Белое движение на юге и на востоке России в 1919 году разрослось «ударными темпами». Общее количество белых в период пика военных успехов историки доводят до почти миллиона человек.
Но сколько из них реально находилось на фронте? В принципе, при любой войне немалую долю в армиях составляют штабные и тыловые части.
Гражданская война в России при этом побила рекорды. После поражений конца 1919—начала 1920 гг. белогвардейцев ВСЮР «загнали в Крым». Но все равно, их еще оставалось немало.
Новый лидер белых войск на юге России, барон Петр Николаевич Врангель, приводит интереснейшие данные:
«...На довольствии в армии состояло более 150 000 ртов, но из этого числа лишь около одной шестой могли почитаться боевым элементом, остальную часть составляли раненые, больные, инвалиды разных категорий, воспитанники кадетских корпусов и военных училищ, громадное число чинов резерва, в большинстве случаев престарелых, чинов многочисленных тыловых учреждений...» (с) П.Н. Врангель. Записки.
Так, теперь давайте разделим сто пятьдесят на шесть, что в итоге получим? Правильно, порядка двадцати пяти тысяч. Кстати, это были очень эффективные войска, с которыми «черный барон» провоюет еще полгода.
Врангель осознавал проблему «раздувшегося тыла» и на ротяжении всего периода своего правления в Крыму рассылал грозные приказы о переводе «тыловиков» в строевые части. Честно рассылал, старался. Я лично в ГАРФе (Государственный Архив Российской Федерации) читал эти приказы.
Вот только те войска, что действовали потом против большевиков, количественно так и оставались на прежнем уровне. Отчасти этому способствовали высокие потери среди боевых частей. Но и «уклонистов» было великое множество: поражение белого движения уже было очевидно слишком многим.
Правда, не стоит ругать только «клятых тыловиков». В конце концов, солдатам и офицерам было банально нечем воевать. Схожую проблему белые испытывали и ранее. Например, у Колчака исследователи часто находят 600—700 тысяч человек в «золотые дни». Но этим войскам тупо не хватало вооружения, на фронте было не более двухсот тысяч + атаманы и карательные отряды тыла.
Эту ситуацию можно считать «характерной чертой» Гражданской войны: на бумаге у нас эпичные армии в сотни тысяч рыл, а на самом деле — армии как дивизии, дивизии — как полки. «Минимализация», блин. Что де-факто есть, тем и воюем.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Читайте также другие мои каналы:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.