Новости, Наука и образование, История
Весной 2020 г. исполняется 350 лет со дня начала Восстания под предводительством донского казака Степана Тимофеевича Разина (1630-1671 гг.) или Крестьянской войны Разина. Формально завершилось Восстание предательством казачьей верхушкой С.Т. Разина и выдачей его царским властям в апреле 1671 г., когда его доставили в Москву вместе с братом Фролом и в июне 1671 г. казнили. Ещё несколько лет после этого группы сторонников С.Т. Разина бесчинствовали в Поволжье.
Восстанию предшествовали успешные разбойничьи набеги казачьей голытьбы (бедноты) в 1667-1669 г. по рекам Волге и Яику (ныне – Урал), по Каспийскому морю в Персию (“поход за зипунами”), однако именно весной 1670 г. атаман С.Т. Разин перестал быть “уголовным” преступником, а стал “политическим”, так как открыто выступил против царской власти. Получив в ходе набегов 1667-1669 гг. высокий авторитет и славу, С.Т. Разин в короткий срок смог мобилизовать, по разным оценкам, от 100000 до 200000 человек, которые, где-то под его непосредственным началом или под руководством его ближайших сторонников, где-то стихийно, начали вооружённую борьбу фактически против царской власти в России. При этом С.Т. Разин распространял среди восставших наивную веру в “доброго царя-батюшку”, которого обманывают бояре и воеводы. Например, он распространял слухи о том, что именно у него в стане, а не в г. Москве, находятся московские царевич и патриарх. Однако же, слухи эти могли быть основаны на исторической памяти борений за власть Смутного времени и брожениях в народе во время церковного раскола. Восстание носило характер типичного средневекового антифеодального бунта, не имевшего точной и ясной идеологии, далёкого от революции, которая меняет форму правления и экономическую формацию; столь масштабные бунты такого характера к тому времени уже давно прошли в более развитых Англии, Франции и Германии. Ядром восставших был казацкие бедняки (“голытьба”), которые раньше бежали из Русского царства на р. Дон, стремясь спастись от тяжёлой жизни; среди беглецов немалую часть составляли крепостные крестьяне. Значительное число беглецов оседало в районе городов Тамбова, Пензы и Симбирска. Казаки на р. Дон находились в вассальной зависимости от Русского царства, но по-прежнему действовал старинный казачий принцип “с Дону выдачи нет”. Между тем, по прибытии на Дон беглецы скоро обнаруживали, что их не допускают в казачий круг (орган местного самоуправления), жалованья, поставляемого Русским царством, им не выдают. Единственным средством заработка являлись в таком случае хищения. Сам же С.Т. Разин родился в зажиточный семье казака станицы Зимовейской, был профессиональным военным, так как участвовал в казацких походах против крымских татар и турок. В этническом отношении он был помесью восточных славян и тюрков, по − вероисповеданию православным христианином. Один из тех, на кого царь Алексей Михайлович Романов мог положиться более всего в вопросах взаимоотношений Русского царства и Донского круга, С.Т. Разин поднял восстание. По ходу восстания к нему присоединилось многие крепостные крестьяне Русского царства, изнемогавшие под вторым игом Руси − крепостным правом, городские бедняки и даже стрельцы. По национальному составу Восстание включало в себя многие народы Поволжья.
Царское правительство мобилизовало против восставших 60000 войска. Восставшие захватили города Астрахань, Саратов, Самару, но в октябре 1670 г., осаждая Симбирск, потерпели серьёзное поражение от подошедших на помощь осаждаемым правительственных войск под командованием боярина и воеводы Ю.Н. Барятинского. Разбой и убийства дворян и зажиточных купцов, чинимые восставшими, подкреплялись обоснованными идеями о свободе человека. Куда приходили повстанцы, там они освобождали простых людей от крепостной зависимости и податей. Таким образом, Восстание, с одной стороны, было преступлением низших слоёв населения против государственной власти и собственности, а с другой – единственным способом защититься от притеснений со стороны царско-помещичьей власти и казачьей верхушки. В конечном итоге, только 19 февраля 1861 г. царь Александр II Николаевич Романов “Освободитель” принял Манифест “О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей”. К тому времени все казаки как отдельное сословие полностью подчинились законам Российской империи и стали основой царской власти.
Противоречивость фигуры С.Т. Разина для российской истории отразилась в цикле русских народных сказаний и песен, где он рисуется то колдуном, то еретиком, то справедливым и честным атаманом, защитником бедных, освободителем. В царское время С.Т. Разина власти и наука по большей части осуждали, в советское время – героизировали.
Урок для любой власти: голодные люди, у которых отнимают права и свободы, рано или поздно совершат такое, последствия чего будут непредсказуемыми и им не будет принципиально интересным то, как называется очередной глава государства или как называется государство.