Найти тему
Культурный Петербург

СУЕТА ВОКРУГ БОГИНИ

Сериал Людмила Гурченко
Сериал Людмила Гурченко

К юбилею Людмилы Гурченко телевидение «обрадовало» ее поклонников премьерой сериала, посвященного ее личной жизни и….творчеству

Появление сего экранного биографического эпоса, конечно, стоило ожидать не только ввиду желания подобным образом отметить 80-летие со дня рождения Людмилы Марковны. Свою стимулирующую роль сыграла и мода среди мастеров отечественного «мыловарения» на то, чтобы экранизировать истории жизни и любовные приключения кумиров недавней эпохи. Здесь и выдумывать ничего особенного не надо: бери книги воспоминаний, быстренько адаптируй их под количество серий и собственные творческие и финансовые возможности, приглашай на роли ушедших и существующих кумиров того, кто под рукой, или того, кто согласится, и вот уже на федеральном канале идут волнующие воображение премьерные анонсы. Судя по тому, что пришлось увидеть зрителям сериала о великой актрисе в течение 12 серий, именно так он и создавался. Хотя его авторы чуть ли не на библии клялись о том, что все истории взяты ими из трех книг воспоминаний Людмилы Гурченко.

Нынче в ряду «тяп-ляп» мастеров, снимающих сериальное кино про знаменитость, оказались режиссеры Сергей Алдонин и Александр Имакин, ничем особо в кинематографе и сопредельных искусства не отличившиеся. Однако первый из них рьяно рассказывал во всех интервью направо и налево, что лично знал Гурченко, и даже мечтал о совместных с нею проектах. Мечтать не вредно для того, кто мечтает. А вот для зрителей подобная «мечтательность» обернулась таким количеством несуразностей, странностей, пошлостей и неуемных фантазий, что остается дождаться только того момента, когда на авторов сериала под названием «Людмила Гурченко» подадут в суд либо родственники тех, кого показали на экране, либо сами герои, не похожие даже портретно на самих себя.

Впрочем, авторы нынешнего псевдобайопика схитрили и переформатировали иные очевидно реальные фигуры из отечественного мира искусств и шоу-бизнеса в вымышленные. Иосиф Кобзон стал вдруг…Вадимом Орловым. А некий бородатый бард с явными повадками Безрукова из фильма о Высоцком получил имя Аркадия Новицкого. Про портретное сходство (точнее, его отсутствие) иных реальных персонажей вроде ленинградских кинорежиссеров Алексея Германа и Виктора Трегубовича и говорить не приходится. В этой же портретной «галерее» оказались и московские братья Никита и Андрон, а также – Марк Бернес, Олег Ефремов, Игорь Ильинский, Эльдар Рязанов, Петр Тодоровский, Сергей Шакуров. Порою при просмотре сериала возникало устойчивое ощущение визуального бреда, когда в кадре появляется персонаж под «ником» «Юрий Никулин», а он на гениального артиста ни капельки не похож. Право слово, подобный портретный грим не подошел бы даже для шоу «Точь-в-точь».

Сей список подобных лжеперсонажей сериала можно продолжать бесконечно. Однако самый главный «прокол» его авторов – это то, как сыграла главную героиню Юлия Пересильд, которая примерно также похоже на Людмилу Марковну, как я был похож когда-то на Игоря Скляра и Сергея Шахрая одновременно. Однако несхожесть облика двух актрис можно было даже простить, если госпожа Пересильд хотя бы немного понимала суть характера той женщины, которую она пыталась изобразить. Женщины и актрисы, которая потрясала и очаровывала всю страну, оставаясь при этом человеком сложной судьбы и непростой личной жизни. Если предположить, что зритель сериала ничего не знает о жизни Людмилы Гурченко и не читал ее книги воспоминаний, то, посмотрев нынешний сериал, он вполне может вынести впечатление о вздорном характере «звезды» советского кино, которой мешали самовыразиться все кому не лень. И, прежде всего, ее любимые мужчины и мужья. Почему-то мне кажется, что в реальности все было в жизни не так или совсем не так, как об этом рассказано в сериале.

Телеэкранный результат печален. Перед зрителями предстала не та актриса, которую мы давно и хорошо знали и знаем, а какая-то суетливая и амбициозная уроженка Харькова, не обладающая ни шармом «звезды», ни талантом лицедейства. В исполнении Юлии Пересильд все это превратилось в пошлое кривлянье на тему «я стараюсь играть Людмилу Гурченко». Старания пропали зря. 12 серий подряд я видел в кадре Юлию Пересильд и лишь изредка вздрагивал, когда с экрана доносились знакомые с юности имена и фамилии тех, кого люблю и кем восторгаюсь, а с некоторыми даже иногда общался. И, прежде всего, с Людмилой Марковной…

Случилось и мое журналистское счастье, когда мне посчастливилось проводить пресс-конференцию с ее участием. Могу свидетельствовать: вела она себя тогда совсем не так, как это показано в сериале в аналогичном эпизоде. И потому я остаюсь верен этому своему, дорогому сердцу воспоминанию, а не тому, что я увидел в сериале. Даже несмотря на то, что он называется такими восхищающими тысячи людей именем и фамилией – Людмила Гурченко.

Сергей Ильченко

Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения

https://jf.spbu.ru