перестанут обманывать моих родных.
Возможно, я что-то упустил. Буду рад любым дополнениями и уточнениям в комментариях*
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересный материал.
Читайте:
Почему не падают цены на аренду жилья. Секрет опытных рантье.
Почему люди покупают поддельные вещи, хотя за те же деньги можно купить настоящие
Как застраховаться от любого кризиса
*статья является личным мнением автора, не содержит советов и не претендует на истину..