Мы думаем, что хорошо знаем историю нашей страны, однако в ней еще достаточно темных пятен, которые нам предстоит раскрыть.
Исторически сложилось, что судьбами человечества владеют мужчины, однако не меньшую роль здесь играют и женщины.
Князь Рюрик – основатель династии, правившей более 7 веков на территории нашей страны, которую, впоследствии сменила другая, не менее известная династия – Романовы.
Но пока еще далеко до лихих дней Смуты, и княжеские ладьи только-только причалили к берегам молодого государства, чтобы взять бразды правления в свои руки.
Так кто же та красавица, которая, кутаясь в меховые одежды, прибыла вместе с князем на полудикую варварскую землю.
Есть несколько версий о происхождении девушки.
Согласно одной из них Рюрик по обычаям языческих племен имел несколько жен, одной из которых была Альфвинд (Ефанда) Урманская, дочь славного норвежского ярла Кетиля Лосося, которому, судя по «Саге об Этиле», везде сопутствовала удача.
Другая легенда гласит, что Ефанда была дочерью новгородского посадника Гостомысла - инициатора приглашения Рюрика.
Основные сведения о княгине можно почерпнуть из Иоакимовской летописи, найденной в первой половине XVIII века первым русским историком В. Н. Татищевым.
Таинственная летопись рассказывает нам о любви Рюрика к Ефанде, что заставляет нас предполагать о красоте и уме княгини.
«Имел Рюрик неколико жён, но паче всех любляше Ефанду, дочерь князя Урманского; и егда та роди сына Ингоря, даде ей обещанный град с Ижорою в вено» — так говорится об этом в летописи.
Утренний дар – прекрасный средневековый обычай, который позволял судить, насколько новоиспеченный муж ценил свою супругу, полагался княжеской жене при заключении брака и оставался в ее собственности после смерти супруга.
Между тем, Рюрик не спешил одаривать супругу, а сделал это только после рождения Игоря (преподнес жене в дар Ладогу с прилегающими территориями).
О дате смерти княгини до сих пор идут споры между историками, возможно, ее не стало после рождения Игоря, ведь на момент своей смерти Рюрик поручил заботу о нем своему родственнику – Олегу.
Интересная деталь: «видев же сынa Ингoря вельми юнa, предaде княжение и сынa свoегo шурину свoему Oлгу, Вaрягу сущу Князю Урмaнскoму» - так повествует нам Иоакимовская летопись. Раскольническая летопись называет Олега дядей Игоря со стороны матери.
Выходит, что Олег был братом Ефанды и именно ему Рюрик доверил управление государством в период малолетства Игоря. Не указывает ли это на особое расположение Рюрика к Ефанде и не выделяет ли ее среди других жен? А может и так, но это уже совсем другая история.