Найти тему
рЫчар

Сон о будущем. Глава 3. Вероятность абсолютна

«я взял со стола, как теперь помню, червонного туза и бросил кверху: дыхание у всех остановилось, все глаза выражая страх и какое-то неопределенное любопытство, бегали от пистолета к роковому тузу, который, трепеща в воздухе, опускался медленно; в ту минуту, как он коснулся стола, Вулич спустил курок…осечка!

- Слава Богу – вскрикнули многие, - не заряжен….

- Посмотрим, однако ж, - сказал Вулич. Он опять взвел курок, прицелился в фуражку, висевшую над окном; выстрел раздался – дым наполнил комнату. Когда он рассеялся, сняли фуражку: она была пробита в самой середине и пуля глубоко засела в стене». Сергей Петрович медленно закрыл старую потрепанную книгу из настоящей бумаги и несколько секунд наблюдал реакцию аудитории.

- Я думаю каждый из вас в рамках стандартной программы информации о литературе ознакомились с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова, в частности данный отрывок из произведения «Герой нашего времени».

Некоторые студенты одобрительно кивали.

- Кто мне подскажет, как называлась глава, отрывок из которой я сейчас прочитал.

- Фаталист, - быстро откликнулась Набокина Ксения, отличница курса.

- Правильно. А что означает это слово? Что означает слово фатальность и как оно соотносится с изучением нашего предмета «вычисление вероятностей точек координат»?

- Фатальность, это событие имеющее заранее определенную вероятность наступления, а мы изучаем способы расчета вероятности наступления тех или иных событий и их синергию. То есть наш предмет не говорит о том, что что-то наступит с вероятностью 100% мы лишь пытаемся рассчитать насколько эта вероятность меньше 100%. – снова отчеканила Ксения.

- И да и нет. Вероятность это лишь верхушка айсберга в вопросе понимания устройства нашей вселенной, нашей реальности так сказать. – парировал Сергей Петрович, сняв свои старомодные очки с линзами из натурального стекла.

- Что вы имеете ввиду? – раздалось откуда-то из зала.

- Я имею ввиду иные выборы. Что если мы совершаем все возможные выборы одновременно?

- Я вас не очень понимаю, - сказала Ксения посмотрев на своего преподавателя с некоторым недоверием.

- Хорошо, я вам сейчас попробую объяснить это более доходчиво. На примере опыта Юнга. Электроны поочередно направляют в «мишень» через прорезь в щитке. В этот момент Сергей Петрович активировал динамические слайды на интерактивной доске. – электроны, поочередно проходя через прорезь в щитке образуют ровную вертикальную линию. Увеличим количество прорезей до двух. Как думаете что мы увидим?

- Ну две линии, ответили меланхоличным тоном откуда-то с середины аудитории.

- А вот и нет, линий будет гораздо больше. Это называется интерференция.

- Сергей Петрович, это вполне возможно! – стал включаться в общий спор Тарас. Один шар, ой, простите, электрон, может пройти только в одну из двух прорезей. Следовательно линий попадания должно быть тоже две! Но это было бы справедливо, если бы электрон был частицей. Но если представить что он волна, то всё встает на свои места. Волны соударяясь друг о друга своими вершинами в конечном счете и образуют ту самую интерференцию о которой вы говорите.

- Ровно до того момента, пока вы не захотите на них посмотреть, - сказал Сергей Петрович

- Что это значит?- непонимающе прищурился Тарас, заёрзав в учебном кресле

- Это значит ровно то, что когда вы захотите посмотреть, как же всё таки электрон проходит через щиток, то вы увидите снова две линии. Сам факт наблюдения сводит интерференцию до двух линий. Как будто бы электрон это частица, а не волна. Это так же может значить и то, что мы можем наблюдать только две «полоски».

- В смысле не сможем технически увидеть движение электронов? – добавила свое слово Ксения

- В том смысле, что в другом случае, нас уже не существует. Попробую объяснить иначе. Проведем следующий мысленный эксперимент. На столе два наперстка, вам нужно выбрать один. В одном из них шарик. Вроде бы суть действия проста. Надо выбрать. Однако представим и то, вы не человек, а волна. Вы сбиваете оба наперстка разом. Разделяясь о них вы идете дальше, сталкиваясь о другие такие же волны, других ребят. Которые так же переворачивали наперстки. Как мы знаем волны угасают со временем, пройдя определенное расстояние или столкнувшись с препятствием или другими волнами. В конечном итоге одна из тех волн, которая образовалась, например, от наперстка с шариком угаснет раньше той, которая образовалась от пустого наперстка. Всё происходит моментально. На самом деле вы подняли оба наперстка, просто тот другой Вы, который поднял наперсток с шариком прожил не такую долгую жизнь и его, например сбила машина. А вы проживете чуть дольше. Это доказывает именно тот факт, что вы видите пустой наперсток. Вот так.

- Позвольте, Сергей Петрович, как может быть два меня ? У меня ведь одна душа? Я не могу быть в двух местах одновременно! – возразил Тарас.

По аудитории тотчас прокатился смешок. Любые отсылки к религии вызывали праведный гнев преподавателей и могли стать поводом для травли среди других познающих.

- Тарас, на ваш вопрос я могу ответить лишь, что возможно мы просто не помним этого. Возможно нечто, что показывает нам две полоски вместо множества понимает что мы наблюдаем. Возможно, оно охраняет нас, из раза в раз перенося нас как наблюдателя в безопасную точку координат.

Ксения смотрела стеклянными глазами куда-то сквозь стену и не отрывая взгляда произнесла: - получается никакой свободы выбора не существует. Мы уже сделали все возможные выборы и пребываем в этой реальности только потому, что она единственная из возможных? Поэтому пистолет Вулича не выстрелил? Потому что он остался как наблюдатель в той точке координат, где остался жив?

- Так говорит теория.

***

предыдущая глава Сон о будущем. Глава 2. Улицы не лгут