Парадокс: каждый день мы что-то покупаем, но зачастую не знаем, как быть, если в процессе сталкиваемся с нарушениями, будь то низкое качество продуктов, правила магазина или проблемы с возвратом товара. В этом материале речь пойдет об основных нюансах, которые следует знать при совершении покупок, а также о том, как правильно вернуть покупку в магазин. Помните: у покупателя есть не только права, но и обязанности!
Что в ячейке?
Вопреки объявлениям в торговом зале, магазины несут ответственность, в том числе материальную, за вещи, оставленные в камерах хранения. Слабое утешение, если у вас и правда пропадет что-то ценное, но имейте в виду.
Ешьте смело!
Если вы (или ваш ребенок) не удержались и начали жевать зефир или сосиску прямо в торговом зале, вы все так же можете оплатить продукт на кассе, при этом должна остаться упаковка (чтоб идентифицировать товар). Логично, что данное правило не распространяется на весовые товары , которые взвешиваются на кассе, товары без упаковки с маркировкой (хлебушек, например).
Ой, разбилось...
Если вы повредили товар (например, разбили бутылку с соком), вы не обязаны платить - но только в том случае, если виноват магазин (допустим, проход узкий и вы задели стеллаж сумкой). Если же вы вертели бутылку в руках и она выскользнула - вина полностью на вас, увы, придется оплатить ущерб.
Все средства хороши
Если у вас не хватает денег, чтобы оплатить покупку только наличными или только по карте, вы можете попросить о комбинированной оплате - закон это не запрещает.
Ценник всегда прав
Если вы притащили на кассу любимые конфеты и обнаружили, что цифра в чеке отличается от той, что была указана в ценнике, - смело требуйте перерасчета. Никаких оправданий в стиле "мы еще не успели поменять ценники" - продавец обязан продать товар по той цене, которую покупатель изначально увидел на прилавке.
Уберите от меня руки!
У кассы на вас сработала защитная система? Помните, охранник не имеет права обыскать вашу сумку (но имеет право задержать вас, если подозревает в краже). Обыск могут производить только сотрудники МВД.
Что нужно знать о возврате товара
Покупка состоялась, но спустя время вы поняли, что хотите ее вернуть. Не подошел размер/разочаровал цвет/устройство работает не так, как вы ожидали, - ну, мало ли какая ситуация. И наверняка вы слышали кучу баек от знакомых, как с хорошим концом, так и с плохим. Да, возврат - штука сложная, и не всегда ситуация складывается в вашу пользу.
Товары надлежащего качества
Возврат товара надлежащего качества возможен в течение 14 дней, ненадлежащего – в течение 2 лет с момента покупки. Во втором случае товар может иметь следы эксплуатации, но вам придется доказать, что, скажем, сапоги расклеились или изменили свой цвет из-за ошибки производителя, а не по вашей вине (из-за неправильного ухода, например).
Товары ненадлежащего качества
При возврате товара, который огорчил вас своим качеством, необходима экспертиза. Ее оплачивает продавец, в случае отказа - оплачиваете вы, но если будет доказан брак товара, продавец возместит стоимость экспертизы (иначе его ждет суд). Однако, если продавец оплатил процедуру и выяснилось, что товар был поврежден вами (например, вы постирали шерстяное пальто в горячей воде и оно село) - настанет уже ваша очередь возмещать деньги за экспертную проверку.
Критерии для возврата
Критерии для возврата (или отказа от оплаты) должны быть объективными: не тот размер, истекший на момент покупки срок годности, неисправность, дефекты и пр. К этому перечню не относятся такие оценки, как "вкусно/невкусно", "мне не нравится моя новая стрижка" (особенно если стрижку сделали в соответствии с вашими объяснениями; если нет - другое дело) и так далее.
Документы
Чтобы оформить возврат, паспорт и прочие документы, удостоверяющие вашу личность, не нужны (и вы не обязаны предъявлять их продавцу).
Бытовая техника
Бытовая техника - это технически сложный товар, на который установлен гарантийный срок и в техническом паспорте (заменяющем его документе) которого имеется отметка о дате продажи. По этой причине вернуть или обменять новую духовку или стиральную машину можно только в случае ненадлежащего качества, но никак не по причине того, что вы промахнулись при замерах или захотели серебристый вариант вместо белого.
О чеках
Наличие чека (или хотя бы устное озвучивание его номера) значительно упростит вам жизнь, но если его нет, товар все равно можно вернуть, если другие доказательства покупки (свидетели, заполненный продавцом гарантийный талон с печатью и пр.).
Товары на акциях
Какими бы большими буквами магазин ни писал объявления о том, что товары, купленные по акции, возврату не подлежат, это противоречит законодательству. Не важно, со скидкой или без вы купили свитер, кастрюлю или фен - если товар некачественный, вы имеете право вернуть их назад и получить назад свои деньги.
Про деньги
Если вы купили вещь, допустим, за 100 рублей, а в момент возврата она стоит уже 200 рублей (акция закончилась:), продавец обязан выплатить вам сумму в соответствии с ценой, действующей на момент возврата (чур, не жульничать на этом!).
Повторение - мать учения:
- фотографировать в магазинах – можно;
- жалобная книга должна быть предоставлена покупателю по первому требованию;
- возврат качественного товара возможен только в упаковке и без следов пользования;
- есть целый перечень товаров надлежащего качества, которые невозможно вернуть (нижнее белье, ювелирные изделия, бытовая техника и пр);
- гарантийный срок на сезонные товары начинается не с момента покупки, а с момента наступления сезона. Например, для осенних ботинок это 15 сентября, зимних - 15 ноября, весенней и летней обуви - 1 марта и 1 мая соответственно.
Есть ли какая-то тема или вопрос, связанные с покупками и лайфхаками, о которых вы хотели бы прочитать? Делитесь с нами в комментариях, будем рады обсудить интересующие вас темы!
Ваши Slivki.by